Сергей БЕЛОВ: «Думаю, что 95% нашего ПО, причем абсолютно “боевые” версии, доступны вузам бесплатно»

Логотип компании
Сергей БЕЛОВ: «Думаю, что 95% нашего ПО, причем абсолютно “боевые” версии, доступны вузам бесплатно»
Мы даем вузам «боевые» версии. В случае СУБД,  можем предоставить DB2 Express, упрощенный продукт. Это связано не с тем, что мы не хотим давать DB2, а с тем, что такую версию легче инсталлировать и впоследствии с ней работать...

После окончания чемпионата мира по программированию на вопросы главного редактора газеты IT News Геннадия Белаша ответил Сергей Белов, координатор университетских программ IBM по странам Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.

Сколько стран входит в вашу зону ответственности и в скольких из них вы уже побывали?

В регион входит много стран. Я был, полагаю, во всех, наиболее важных странах региона с точки зрения бизнеса IBM, таких как, например, Россия и Польша в регионе «Центральная и Восточная Европа». В двух десятках был точно. Но это небольшая часть от общего числа стран, в которых ведет бизнес IBM. Кстати, прямо из Марокко я отправляюсь в Венгрию.

Страны разбиты по направлениям?

Бизнес IBM разделен на несколько регионов, которые называются Integrated Operations Teams (IOTs). Например, есть регионы Европа, Северная Америка или Азиатско-Тихоокеанский. Эти регионы огромны. А внутри каждого есть следующее деление, которое называется IMT, Integrated Market Team: например, IMT Nordics, или IMT DACH, – это Германия, Австрия и Швейцария.

Сколько времени вы проводите в России и сколько за рубежом?

Больше половины рабочего времени я нахожусь в России, это связано с двумя причинами: российский бизнес в нашем регионе играет очень важную роль, здесь много университетов, и часть моей работы заключается в ведении бизнеса в России. С другой стороны, сейчас технологии позволяют все делать дистанционно. В ведущих странах есть менеджеры, которые работают с вузами непосредственно. Но если мы делаем что-то совместное, например, какое-либо мероприятие, то, конечно, я приезжаю.

Вы работаете только через партнеров или и сами ведете переговоры с ректорами и проректорами вузов?

Конечно, стараемся делать это сами.

На каких условиях вы предоставляете ПО вузам?

Есть классический подход, который мы используем с 2004 года, он называется «Академическая инициатива IBM». Я никогда не считал, но, думаю, 95% нашего ПО, причем абсолютно «боевые» версии, доступны вузам бесплатно. Для этого им нужно зарегистрироваться в программе «Академическая инициатива», получить соответствующие ключи, учебные лицензии, скачать софт, а мы предоставим им методические материалы. Материалы в основном на английском языке, но по ключевым продуктам есть и на русском языке.

Бесплатно зачастую бывает не так хорошо. Когда хотя бы маленькая часть продукта оплачена, вуз относится к этому более серьезно.

Сложный вопрос. Если вы хотите изучать какой-то наш аналитический продукт и вести лекции, курсовые, семинары, дипломы, аспирантские работы, то это абсолютно бесплатно, и мы считаем, что это правильно. Ведь эти студенты в будущем могут прийти к нам либо к нашим партнерам уже в качестве сотрудников. Если кто-то решает использовать наши продукты для того, чтобы оптимизировать работу своего вуза как предприятия, то, конечно, на академические структуры это не распространяется.

У вас есть адаптированные под вузы версии?

Нет, как я уже сказал, мы даем вузам «боевые» версии. Иногда, в случае СУБД, можем предоставить DB2 Express, в некоторой степени упрощенный продукт. Это связано не с тем, что мы не хотим давать DB2, а с тем, что такую версию чуть легче инсталлировать и впоследствии с ней работать.

Помогаете ли вы готовить курсы, в которых задействовано ваше ПО?

Да, мы консультируем, помогаем методическими материалами, иногда наши специалисты сотрудничают с преподавателями и в разработке курсов. При этом политика IBM заключается в том, что преподавать в университете должны преподаватели, они это делают профессионально, а мы готовы прочитать «приглашенную» лекцию, дать консультацию технического специалиста. Мы полагаем, что в наших вузах квалифицированные кадры и они в состоянии разобраться и представить курс намного лучше нас.

Консультации при этом проводят специально предназначенные для этого люди?

Допустим, определенный вуз хочет взять какой-то продукт, только недавно появившийся на рынке. Мы организуем семинар, приглашаем наших технических специалистов, они рассказывают о продукте и отвечают на вопросы преподавателей. Это не значит, что по окончании семинара вся связь прекращается, – любой из преподавателей может обратиться к нам, и мы готовы помочь. Иногда по наиболее популярным продуктам проводим Teaching Training, то есть учим преподавателей каким-то популярным продуктам, но это не так часто бывает. Только в «Академической инициативе» у нас более 200 вузов, поэтому есть некая поддержка в ее рамках, она централизована, и вопросы из вузов чаще всего адресуются в центральный офис. Мы тоже помогаем, если вопросы задают из вузов, с которыми мы работаем, стараемся найти технического специалиста по данному направлению, который бы помог преподавателю университета решить его проблему.

Скажем, в России сколько можно набрать систем, которые заказывают вузы?

Сейчас мы продвигаем пять основных направлений: аналитику, «облака», мобильность, социальное взаимодействие и безопасность. В каждом из направлений есть передовые продукты. Программное обеспечение ILOG очень популярно во многих университетах, потому что это важное средство оптимизации многих процессов. Если говорить об аналитике, то IBM COGNOS очень популярен в экономических университетах: он позволяет довольно хорошо описать средствами аналитики то, что у вас есть. Есть линейки продуктов более востребованные или менее востребованные в университетах. Скажем, линейка Tivoli несколько менее востребована, чем линейка Rational. Хотя, в последнее время вузы также довольно активно стали использовать наши продукты по ИБ.

Вузы готовят какие-то отчеты об использовании ваших продуктов?

Да, конечно, они должны предоставлять ежегодные отчеты. Преподаватель пишет, что он сделал и какой курс прочитал, сколько студентов в этом курсе участвовало.

Спонсируете ли вы, кроме чемпионата мира по программированию, что-нибудь еще для вузов?

У нас есть много программ. Когда мы говорим про «Академическую инициативу», то это тоже определенная форма спонсорства. У нас довольно много исследовательских программ. Если говорить о сотрудничестве с ведущими преподавателями, то есть программа грантов. Если говорить о ведущих вузах страны или региона, то стараемся работать напрямую с руководством университета или деканами профильных факультетов, с заведующими кафедрами. Мы стараемся найти общие точки, чтобы и университету было интересно развиваться в этом направлении, и наши технологии были востребованы.

Как часто студенты из вузов, где используется ваше ПО, попадают на работу в IBM?

Бизнес в России в значительной степени сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, программы найма не ограничиваются двумя этими городами, но со студентами Москвы и Санкт-Петербурга мы работаем более плотно. У нас замечательная интернатура, в рамках которой мы приглашаем студентов старших курсов на девятимесячную стажировку в IBM.

Какие условия нужно выполнить, чтобы туда попасть?

Студенты старших курсов присылают резюме, поскольку у нас интернатура разных направлений: кто-то хочет работать ближе к ИТ, кто-то ближе к бизнесу, кто-то ближе к консалтингу. В среднем от 50 до 70 студентов берем из российских вузов каждый год. Пройти отбор непросто: в этом году было 500 заявок, мы взяли только лучших. У каждого студента есть ментор, предусмотрен гибкий график, то есть можно спокойно закончить университет, работая 20 часов в неделю: договориться с ментором и менеджером и сочетать работу с написанием диплома. Интерны получают стипендию IBM

Что дает компании многолетний статус «золотого спонсора» чемпионата мира по программированию?

Мы стали «золотым спонсором» в 1997 году и не отдаем этого статуса никому все эти годы. С одной стороны, мы IT-компания, а с другой стороны — компания, которая ведет свой бизнес в сегменте b2b. И в этом смысле для ведущей мировой элиты, в отличие от многих других компаний, мы и так сразу видны, и это способ рассказать о новых технологиях, которые мы выводим на рынок. Помимо того, для нас это определенная социальная ответственность: если мы посмотрим на 10 лет вперед, вот те ребята, что сейчас участвуют в чемпионате, они будут определять направление развития информационных технологий в мире. Это очень важно. И конечно, мы пытаемся рассказать здесь, какие бизнес-возможности возникают, потому что ребята очень сильны в технологиях. Мы пытаемся рассказать, как это помогает решать задачи, которые стоят перед людьми, и в этом смысле, думаю, мы как-то влияем на этих ребят. Я многих ребят знаю, и они много лет тепло отзываются об этом чемпионате.

Нет ли у вас статистики, кто из победителей чемпионата мира перешел в стартапы?

Мы такую статистику не ведем, но у меня есть другая статистика. Если мы возьмем российские компании, то в большинстве из них эти ребята либо сыграли роль основателей, либо сейчас играют решающую роль. Я к тому, что будущее у этих ребят хорошее. Но не думаю, что все они будут работать в больших компаниях – сейчас такое время, что небольшими силами можно сделать неплохой бизнес. Мы готовы их поддерживать.

Смотреть все статьи по теме "ИТ Стартапы"

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Опубликовано 22.06.2015

Похожие статьи