X5 проанализировала уровень «потребительской паранойи» в период коронавируса

Логотип компании
26.03.2020Автор
 X5 проанализировала уровень «потребительской паранойи» в период коронавируса
Что нужно делать в первую очередь, когда вокруг одна неясность и нестабильность? Закупаться гречкой, макаронами, туалетной бумагой, солью и консервами! Аналитики выяснили, что в период с 9 по 22 марта более 50% покупателей делали закупки впрок на ограниченный топовый ассортимент товаров длительного хранения.

Что нужно делать в первую очередь, когда вокруг одна неясность и нестабильность? Закупаться гречкой, макаронами, туалетной бумагой, солью и консервами! Аналитики Big Data X5 Retail Group выяснили, что в период с 9 по 22 марта более 50% покупателей делали закупки впрок на ограниченный топовый ассортимент товаров длительного хранения. Среднестатистической российской семье этих продуктов хватит на 108 дней.

В период активных покупок образовалась группа продуктов повышенного спроса, продажи которых в течение недели в разы превышали обычный уровень: мясных консервов в 38 раз, замороженной продукции – почти в 30 раз, овощей – в 29 раз, круп – 25,5 раз, сахара – 24,6 раз, соли – в 19,7 раз.

Разумеется, дело не только в паранойи и желании закупиться впрок. Вчера президент Владимир Путин подписал указ о нерабочей неделе с 30 марта по 3 апреля, во время которой всех граждан настоятельно просят не выходить из дома, и это не первые дни, когда многие отказываются от идеи прогуляться вечером в магазин. Крупные сетевики, разумеется, продолжат работать, но вот ряд мелких точек скорее всего будет на время закрыт. Также не стоит забывать про пенсионеров. Некоторые из них не имеют поддержки родственников и либо понимают, что не смогут в ближайшее время пополнить холодильники, либо переживают из-за ситуации и предпочитают перестраховаться.

 X5 проанализировала уровень «потребительской паранойи» в период коронавируса. Рис. 1

Именно пожилые оказались в группе людей, которые сделали самые значительные запасы, относительно своих предыдущих трат. Чаще всего они закупали консервы, крупы, макароны, растительное масло, соль и туалетную бумагу. Этих продуктов хватит одной семье в среднем на 126 дней. С 1 марта 2020 года по текущий день в магазинах сетей Х5 совершили покупки более 70% от всех пожилых (65+) покупателей торговых сетей Х5. Сформированные «страховые» запасы продуктов позволят значительной части наиболее уязвимой группы населения переждать карантин без потерь для здоровья и финансов.

Пик закупок был пройден 17 марта 2020 года. Уже в среду, 18 марта, Х5 зафиксировала в своих торговых сетях в Москве снижение уровня спроса относительно предыдущих нескольких дней по наиболее востребованным продуктам – крупам и консервам. Согласно модели, подготовленной аналитиками дирекции больших данных Х5, при сохранении текущего уровня покупательского интереса и отсутствия новых существенных факторов влияния, повышенные закупки будут наблюдаться еще несколько дней, после чего уровень спроса нормализуется. Уже сейчас количество потребителей, которые приходят пополнять свой «страховой запас», стремительно сокращается.

Большие и средние города проявили лишь «легкую обеспокоенность», в то время как малые усиленно закупали только самое необходимое в ущерб другим товарам. Также уровень инвестиций семей в «стратегические» продукты зависел от географической специфики в доходах.

Анализ сделан на базе финансовых и закупочных данных всех трех сетей, находящихся под управлением Х5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»), а также данных программ лояльности, которая включает более 40 миллиона клиентов и около 4,6 млрд чеков в год. В день сети Х5 посещает около 15 млн человек.

Смотреть все статьи по теме "Большие данные (Big data)"

Похожие статьи