Облака и ЦОДы (II часть)

Логотип компании
Облака и ЦОДы (II часть)
Несколько лет назад одним из основных драйверов роста рынка ЦОДов были облака – а за счет каких технологий происходит развитие сегодня? Насколько сильно влияние облачных сервисов и услуг на рынок data-центров? Действительно ли одних облаков уже недостаточно, чтобы поддерживать хотя бы тот же уровень, что и несколько лет назад?

(Продолжение. Начало в IT News № 10/2019)

Облачный драйв

Как мы уже выяснили, с одной стороны, можно сказать, что рынок ЦОДов замедляется, а с другой – многое в нашей оценке зависит от угла зрения и точек отсчета. Скажем, несколько лет назад одним из основных драйверов роста рынка ЦОДов были облака – а за счет каких технологий происходит развитие сегодня? Насколько сильно влияние облачных сервисов и услуг на рынок data-центров? Действительно ли одних облаков уже недостаточно, чтобы поддерживать хотя бы тот же уровень, что и несколько лет назад?

По мнению Игоря Мартюшева («Марвел-Дистрибуция»), в продажах cloud-решений спада не наблюдается. Наоборот, темпы роста остаются в прежних пределах – порядка 20-30% в мире и 30-60% в России, уверяет он.

Ольга Соколова (Linxdatacenter):
Ольга Соколова (Linxdatacenter):
«Дело скорее не в недостаточности потенциала облаков как драйвера роста, а в ограничениях рынка по созданию новых емкостей».

Ольга Соколова (Linxdatacenter) отмечает, что наиболее заметное влияние на рост емкостей ЦОДов оказывают динамично растущие за счет цифровых инструментов отрасли экономики: ретейл, финансы, логистические компании, контент-провайдеры, телеком. В России сюда можно добавить добывающие компании, хотя в силу специфики их бизнес-модели и структуры собственности они зачастую предпочитают обходиться собственными ЦОДами. «Облака, с одной стороны, стимулируют спрос на стойки, а с другой – возможности виртуализации и умного использования вычислительных и прочих мощностей площадки за счет совершенствования софта позволяют извлекать все больше пользы для бизнеса из меньшего количества ресурсов, что в какой-то степени играет на снижение спроса непосредственно на новые стойки», – поясняет она.

Андрей ГЛУЩЕНКО, директор департамента автоматизации ИТ INLINE Technologies:
Андрей ГЛУЩЕНКО, директор департамента автоматизации ИТ INLINE Technologies:
В октябре 2019 года стало известно о контракте Microsoft и Пентагона на создание облачной структуры хранения данных. Понятно, что это вовсе не значит, что американские военные намерены перейти в публичное облако. Однако использование облачных технологий такой мощной организацией, как Пентагон, в принципе говорит об их зрелости, о доверии к ним со стороны серьезных заказчиков и о выгоде, которую сулит применение этих решений. И это может подтолкнуть других крупных игроков к более активной миграции на облачные платформы.
По данным Gartner, мировой рынок публичных облачных сервисов сегодня является одним из самых динамичных – с перспективой роста в 2019 году до $214,3 млрд, что на 17,5 % больше, чем годом ранее. Примечательно, что быстрее всех растет сегмент инфраструктурных облачных сервисов (IaaS). Так, в 2018 году Alibaba Cloud стала лидером этого сегмента, показав впечатляющий рост – до 92,6%. В целом же планируется, что рынок IaaS в 2019 году вырастет более чем на четверть: с $30,5 млрд до $38,9 млрд.
Иными словами, доля IaaS-решений на рынке облачных сервисов увеличивается по мере того, как компании переносят свою инфраструктуру в облака. При этом сам рынок глобальных облачных услуг явно консолидируется. Так, доля основных игроков – Amazon, Microsoft, IBM, Google и Alibaba – уже достигла 77%, и остальные участники постепенно вытесняются.
Почему крупные мировые компании переходят в облака? Почему не боятся доверять свою информацию глобальным операторам облачных платформ? Ведущие игроки уверяют, что это выгодно. На компанию не ложится груз строительства и обслуживания большого ЦОДа: оборудование, энергоснабжение, климатика, персонал, подключение к операторам и точкам обмена трафиком.
Второй главный довод – время. Компания получает экономию за счет гибкости оперирования своей ИТ-инфраструктурой. Ей не надо проводить закупочных процедур, ждать поставки оборудования. В случае если серверные мощности не задействуются, компания просто отказывается от услуги. Проблем с утилизацией – ноль. И компании это используют. Так, Volvo выбирает Azure, а GE переносит свою инфраструктуру на Amazon Web Service.
Кроме того, крупнейшие операторы облачных решений способны предложить свою глобальную инфраструктуру. Например, AWS обладает сетью из более чем 150 ЦОДов в 22 регионах по всему миру. И этот аргумент, в частности, стал решающим для глобальной туристической компании Expedia Group.
Еще одно преимущество глобальных облачных решений – защита. Использование решения от поставщика глобальных облачных сервисов чаще всего позволяет повысить уровень корпоративной информационной безопасности. Так, компании Siemens удается обезвреживать 60 тыс. киберугроз в секунду с помощью AWS Machine Learning.
А что насчет проблем? Проблемы, с которыми сталкиваются компании при миграции на облачные платформы, присущи внедрению любого нового технологического решения: дополнительные затраты, изменение бизнес-процессов, создание компетентных команд, которые будут внедрять эти решения. Очевидные же минусы для компаний-заказчиков найти сложно.
Смена тенденции развития ИКТ-отрасли с миграцией инфраструктурных решений в облака вызвала спрос на специалистов в сфере облачных технологий: инженеров, архитекторов, причем как у корпоративных заказчиков, так и в компаниях, работающих в B2B-сегменте, включая системных интеграторов. Системным интеграторам приходится приспосабливаться к новым реалиям, и их выручка все больше генерируется за счет услуг, в том числе предоставляемых при миграции инфраструктуры заказчика в облака.
В России в силу внешнеполитических проблем использование отечественными компаниями зарубежных глобальных облачных платформ связано со многими рисками. Но у нас есть и свои крупные операторы: «Ростелеком», CloudMTS, «Сервионика», DataLine, которые суммарно занимают более 40% отечественного рынка IaaS примерно в равных долях.
Так что в России тоже возможен бум рынка облачных решений. Согласно исследованию IDC, рынок облачных услуг в 2019 году у нас вырастет на четверть – почти до $1 млрд. Таким образом, динамика роста всех облачных услуг предполагается выше общемирового уровня (24% против 17,5%), а рост IaaS-услуг должен составить 27%, то есть практически столько же, сколько во всем мире. Правда, российский рынок не столь консолидирован, и потому сложно сказать, как на нем будет развиваться конкурентная ситуация в дальнейшем. Но те процессы цифровой трансформации, которые проходят сейчас у нас в стране, внушают уверенность в дальнейшем росте сегментов IaaS и облачных серверных платформ (PaaS).

По словам Евгения Салихова (OCS), облачный рынок стабильно растет не один десяток лет и то, что он в какой-то своей части замедляется, совершенно не означает, что облака потребляются меньше. Просто сервисы из IaaS перемещаются в другие сегменты, например SaaS и PaaS, и до объема предложений маркетплейсов таких игроков, как IBM, Google и Amazon, нашим ЦОДам еще очень далеко.

Евгений Салихов (OCS):
Евгений Салихов (OCS):
«ЦОДы в России исторически были точкой роста именно IaaS-сегмента, и очень редко случались попытки реализовать ограниченные PaaS-сценарии».

Дмитрий Дородных (Техносерв Cloud) считает, что в целом наблюдается увеличение общего количества сервисов и данных в известных интернет-компаниях. Кроме того, продолжается постепенный переход бизнеса и государства из собственных ЦОДов в коммерческие, появляются новые законодательные инициативы, на рынок приходят заказчики из-за рубежа, в том числе из Азии, резюмирует он.

Олег Котелюх («Инпро Технолоджис») в числе основных сегментов, стимулирующих развитие рынка ЦОДов, называет ретейл, финансовый сектор и телеком. Заметно также влияние со стороны контент-провайдеров и предприятий сферы промышленности и логистики.

Егор Волков (INLINE Technologies) отмечает, что в последнее время, как ни странно, ряд госструктур, а также госкорпорации склоняются к централизации своих вычислительных ресурсов в отраслевых ЦОДах и на площадке национального оператора, который, в свою очередь, значительно укрепил лидерские позиции за счет покупки ближайших конкурентов на этом рынке. Таким образом, именно государство напрямую влияет на значительный рост данного сегмента.

 

Егор Волков (INLINE Technologies):
Егор Волков (INLINE Technologies):
«Немаловажную роль в росте рынка ЦОДов играет программа “Цифровая экономика Российской Федерации”. В частности, Генеральная прокуратура – единственный включенный в эту программу правоохранительный орган – перешла на сервисную модель и ряд услуг потребляет из облака».

Олег Любимов (Selectel) подтверждает, что уже сейчас 80% выручки его компании приходится на облачные сервисы IaaS — Bare metal cloud, облачную платформу Selectel, облако на базе VMware. Этот сегмент ее бизнеса растет быстрее остальных, удваиваясь каждые два года в денежном выражении. Под собственные облачные сервисы в Selectel используют до 50% емкости data-центров, и эта доля продолжит увеличиваться, говорит г-н Любимов.

Олег Любимов (Selectel):
Олег Любимов (Selectel):
«Рост в последние годы во многом подстегивается за счет облачных сервисов, и этот тренд сохраняется».

Михаил Луковников (ЦОД «ТрастИнфо», ГК «АйТеко») отмечает, что влияние облачных технологий усиливается по мере роста применения технологий промышленного «Интернета вещей» и машинного обучения. «Возможно, спад, который отмечает iKS Consulting, стал хвостовым эффектом кризиса, когда многие проекты в области цифровизации и работы с данными были отложены», – рассуждает он. Большую роль в стимулировании рынка играет государство: выделены ключевые направления цифровизации и прорывные технологии, инициирован ряд нацпроектов, основой которых будут федеральные платформы для обработки данных. Примеры – перезапуск «Гособлака», «Экология» (2019–2024). Важно, что вести эти проекты будут не единичные исполнители, а консорциум компаний, то есть создается возможность для конкуренции, подчеркивает г-н Луковников.

Технический консультант Atos Алексей Коваленя основными плюсами облачных технологий и сервисов считает избавление заказчиков от головной боли при подготовке и сопровождении инфраструктуры, высокую скорость предоставления, оказания и готовности услуги и низкую зависимость от локальных вычислительных устройств. А в числе сдерживающих стремительное развитие этого рынка называет следующие факторы: 1) каналы передачи данных не успевают за ростом объемов информации; 2) вопрос безопасности данных актуален как никогда, особенно в том, что касается риска утечек и перехвата при передаче; 3) сложности правового регулирования в данной сфере.

Рунет в опасности?

1 ноября 2019 года вступил в силу закон об «обеспечении безопасного и устойчивого функционирования сети Интернет на территории Российской Федерации». Надо сказать, в последние несколько лет у нас принят целый ряд правовых актов, так или иначе затрагивающих внутренний IT-рынок. Какие из них в большей степени повлияли на рынок облаков и ЦОДов и чего ждать от нового документа?

Ольга Соколова (Linxdatacenter):
Ольга Соколова (Linxdatacenter):
«Что касается закона о “суверенном Рунете”, мы не можем ничего сказать о его влиянии, пока не станут ясны конкретные шаги государства в этом направлении».

Ольга Соколова (Linxdatacenter) подчеркивает, что решения регулятора безусловно влияют на рынок data-центров не только в России, но и во всем мире. Между написанием закона, его принятием, вступлением в силу и собственно началом применения существует серьезный зазор: проработка конкретных шагов по воплощению положений документа в жизнь требует ресурсов, политической воли и компетенций исполнителей. Все это мы сможем оценить только по прошествии определенного времени. В свою очередь, закон о персональных данных и «пакет Яровой» уже проявили себя: операторы ЦОДов расширили компетенции в области обработки персональных данных, многим пришлось пройти дополнительные сертификации, провести апгрейд оборудования и обучить сотрудников, а также изменить или создать с нуля рабочие регламенты, чтобы полностью соответствовать их требованиям, поясняет она.

«Дополнительная ответственность вынуждает ЦОДы проводить значительную работу по оптимизации собственных бизнес-процессов, что в каком-то смысле является положительным моментом, заставляя операторов оставаться в тонусе и поддерживать конкурентоспособность», – поясняет г-жа Соколова. С другой стороны, определенное количество спорных с точки зрения операторов моментов может стать предметом будущих обсуждений и в перспективе корректировок законодательства по итогам нескольких лет правоприменительной практики.

Олег Котелюх («Инпро Технолоджис»):
Олег Котелюх («Инпро Технолоджис»):
«Прямой связи между вступлением в силу нового закона и развитием ЦОДов нет. Это разные рынки, и положения закона в целом никак не отразятся на данной области».

Олег Котелюх («Инпро Технолоджис») уверен, что говорить о роли закона преждевременно, поскольку неясно, как именно эти инициативы будут реализовываться на практике. Так, Роскомнадзор недавно сообщил об имплементации пилотных участков – наверняка последует продолжительный этап тестирования, затем масштабирования. В целом, конечно, рынок ЦОДов находится не в безвоздушном пространстве – принимаемые законы так или иначе его затрагивают. Например тот же пакет Яровой побуждает ЦОДы расширять свои знания в области работы с персональными данными, модернизировать оборудование и т. д., продолжает господин Котелюх.

Егор Волков (INLINE Technologies) считает, что в рамках данного вопроса не совсем верно опираться на аспекты, связанные с проблематикой защиты информации. Тут скорее сами законопроекты формально базируются на аспектах обеспечения безопасности данных российских пользователей сети Интернет. И поэтому можно сказать, что именно ограничительные меры призваны стать мощным катализатором развития бизнеса IT-компаний, стимулируя значительные расходы на организацию хранения больших объемов данных в пределах РФ. Другое дело, что на практике это работает не всегда. Например, противоречивая ситуация складывается с тем же пакетом Яровой, который де-юре принят, а де-факто почти не исполняется из-за отсутствия необходимого оборудования и размытости требований. По мнению г-на Волкова, обсуждаемый закон может повлиять на рынки ЦОДов и облаков, поскольку в его суть заложена идея локализации различных информационных сервисов внутри РФ, а это может потребовать существенного увеличения мощностей. Однако сама реализация идеи займет время и, кроме того, наверняка потребуются дополнительные подзаконные акты и пояснения от регуляторов, как это получилось, например, с ФЗ-152 «О защите персональных данных», завершает свою мысль г-н Волков.

Егор Волков (INLINE Technologies):
Егор Волков (INLINE Technologies):
«В тексте закона о “суверенном Интернете” примерно столько же неизвестных с точки зрения практического исполнения, сколько в пакете Яровой»».

Олег Любимов (Selectel) подчеркивает, что на данный момент нет сертифицированного оборудования и софта для реализации новых инициатив, поэтому трудно делать выводы. Однако есть и потенциальные плюсы: отсутствие четких правил игры пока защищает российский рынок от крупных зарубежных вендоров, для которых неприемлем высокий уровень неопределенности и рисков. Так наше противоречивое законодательство поддерживает локальных облачных провайдеров и операторов data-центров, полагает г-н Любимов. Более того, власти хотят ужесточить ответственность за неисполнение ФЗ-152, и в этом случае можно ждать второй волны переноса данных в Россию уже иностранным бизнесом, который пока лишь декларирует исполнение данной нормы.

Олег Любимов (Selectel):
Олег Любимов (Selectel):
«Из регулирующих отрасль документов наибольший эффект на рынок оказал ФЗ “О персональных данных”, подтолкнув российский бизнес к локализации IT-систем и использованию сервисов отечественных провайдеров».

Михаил Луковников (ЦОД «ТрастИнфо», ГК «АйТеко») согласен, что необходимо подождать и оценить, какие реальные изменения потребуются для соответствия новым правилам. Он также отмечает, что создание и модернизация законов, более четко определяющих роль телекоммуникаций, ответственность субъектов и операторов персональных данных, взаимодействие различных ведомств, идет во всем мире, отражая бурное развитие технологий и их влияние на все сферы жизни.

   

 Вопрос дистрибьютору

Как меняется спрос на облачные продукты и сервисы, распространением которых занимается ваша компания в последние несколько лет?


Игорь Мартюшев («Марвел-Дистрибуция»):
Игорь Мартюшев («Марвел-Дистрибуция»):
«Спрос растет, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Проблема все та же: отсутствие доверия к облакам и привычка контролировать собственную инфраструктуру. Но если раньше облаками интересовались (и старались их использовать) в основном только компании топ-уровня – например, финансовой или телекоммуникационной сферы, где поток данных огромен, то сейчас это уже крупные игроки из среднего сегмента. В первую очередь, конечно же, банки».


Евгений Салихов (OCS):
Евгений Салихов (OCS):
«Ситуация такова, что невозможно в условиях периодических ограничений и компромиссов иметь только одного поставщика облачных сервисов/платформ: на это влияют как законодательные, так и функциональные особенности, которые просто не позволят перенести всё необходимое в одно облако. Очень часто мы слышим про ограничения со стороны отделов безопасности, которые постепенно перестают сопротивляться облачным интервенциям и пытаются (раз уже не получилось остановить) возглавить это “безобразие” требованиями использования облаков от различных производителей, дабы уменьшить зависимость и от риска их недоступности в силу тех или иных причин. Данный факт, кстати, еще какое-то время будет одним из основных драйверов роста рынка облаков, в том числе в нашей стране, а это феноменальные 30-40% в год, и партнеры хотели бы быть частью этого роста.

Второй тренд – импортозамещение и, как следствие, развитие в первую очередь отечественных игроков. Пока это скорее IaaS-услуги, но уже сейчас есть несколько SaaS-решений объективно не хуже западных. Более того, они хорошо адаптированы под российские реалии, поэтому я не всегда согласен с комментариями, что их продажи реализуются только за счет административного ресурса. В России наблюдается существенный рост PaaS-услуг за счет интереса крупных предприятий к гибридно разрабатываемым приложениям, позволяющим реализовывать архитектуру, когда наиболее значимые данные по-прежнему находятся внутри организации или во внешнем российском ЦОДе, а обработка данных (и часто ядро системы) вынесены во внешнюю среду, в которой необходимые компоненты реализованы и обслуживаются разработчиком PaaS-платформы (IBM Cloud, AWS, Google Cloud Platform)».


(Продолжение следует)


Смотреть все статьи по теме "Большие данные (Big data)"

Опубликовано 18.11.2019

Похожие статьи