OTT на миллиарды

Логотип компании
OTT на миллиарды
Коммуникационные OTT-сервисы (от англ. over the top – «поверх») становятся все популярнее. Используя созданную операторами связи инфраструктуру, они постепенно перетягивают на себя абонентов и часть доходов...

Год от года коммуникационные OTT-сервисы (от англ. over the top – «поверх») становятся все популярнее. Используя созданную операторами связи инфраструктуру, они постепенно перетягивают на себя абонентов и часть доходов. Пока доля потерь операторов невелика, но с каждым годом растет (счет уже идет на миллиарды рублей). В этих условиях они не могут более игнорировать OTT-угрозу, им остается только научиться дружить или конкурировать с OTT-игроками.

 

Наибольшую опасность OTT/VoIP-сервисы представляют для бизнеса мобильных операторов связи. По данным отчета компании J'son & Partners Сonsulting, уровень проникновения так называемых «мобильных мессенджеров» в России по итогам прошлого года составил 78%. Наибольшей популярностью пользуются такие продукты, как Skype, «Mail.ru Агент», ICQ, WhatsApp, Viber и QIP. Кроме того, в качестве инструмента для коммуникаций часто выступают крупнейшие социальные сети – Facebook, VK и «Одноклассники». Активное использование этих OTT-сервисов в качестве основного средства обмена текстовыми сообщениями, а также голосовыми или видеозвонками приводит к постепенному замедлению спроса на традиционные услуги мобильной телефонии, SMS и MMS. По оценкам J’son & Partners Consulting, только за 2014 год российские мобильные операторы потеряли около 2% доходов. Кажущийся незначительным показатель в абсолютных величинах превращается в 15-20 млрд рублей.

OTT на миллиарды. Рис. 1
Антон Липанин
По мнению Антона Липанина, менеджера по развитию бизнеса компании Orange Business Services в России и СНГ, рост популярности OTT/VoIP-сервисов, безусловно, затрагивает экономические интересы операторов мобильной связи, причем эта проблема касается операторов всего мира, работающих на массовом рынке. В то же время Антон Липанин убежден, что для бизнес-сегмента такие приложения, как Skype, никогда не станут надежной заменой услугам корпоративной телефонии и видеоконференцсвязи.

OTT на миллиарды. Рис. 2
Александр Черняев
«Благодаря высокому уровню проникновения ШПД-сервисов и Wi-Fi-сетей абоненты все активнее пользуются бесплатными OTT-приложениями взамен платных SMS и звонков. Тем более что мобильные операторы пока не могут предложить сервисы видеозвонков на базе собственных сетей», – отмечает Александр Черняев, ведущий менеджер департамента программных решений компании Huawei в России. Основу абонентского трафика уже составляют видеоданные, и их доля в общем трафике будет увеличиваться экспоненциально в ближайшие годы. А основная часть видеотрафика, по словам Александра Черняева, как раз приходится на видеосервисы сторонних ОТТ-провайдеров, которые не увеличивают доходную часть операторского бизнеса. При этом операторы вынуждены модернизировать свои сети для пропуска все большего объема видеотрафика. В итоге они превращаются в трубу для перегонки трафика, никак не участвуя в разделении доходов от потребления OTT-сервисов.

OTT на миллиарды. Рис. 3
Леонид Савков
Представители «большой тройки» не склонны преувеличивать угрозу, исходящую от OTT-сервисов. «Пользователь сам вправе выбирать те каналы, которые ему удобнее. Оценить влияние мессенджеров сложно, поскольку клиент, как правило, использует большое количество различных каналов. Для работы этих приложений на смартфонах и планшетах нужен мобильный Интернет. Поэтому, с одной стороны, компания может недополучать деньги на текстовых сообщениях, но, с другой стороны, получает их за счет оплаты клиентами интернет-трафика. Говорить о влиянии звонков в мессенджерах на бизнес операторов преждевременно – объем таких звонков крайне мал, а качество голоса в них крайне нестабильно», – считает Леонид Савков, директор по маркетингу «МегаФона». Кроме того, по его словам, профиль использования звонков в мессенджерах (особенно видеозвонков) значительно отличается от типичного профиля звонков по сотовой сети. Чаще всего это междугородные и международные звонки, где в качестве транспорта выступает не мобильный, а проводной Интернет.

Конечно же, мобильные операторы не раскрывают детали снижения потребления их услуг и соответствующие показатели снижения доходов. Но, несмотря на видимое спокойствие, они все же вынуждены реагировать на угрозы со стороны данных сервисов.

 

К ответу!

По природе предоставления поверх существующих операторских сетей OTT-сервисы напрямую не подпадают под отраслевое регулирование нормативной базы в области связи. «Нас беспокоит тот факт, что пользователи коммуникационных интернет-сервисов никак не защищены с точки зрения законодательства о правах потребителей и тайне связи. В этой ситуации будет логично, чтобы на ОТТ-игроков также распространялись требования российского законодательства, раз их сервисы предоставляются на территории России», – убежден Леонид Савков («МегаФон»).

OTT на миллиарды. Рис. 4
Михаил Сергеев
По мнению Михаила Сергеева, директора по корпоративным коммуникациям компании «Гарс Телеком»: «Отраслевое законодательство всегда будет отставать от новых технологических решений, что естественно. В то же время регулирование все чаще становится инструментом не совсем конкурентной борьбы».

Дискуссии вокруг необходимости государственного регулирования рынка OTT-сервисов не утихают уже много лет. Только за последние два года операторы «большой тройки» предприняли несколько попыток пролоббировать корректировку требований отраслевой законодательной базы. Так, осенью 2013 года с предложением внести поправки в закон «О связи», предусматривающие закрепление возможности устанавливать тарифы на услуги интернет-доступа в зависимости от профиля потребления контента, выступило МТС. В теории это должно было дать операторам возможность назначать различную стоимость интернет-доступа в зависимости от того, какой контент потребляют абоненты. Эту идею поначалу ФАС поддержала, однако после обсуждения с отраслью от нее было решено отказаться, поскольку она прямо или косвенно ущемляла, а не защищала интересы абонентов. После этого операторы «большой тройки» несколько раз выступали с новыми предложениями, в частности настаивали на том, что они инвестируют значительные средства в борьбу со спамом, который перетекает во всевозможные OTT-сервисы и мессенджеры,  поэтому такие сервисы тоже необходимо регулировать. Однако никаких принципиальных изменений в регулировании их отношений с ОТТ-игроками так и не произошло.

OTT на миллиарды. Рис. 5
Дмитрий Кулаковский
«Качественные параметры OTT-сервисов и юридическое поле, в котором они работают, пока очень размыты. Поэтому необходимо создание единого нормативного поля, которое определяло бы условия подключения к другим операторам, порядок межоператорских связей и пропуска трафика, а также определенные SLA и стандарты качества. Это позволит абонентам получать качественные сервисы, а оператору – поддерживать необходимый уровень инфраструктуры за счет разделения доходов от предоставления ОТТ-сервисов», – полагает Дмитрий Кулаковский, директор по маркетингу и развитию продуктов МГТС.

 

За дружбу

В ожидании законодательных подвижек операторам имеет смысл приспособиться к партнерству с OTT-игроками. По словам Дмитрия Тузова, сооснователя и директора по продуктам компании RooX Solutions, телекоммуникационные компании во всем мире экспериментируют с различными моделями сотрудничества с OTT-провайдерами – от взимания платы за трафик премиального качества до выхода на рекламный рынок, где они пытаются помогать монетизировать контентные сервисы. Но какая из моделей наиболее успешна – пока сказать трудно.

OTT на миллиарды. Рис. 6
Дмитрий Тузов
Тем не менее большинство участников телекоммуникационного рынка сходятся во мнении, что предпосылки для такого сотрудничества существуют. По мнению Михаила Сергеева («Гарс Телеком»), «сотрудничество операторов связи с провайдерами OTT/VoIP-сервисов неизбежно, поскольку естественно. Совместно проще заработать. Провайдерам сервисов всегда будет нужна полоса». А Дмитрий Кулаковский (МГТС) подчеркивает, что для поставщиков ОТТ-сервисов крайне важно высокое качество работы их сервиса поверх сетей операторов интернет-доступа, а операторы, в свою очередь, заинтересованы в возврате капитала, инвестированного в сетевую инфраструктуру. По мнению Дмитрия Кулаковского, наиболее оптимальным вариантом может стать разделение доходов ОТТ-провайдеров от оказанных пользователям услуг с поставщиками транспортной инфраструктуры. Это обеспечит качество OTT-сервисов, а операторам позволит монетизировать затраты на содержание и развитие инфраструктуры. Такую модель, в частности, предлагает компания Google, и у «большой тройки» уже есть опыт партнерства с ней, однако стороны не разглашают детали.

Впрочем, заинтересованные в сотрудничестве с OTT-игроками операторы придумывают все новые модели. Недавно дочка «МегаФона» – «Нэт Бай Нэт Холдинг» (торговая марка NetByNet) начала предоставлять абонентам услуги технической поддержки на базе сервисов обмена сообщениями WhatsApp и Viber. По оценке NetByNet, для определенной части абонентов такой способ коммуникации более удобен, к тому же он позволяет в режиме реального времени обмениваться фотографиями или скриншотами с иллюстрацией проблемы, а также инструкциями. Похожим образом техподдержка организована лишь у Yota, однако этот оператор использует для общения с абонентами собственное приложение.

«ОТТ-провайдеры заинтересованы в операторах, потому что они предоставляют клиентам мобильный Интернет, который и позволяет мессенджерам работать. В этих условиях вполне справедливо искать точки соприкосновения, с тем чтобы операторы имели средства на развитие инфраструктуры и внедрение новых стандартов, а ОТТ-сервисы – на улучшение функционала и качества услуг. В любом случае мы против каких-либо радикальных, запретительных мер, которые могли бы ограничить возможности для наших клиентов», – подчеркивает Леонид Савков («МегаФон»).

 

Сам себе OTT

Несмотря на развивающуюся практику сотрудничества с OTT-провайдерами, операторы мобильной связи не теряют надежды померяться с ними силами на их же поле. Так, еще в 2010 году «МегаФон» запустил по всей России услугу интернет-телефонии и видеосвязи «Мультифон», которая фактически является аналогом Skype. Следующим шагом в конкурентной борьбе с OTT может стать внедрение на сетях мобильной связи технологии RCS (Rich Communication Suite), которая позволяет абонентам звонить и обмениваться текстовыми сообщениями через Интернет.

Об активном тестировании этой технологии, а также планах запуска собственных RCS-сервисов уже неоднократно сообщала МТС. В частности, она изучает возможность внедрения технологии RCS на сетях своей дочки – МГТС, что в перспективе позволит абонентам получить доступ к расширенным мультимедийным услугам: обмену мгновенными сообщениями, файлами, совершению звонков, видеообщению при помощи единого приложения, интегрированного с телефонным номером и социальными сетями. «Влияние современных интернет-сервисов на бизнес традиционных операторов связи традиционно переоценивается. Однако появление подобных сервисов заставляет операторов адаптироваться под изменяющиеся потребности абонентов и внедрять новые услуги на основе или в дополнение к уже существующим, но с характеристиками, аналогичными ОТТ-решениям. За счет собственной оптической инфраструктуры на базе технологии GPON МГТС планирует развивать конвергентные услуги, сочетающие в себе классические сервисы с ОТТ-решениями, которые не уступят, а в ряде случаев даже смогут превзойти их по качеству», – сообщил Дмитрий Кулаковский (МГТС). Справедливости ради отметим, что планы по внедрению RCS есть и у ближайших конкурентов МТС – «МегаФона» и «ВымпелКома». Оба уже протестировали возможности этой технологии на своих сетях.

OTT на миллиарды. Рис. 7
Сергей Волков
По мнению технического директора компании Yota Сергея Волкова, RCS может стать для операторов инструментом возвращения хотя бы части трафика, который переключился на сервисы интернет-общения вроде Skype, Viber и других ОТТ-сервисов. Однако он убежден, что российский рынок связи пока не готов к массовому распространению RCS. На рынке должны получить достаточное распространение абонентские устройства с поддержкой этой технологии. «RCS может изменить расстановку сил на рынке OTT-сервисов, если мобильные операторы объединятся вокруг одной услуги и смогут предложить клиентам то, что не могут реализовать OTT-провайдеры. Клиенты отдают предпочтение тем способам обмена информацией, которые позволяют экономить, а также просты и удобны в использовании. Если эти условия будут выполнены, вполне возможно, что мобильные операторы смогут вернуть себе часть пользователей мессенджеров», – считает Сергей Волков.

По словам Александра Черняева (Huawei), с помощью RCS операторы могут дать конечному пользователю то, что никогда не даст отдельный ОТТ-провайдер: комплексное предложение. Например, интегрировать RCS с видеонаблюдением и «умным домом», объединить всех членов семьи в один аккаунт с возможностью централизованного управления услугами, связать данный сервис с профилем абонентов в соцсетях и многое другое. Но при этом оператор должен отказаться от мышления провайдера интернет-доступа и превратиться в комплексного поставщика услуг. «В противном случае останется только подсчитывать потери доходов от традиционных услуг и наблюдать за расцветом сторонних ОТТ-провайдеров», – предостерегает Александр Черняев.

 

Будущее за VoLTE

Помимо внедрения RCS, у операторов мобильной связи есть иные перспективы для усиления конкуренции с OTT-провайдерами, связанные с развитием голосовых услуг в сетях на базе технологии LTE. По словам Леонида Савкова («МегаФон»), все операторы готовятся к запуску передачи голоса поверх сетей LTE (VoLTE). Это даст абонентам высококачественную передачу голоса при сохранении всех преимуществ оператора, связанных с широтой охвата и доступностью сети. «С помощью мобильной связи можно гарантированно дозвониться любому абоненту на территории всей страны, тогда как с помощью мессенджера можно позвонить или написать только ограниченному кругу лиц, которые установили аналогичные приложения. И чем больше появляется разных приложений, тем сложнее это сделать», – подчеркивает Леонид Савков.

OTT на миллиарды. Рис. 8
Максим Жирновский

Максим Жирновский, руководитель направления «Сервисные платформы и приложения» группы технической поддержки продаж компании Alcatel-Lucent в России и СНГ, убежден, что операторам связи доступны все технологические возможности для развертывания социальных коммуникаций как в мобильных сетях, так и в интернет-среде, в том числе и в социальных сетях. «Развитие технологий виртуализации сетевых функций дает традиционным операторам возможность быть такими же гибкими и эффективными в вопросах адаптации приложений к требованиям рынка, как и их конкуренты – провайдеры услуг OTT. Переход к технологии VoLTE – может быть, их последний шанс победить в конкурентной борьбе с OTT-провайдерами», – полагает Максим Жирновский.

 

Александр ЧЕРНЯЕВ,

ведущий менеджер департамента программных решений компании Huawei в России:

«Оператор связи может построить успешную модель взаимодействия с внешними ОТТ-провайдерами, беря на себя управление трафиком и соблюдение SLA по качеству видеоуслуг, работая по модели разделения доходов».

 

Дмитрий ТУЗОВ,

сооснователь и директор по продуктам компании RooX Solutions:

«Традиционная телефония опережает VoIP по ключевым показателям качества – площади покрытия с устойчивым приемом и единой телефонной нумерации, которая позволяет звонить любому абоненту, не задумываясь, каким сервисом он пользуется».

 

Максим ЖИРНОВСКИЙ,

руководитель направления «Сервисные платформы и приложения» группы технической поддержки продаж компании Alcatel-Lucent в России и СНГ:

«Отличие бизнес-модели OTT-провайдеров от операторов связи в том, что их базовый набор услуг предоставляется бесплатно, тогда как значительная часть доходов генерируется не абонентами, а рекламодателями».

 

Сергей ВОЛКОВ,

технический директор компании Yota:

«Безусловно, OTT-сервисы и мобильные операторы должны сотрудничать, на данный момент это оптимальный способ достижения синергии».

 

Антон ЛИПАНИН,

менеджер по развитию бизнеса компании Orange Business Services в России и СНГ:

«Операторы связи будут предпринимать шаги для налаживания сотрудничества с OTT-игроками, но обоюдность его выгоды пока не очевидна: бизнес в области OTT/VoIP-сервисов стремительно развивается, и, учитывая российское законодательство, для его развития нет никаких преград».

 

Леонид САВКОВ,

директор по маркетингу компании «МегаФон»:

«Нас беспокоит тот факт, что пользователи коммуникационных интернет-сервисов никак не защищены с точки зрения законодательства о правах потребителей».

 

Дмитрий КУЛАКОВСКИЙ,

директор по маркетингу и развитию продуктов компании МГТС:

«Влияние современных интернет-сервисов на бизнес традиционных операторов связи традиционно переоценивается».

 

Михаил СЕРГЕЕВ,

директор по корпоративным коммуникациям компании «ГАРС Телеком»:

Новые сервисы постепенно интегрируются в телеком системы предприятий, выступая полезными дополнениями. В малом бизнесе такие они играют все большую роль. Крупные корпоративные клиенты более консервативны в своих предпочтениях. Операторы связи, специализирующиеся на работе с крупным бизнесом, практически не отмечают использование клиентами сервисов такого типа.

Опубликовано 25.08.2015

Похожие статьи