Интеллектуальная собственность, ИТ и телекоммуникации (III часть)

Логотип компании
Интеллектуальная собственность, ИТ и телекоммуникации (III часть)
Закон изменяет деятельность удостоверяющих центров, аккредитованных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, которые осуществляют создание ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов...

Основные изменения российского законодательства за 2019 год
(Окончание. Начало в ITNews №2/2020, 4/2020)



8. Электронная подпись

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 476-ФЗ (далее – «Закон») внесены существенные изменения в законодательство об электронной подписи.

Интеллектуальная собственность, ИТ и телекоммуникации (III часть). Рис. 1

Закон изменяет деятельность удостоверяющих центров, аккредитованных Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, которые осуществляют создание ключей квалифицированных электронных подписей и квалифицированных сертификатов. В частности, увеличены требования к:

·        минимальному размеру собственных средств (капитала) удостоверяющего центра, который должен составлять не менее 1 млрд рублей либо 500 млн рублей, если у удостоверяющего центра есть несколько филиалов или представительств не менее чем в 3/4 субъектов РФ;

·        финансовому обеспечению ответственности за убытки, причиненные третьим лицам, которое должно составлять не менее 200 млн рублей, а также 500 000 рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии, если количество мест превышает десять (но не более 300 млн рублей).

Также установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в сфере шифрования (криптографии).

Среди нововведений Закона – появление доверенной третьей стороны. Это юридическое лицо, которое проверяет электронную подпись в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ. Цель такой деятельности заключается, прежде всего, в обеспечении доверия при обмене данными и электронными документами.

В Законе определен перечень конкретных услуг, которые может оказывать доверенная третья сторона. Среди таких услуг есть, в том числе, услуги по подтверждению действительности электронных подписей, проверке полномочий участников электронного взаимодействия, а также хранению данных. Доверенная третья сторона может быть аккредитована на добровольной основе, что позволит ей признавать действительными и соответствующими требованиям международных договоров усиленные электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами.

Законом также введены отдельные уточнения в части:

·        порядка проведения внеплановых проверок аккредитованных удостоверяющих центров и доверенных третьих сторон;

·        использования квалифицированной электронной подписи при участии в различных правоотношениях (в том числе, в правоотношениях физического, юридического лица и лиц, замещающих государственные должности, и др.);

·        порядка оформления доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи;

·        условий признания действительными электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами.

Закон вступает в силу 1 июля 2020 года, а отдельные его нормы, в том числе касающиеся использования квалифицированной электронной подписи, – с 1 января 2021 года.

Закон вызвал значительную критику со стороны бизнес-сообщества, и для оценки последствий его принятия потребуется время.


9. СМИ – иностранные агенты

В результате принятия Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 426-ФЗ (далее – «Закон») расширен круг субъектов, которые могут быть признаны иностранным средством массовой информации (далее – «СМИ»), выполняющим функции иностранного агента.

Интеллектуальная собственность, ИТ и телекоммуникации (III часть). Рис. 2

Со 2 декабря 2019 года СМИ, выполняющим функции иностранного агента, могут быть признаны не только иностранное юридическое лицо или структура без образования юридического лица, но также физическое лицо и российское юридическое лицо, которые осуществляют следующее:

·        участвуют в создании и (или) распространяют печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, которые были созданы и (или) ранее распространены иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, или учрежденным им российским юридическим лицом;

·        получают финансирование из-за рубежа от ряда иностранных субъектов либо от российских юридических лиц, учрежденных иностранными СМИ, выполняющих функции иностранного агента и (или) получающих финансирование из-за рубежа.

Распространяемые такими субъектами сообщения и материалы должны содержать указание на то, что они созданы и (или) распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Информация о физических лицах и российских компаниях, признаваемых СМИ, выполняющим функции иностранного агента, будет включаться в Реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента. Кроме того, к указанным лицам может быть применено регулирование, предусмотренное законодательством о некоммерческих организациях.

Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента, обязаны зарегистрировать до 1 февраля 2020 года российское юридическое лицо и осуществлять дальнейшее распространение сообщений и материалов на территории РФ только через него.

Кодекс об административных правонарушениях РФ был дополнен административным составом о нарушении порядка деятельности СМИ, выполняющих функции иностранного агента. Административная ответственность может достигать 5 000 000 рублей для юридических лиц. Распространение информации такими лицами в нарушение установленного порядка их деятельности является поводом к блокировке соответствующих информационных ресурсов (см. раздел Изменения информационного законодательства в настоящем обзоре).


10. Географические указания

Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 230-ФЗ (далее – «Закон») перечень объектов интеллектуальной собственности, закрепленный в части 4 Гражданского кодекса РФ, дополнен таким средством индивидуализации, как географическое указание.

Интеллектуальная собственность, ИТ и телекоммуникации (III часть). Рис. 3

Географическое указание позволит защитить региональные бренды, которые не могут охраняться в качестве товарных знаков или наименований мест происхождения товара (далее - «НМПТ»). К географическим указаниям можно отнести такие обозначения как, например, «Питерская корюшка», «Выборгский крендель» или «Русская икра».

Географическое указание идентифицирует товар, происходящий с территории географического объекта. При этом географическое происхождение товара должно быть в значительной степени связано с определенным качеством, репутацией и другими характеристиками такого товара. В том числе, на территории географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование его характеристик. Специальное заключение, подтверждающее производство товара в границах конкретного географического объекта и соответствие товара требованиям к географическим указаниям, получать не требуется. Заявитель самостоятельно предоставляет в Роспатент документы, подтверждающие, что он производит товар, обладающий соответствующими характеристиками.

Исключительное право на географическое указание охраняется в силу его государственной регистрации, которая осуществляется на срок в 10 лет с возможностью неограниченного продления. Географическое указание может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами, или юридическими лицами, а также ассоциацией (союзом) или иным объединением лиц.

В качестве географического указания не может быть зарегистрировано обозначение, которое:

·        вошло во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства;

·        уже зарегистрировано в качестве НМПТ в отношении товара того же вида либо тождественно или сходно с товарным знаком, имеющим более ранний приоритет (если потребитель может быть введен в заблуждение);

·        способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;

·        не соответствует требованиям, предъявляемым к географическим указаниям.

Закон вступает в силу с 27 июля 2020 года, за исключением положений об ответственности за использование знака охраны географического указания, обозначения «географическое указание» либо сходного с ним обозначения по отношению к незарегистрированному в РФ географическому указанию, а также за использование знака охраны на товаре, который не обладает характеристиками географических указаний. Данные положения вступят в силу с 27 июля 2025 года.

Виктор Наумов,

Управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons,

руководитель российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций,

соруководитель европейской практики в области

регулирования Интернета и технологий

Опубликовано 05.05.2020

Похожие статьи