РУСТЭК: от платформы к семейству облачных продуктов

Логотип компании
РУСТЭК: от платформы к семейству облачных продуктов
Об эволюции РУСТЭК, переходе от «Сервионики» к «СБКлауд», опыте разработки и внедрений рассказывает один из создателей платформы, директор продуктов РУСТЭК компании «СБКлауд» Алексей Черевков...

В июне 2016 года в едином Реестре российского ПО появилась новая запись: в него была включена платформа виртуализации «РУСТЭК», разработанная компанией «Сервионика» (ГК «АйТеко»). За прошедшие три года российский ИТ-рынок пережил немало перемен, да и состав Реестра изменился – многие продукты и решения, которые были в нем представлены, утратили актуальность. Тем интереснее опыт развития РУСТЭК: платформа, сохранив позиции в Реестре, эволюционировала в семейство облачных продуктов.
Об эволюции РУСТЭК, переходе от «Сервионики» к «СБКлауд», опыте разработки и внедрений рассказывает один из создателей платформы, директор продуктов РУСТЭК компании «СБКлауд» Алексей Черевков.

Насколько важным для развития РУСТЭК было включение в Реестр российского ПО?

Реестр российского ПО призван играть роль своеобразного фильтра для наиболее зрелых и инновационных российских решений. Включение в Реестр становилось знаком отличия для российских программных продуктов, а госзаказчикам упрощает выбор поставщиков. Платформа РУСТЭК создавалась с учетом ИТ-задач госсектора, и мы этот «знак отличия» получили, пройдя путь от разработки платформы до ее успешного внедрения в ряде российских госструктур: ГК «Ростех», ФГУП НИИ «Восход», ПАО «РЖД» и других. Так, целью проекта «Услуга 360», реализованного в ГК «Ростех» в 2015-2017 годах, было унифицировать, упростить и централизовать управление ИТ-сервисами в масштабе Госкорпорации, объединяющей более 700 организаций во всех регионах России. На базе платформы поддерживается уже более 2000 рабочих мест в крупных компаниях и госструктурах.

Возможно, 3 года – не очень большой срок, но только не для российского ИТ-рынка. С 2016 года он адаптировался ко множеству новых вводных: курсу на цифровизацию и импортозамещение, западным санкциям, новым законам. Наши первые проекты по внедрению РУСТЭК проходили именно в этот период: в частности, тогда сложились партнерские отношения с компанией Huawei – оборудование вендора используется в ПАК «РУСТЭК». Этот программно-аппаратный комплекс создавался в расчете на максимальную совместимость с партнерскими решениями и открытость для сотрудничества с отечественными разработчиками. Проекты такого масштаба требовали высокой четкости от всех участников. Надежным партнером по поставкам оборудования проявила себя компания MERLION – крупнейший широкопрофильный дистрибьютор на российском рынке. Репутация ответственного и опытного партнера, всегда выполняющего свои обязательства, позволила компании MERLION построить прочные отношения с большинством ведущих мировых производителей, в том числе Huawei.

А бывают случаи исключения продукта из Реестра российского ПО?

Да, такое случается, не всем компаниям удается выполнить требования к участникам реестра. Но платформы РУСТЭК, в основе которой – наши собственные разработки и компоненты с открытым исходным кодом – OpenStack и KVM, эти изменения, естественно, не коснулись. Однако сама логика развития рынка облачных сервисов, новые потребности клиентов и новые возможности нашей команды разработчиков привели к эволюционному изменению: от платформы виртуализации – к экосистеме облачных продуктов.

Почему выбран фокус именно на государственный сектор?

В России, как и во всем мире, цифровизация госсектора, оптимизация межведомственного взаимодействия и развитие электронных госуслуг выступают мощным стимулом для применения облачных платформ. По оценке ФГУП НИИ «Восход», ответственного за реализацию программы создания государственного облака – ГЕОП, ежегодно потребности в инфраструктуре для госорганов РФ растут примерно на 15%. Аналитики TAdviser отмечают, что переход к облачной инфраструктуре и консолидация вычислительных ресурсов госведомств в гособлаке – один из очевидных путей решения задачи цифровизации госорганов с оптимальными затратами: это позволит снизить нагрузку на бюджеты всех уровней до 10% в год. Общий объем ИТ-бюджетов госструктур, по данным 2018 года, оценивался в 122,215 миллиарда рублей. Учитывая аналитическую информацию из разных источников и наш многолетний опыт на рынке разработки облачных продуктов, мы приняли решение идти именно в этом направлении.

Чем обусловлен столь глубокий интерес государства к вашим решениям?

На сегодняшний день госсектор – ключевой заказчик на российском ИТ-рынке. Для взаимодействия разных ведомств необходима масштабная высокопроизводительная ИТ-инфраструктура с большим потенциалом масштабируемости. Но не менее важно учитывать специфику требований каждого ведомства, предоставлять пользователям возможность работать в удобной, знакомой рабочей среде, вплоть до брендирования. Фактор, актуальный для всех, – информационная безопасность, соответствие законодательным требованиям. И наконец, импортозамещение, в рамках которого важны гибкость платформы, простота ее интеграции с разработками разных вендоров. Это технологический вызов, с которым может справиться только очень крупная и опытная компания. Нам потребовалось почти 10 лет, чтобы накопить собственный опыт разработки облачных продуктов и сервисов, выстроить проектную культуру и собрать сильную команду специалистов, многие из которых прошли путь от стажера до эксперта. РУСТЭК создает одна из сильнейших российских ИТ-команд, в ней более 150 специалистов. После реорганизации облачного бизнеса компании «Сервионика» (ГК «АйТеко») в 2018 году команда разработки РУСТЭК перешла в ООО «СБКлауд» – дочернюю компанию «Сервионики». Мы по-прежнему отвечаем за весь жизненный цикл платформы – от новых идей и гипотез до их реализации, взаимодействия с партнерами, технической поддержки клиентов на всех уровнях. А «Сервионика» выступает как сервис-провайдер и интегратор в комплексных проектах по развертыванию платформы, предоставлению ресурсов ЦОД, взаимодействию с вендорами ПО и серверного оборудования.

 Что нового появилось в РУСТЭК за эти три года?

Сегодня архитектура РУСТЭК позволяет реализовывать проекты по созданию и поддержке инфраструктур федерального масштаба, рассчитанных на обработку больших объемов данных, в том числе персональных. В частности, инновационная концепция «регионов» открывает широкие возможности для создания особо защищенных сегментов облака, где данным обеспечивается дополнительная защита, но при этом сохраняется возможность бесшовной интеграции с другими сегментами. Возможность использовать РУСТЭК в таких проектах подтверждена не только успешным опытом внедрений, но и сертификацией ФСТЭК – она стала логичным этапом развития платформы. Процесс занял около двух лет и порой напоминал игру, в которой правила меняются по ходу матча. В 2018 году этот матч завершился нашей победой: получением сертификата, удостоверяющего возможность применения РУСТЭК для построения и защиты сред виртуализации, в которых могут эксплуатироваться государственные информационные системы до 1-го класса включительно.

РУСТЭК создавался как платформа виртуализации, но теперь это линейка облачных продуктов. Какие задачи она решает?

Каждый из этих продуктов решает широкий спектр задач в рамках своей специфики и при этом легко интегрируется с другими:

Ÿ РУСТЭК-Ф – платформа, сертифицированная ФСТЭК, предназначена для государственных заказчиков и коммерческих организаций, работающих с персональными данными и другой критичной информацией, хранение и обработка которой жестко регламентированы, в том числе ФЗ-152.

Ÿ РУСТЭК-ЕСУ – платформа для централизованного управления виртуальной ИТ-инфраструктурой c возможностью гибкого распределения ресурсов и прогнозирования их использования, а также удобной и наглядной отчетностью. Одна из ее ключевых особенностей – способность управлять несколькими средами виртуализации, в том числе на базе решений VMware.

Ÿ И наконец, РУСТЭК-VDI – платформа для организации виртуальных рабочих мест с защищенным доступом пользователей к корпоративным приложениям и данным.

Когда мы начинали разрабатывать РУСТЭК, правили бал платформы виртуализации, рассчитанные исключительно на ИТ-администраторов. Это были в основном зарубежные решения. Средства, обеспечивающие бесшовную интеграцию с бизнес-процессами, управление мощностями, позволяющие найти баланс между затратами на ИТ-инфраструктуру и ее эффективностью, только начинали пробивать себе дорогу в крупных российских компаниях. Все эти средства – надстройка над «базисом»: платформой виртуализации. Именно поэтому мы начали собственные разработки в сфере облачных технологий с создания платформы. РУСТЭК аккумулирует в себе свыше десяти лет опыта создания платформ виртуализации как в ГК «АйТеко», так и ведущими мировыми вендорами. Следующим этапом развития облачных технологий стали системы управления, ориентированные не только на ИТ-специалистов, но и на бизнес-менеджеров. Это ключевое условие для перехода к сервисной модели и оптимизации затрат на ИТ: и то и другое невозможно без реального понимания потребностей бизнеса.

Какие потребности имеются в виду?

ИТ-решения для управления ИТ-инфраструктурой становятся более удобными и простыми, но обеспечивают полный контроль ресурсов, их гибкое перераспределение и детальную аналитику. Логичным следствием этого тренда стало появление нового продукта на базе РУСТЭК – единой системы управления облачной инфраструктурой РУСТЭК-ЕСУ. Она позволяет централизованно управлять виртуальными дата-центрами и виртуальными машинами, ресурсами разных сегментов облака и под управлением разных гипервизоров, предоставлять и учитывать потребленные ресурсы, планировать загрузку платформы. И наконец, еще один ИТ-тренд – замена привычных стационарных рабочих мест на виртуальные рабочие места. Речь идет не о «мобилизации» – меняется не рабочее устройство пользователя, а сам подход к его взаимодействию с рабочей средой и данными. Среди признанных преимуществ VDI – существенное, до 40%, снижение затрат на обеспечение работы пользователей. Но, на мой взгляд, основной плюс VDI – централизованный контроль приложений и данных. Сохранность данных волнует сегодня абсолютно всех, она перестала быть узкой задачей специалистов по ИТ и ИБ. Мы уловили этот тренд в самом начале, рискнули инвестировать в новый продукт для российского рынка – и теперь в нашей линейке есть РУСТЭК-VDI.

И каков был следующий шаг?

К 2019 году каждый из продуктов линейки РУСТЭК был уже достаточно зрелым и способным решать сложные задачи управления виртуальными ИТ-инфраструктурами, распределения ресурсов, обеспечения доступности бизнес-приложений и данных для пользователей. Это позволило нам на базе РУСТЭК-ЕСУ разработать бизнес-облако «СБКлауд»: в нем реализована уникальная для российского рынка возможность работы с разными гипервизорами в едином облачном ландшафте в рамках одной платформы. Можно создавать виртуальные ИТ-инфраструктуры как на базе проприетарного решения VMware vSphere с использованием гипервизора ESXi, так и на базе среды виртуализации РУСТЭК с open-source-гипервизором KVM. Все это создавалось с учетом приоритетов публичного облака, однако и для частных облаков актуально, так как позволяет заказчикам управлять стоимостью владения, не теряя в надежности и масштабируемости. Данная функциональность бизнес-облака получила название «Регионы»: то есть каждый регион может быть настроен под разные задачи заказчика, вплоть до кастомизации интерфейса панели управления в соответствии с требованиями бренда. В единой панели управления можно самостоятельно выбирать гипервизор и виртуальные ресурсы, отслеживать их потребление и оптимизировать затраты, перераспределяя ресурсы внутри облака между «регионами» под управлением гипервизоров с разной стоимостью. Это новый уровень свободы создания гибких, производительных и экономичных enterprise-решений.

В каком направлении будет дальше развиваться семейство облачных продуктов РУСТЭК?

Наша задача – создавать качественные современные продукты, за которые мы можем нести полную ответственность, в том числе и финансовую. На базе РУСТЭК мы можем объединить технологические инновации и требования рынка. Так как компания «СБКлауд» «выросла» из системного интегратора, мы очень хорошо знаем, как устроен бизнес наших клиентов, какие потребности и задачи важны им в первую очередь. С учетом этого сейчас векторы развития платформы обусловлены двумя областями: расширением функционала, связанного с виртуализацией, и пополнением продуктовой линейки. Для этого мы создаем экосистему разработчиков – как российских, так и зарубежных. Кроме того, мы также видим перспективы в партнерстве с производителями оборудования, в том числе российскими. Такая стратегия выигрышна для всех участников процесса, и в первую очередь для заказчика: он получает полную ИТ-инфраструктуру «из коробки» – оборудование, облачную платформу, протестированную и отлаженную инфраструктуру, техническую поддержку, а при необходимости – и бизнес-приложения. Архитектура РУСТЭК изначально создавалась в расчете на простую интеграцию с большим количеством сторонних систем и сервисов – это одно из ее ключевых преимуществ для клиентов. Благодаря открытому коду и модульной архитектуре платформа позволяет интегрировать различные корпоративные сервисы, централизовать и сделать максимально гибким управление ресурсами.

Насколько успешно вы можете конкурировать с зарубежными вендорами, многие из которых признаны мировыми ИТ-лидерами?

Мы работаем на очень конкурентном рынке – основной рост мировой ИТ-индустрии в сегменте b2b связан сегодня именно с облачными сервисами, и ведущие ИТ-корпорации обладают колоссальными возможностями для развития своих продуктов. На российском рынке появляются новые зарубежные имена, и это важно для настоящей рыночной конкуренции. В то же время российские заказчики начинают больше доверять отечественному ПО. И дело не только в государственном курсе на импортозамещение – российские разработки становятся более зрелыми, их развитие идет очень быстро. Именно потому, что российским разработчикам необходимо отвоевывать свою долю рынка у мировых грандов, они ведут себя более клиентоориентированно, открыты для бизнес-партнерств и совместных инноваций.

Опубликовано 29.10.2019

Похожие статьи