70% российских предпринимателей зафиксировали значительное сокращение выручки

26.08.2021
70% российских предпринимателей зафиксировали значительное сокращение выручки
“МойСклад” и OFD.ru опросили 1407 российских предпринимателей из всех регионов страны и узнали, как чувствует себя бизнес по итогам I полугодия 2021 года. Опрос проходил в июле-августе 2021 года.

Снижение спроса, слабая поддержка государства, нехватка средств для выплаты зарплаты сотрудникам — основные трудности, с которыми столкнулся бизнес в 2021 году.

28,6% опрошенных предпринимателей пожаловались на падение выручки за последние полгода на 20-50%, 20,5% рассказали о снижении более чем на 50%, у 15,5% она упала более чем на 75%, а у 11,2% — менее чем на 20%. 5,7% компаний при этом смогли увеличить выручку на 25% за последние 6 месяцев, 1,6% — более чем на 50%, а 0,6% — более чем на 75%. Не изменились показатели дохода у 11,6% компаний, а 3,4% были вынуждены закрыть бизнес. 1,3% воздержались от ответа.

56,4% российских предпринимателей отметили снижение спроса на продукцию и услуги в первом полугодии 2021. 

39% ответили, что на них повлиял рост инфляции, 38,1% отметили слабую поддержку предпринимателей со стороны государства, 31,6% пожаловались на отсутствие средств заплатить налог на имущество и оплату аренды, 25,1% — рассказали о нехватке средств на выплату зарплат. Пятая часть опрошенных — 20,8% посетовала на невозможность внедрения всех законодательных инициатив: маркировки, онлайн-кассы, прослеживаемости товаров. 17,3% отметили повышенный контроль со стороны государства, 15,5% — отсутствие кадров, 14,6% — невозможность выполнить обязательства перед банками и проблемы с оформлением кредита из-за высоких процентов. 12,6% пожаловались на отсутствие платежей от контрагентов за уже отгруженные товары и предоставленные услуги. Ни с одной из вышеперечисленных трудностей не столкнулись лишь 2,4% опрошенных. 

Более четверти руководителей, принявших участие в опросе — 28,7%, признались, что им приходилось увольнять сотрудников в связи с финансовыми проблемами бизнеса, 14,3% планируют сокращение штата в ближайшие месяцы, если ситуация не изменится. 46,3% при этом отметили, что необходимости в избавлении от кадров в 2021 году не испытывали, а 3,5% сейчас расширяют штат работников. 7,2% от ответа воздержались.

Также предприниматели рассказали о предпринятых инициативах за последние полгода в целях поддержки собственного бизнеса: 18,4% — взяли кредит, 16,9% — запустили продажи через соцсети, 13,8% перепрофилировались и стали продавать другие товары, 11,3% — закрыли розничные(-й) магазины, 9,1% — открыли розничные(-й) магазины, 6,4% — вышли на маркетплейсы, 5,5% — воспользовались помощью от государства, а 3,6% были вынуждены ликвидировать бизнес. 

15,2% компаний с начала пандемии получили от государства субсидии на выплату зарплат сотрудникам, 10,1% — индивидуальную отсрочку по налогам и льготам, 6,5% — льготный кредит на бизнес, 5,5% — беспроцентный кредит, 4,8% смогли добиться предоставления кредитных каникул, а 3,7% — отсрочку, уменьшение или заморозку арендных платежей. 64,7% заявили, что не получили от государства никакой помощи. 

Участники исследования рассказали, какую помощь от государства они бы хотели получить для поддержки бизнеса: четверть (25,9%) ответили, что для них важна гибкая  система налогообложения, которая учитывала доход предприятия, 19,8% были бы рады отмене страховых взносов, а 12,6% — сокращению проверок контролирующих органов. 11,7% хотели бы получить субсидии на зарплаты и развитие бизнеса, 9,4% — льготное кредитование. 7,4% ждут регулирования арендных ставок, а 5,8% — заморозки тарифов ЖКХ.

Ожидания предпринимателей о нормализации ситуации в их отрасли до конца 2021 года

62,6% руководителей спрогнозировали финансовое положение своих компаний во II полугодии 2021 года: 25% готовятся к сокращению выручки от 20% до 50%, 19,2% — сокращение до 20%, а 18,4% — более чем на 50%. 11,2% при этом ожидают увеличение выручки до 20%, 3,3% — до 50% и 1,3% — более чем на 50%. 19,7% уверены, что за второе полугодие ситуация в их случае никак не изменится, а 1,9% воздержались от ответа. 

29,6%признались, что планируют до конца этого года закрыть свой бизнес: из них 22,6% планируют ликвидировать бизнес, а 7% — инициировать процесс банкротства. 67% руководителей не планируют закрывать бизнес, а 3,2% собираются расширять свои предприятия.

Согласно опросу, 58,6% российских предпринимателей оценивают  текущие условия для ведения бизнеса в России как неблагоприятные.При этом только 10,1% респондентов положительно оценили условия для развития бизнеса. Оценку “средне” дали 31,3% опрошенных.

Более половины опрошенных (63,2%) крайне скептично настроены в отношении будущего, и в трёхлетней перспективе ожидают ухудшения условий для ведения бизнеса в России. Только 7,7% респондентов ожидают улучшения условий. 

В I полугодии 2021 года СМБ столкнулся с такими же проблемами как и на пике пандемии, как следует из опроса. Главной проблемой бизнеса по-прежнему остается слабый спрос на товары и услуги, который  так и не восстановился у большинства предпринимателей и не вышел на докризисные показатели 2019 года. 

Аскар Рахимбердиев, CEO компании «МойСклад»: “Данные опроса показывают, что бизнес настроен очень пессимистично: всего 35% считают, что до конца года их выручка вырастет или хотя бы не упадет, а ситуацию в стране как благоприятную для ведения бизнеса оценивает всего лишь десятая часть. Можно было бы списать это на привычку бизнеса жаловаться на сложности, но объективный показатель — количество зарегистрированных юридических лиц — подтверждает опасения представителей отечественного бизнеса. Это число упало на 25% — со 170 тыс за первые восемь месяцев 2019 года до 128 тыс за тот же период в 2021”.

Антон Румянцев, директор OFD.RU: “Самоизоляция, закрытие торговых точек в привычном формате и прочие коронавирусные ограничения привели к тому, что спрос значительно снизился и на быстрое восстановление бизнесу надеяться не приходится. Значительная доля покупателей и покупательских денег ушла в интернет, люди чаще стали совершать онлайн-покупки и это открывает значительные перспективы для развития бизнеса. Как прогнозируют аналитики, в выигрыше окажутся здесь те компании, которые смогут минимизировать разницу между традиционным и онлайн-магазином. К тому же по оценкам аналитиков, более половины российских  клиентов интернет-магазинов практически наверняка продолжат покупать в онлайн-режиме и после окончания пандемии”.

Похожие статьи