Импортозамещение в ИТ: перспективы и опасения

25.08.2021
Импортозамещение в ИТ: перспективы и опасения
Термин «импортозамещение» используют для обозначения процесса замены импортных товаров отечественными, цель которого – сформировать сильную ИТ-отрасль, создать высокопроизводительные рабочие места и достигнуть технологической независимости от иностранных государств.

Очевидно, что большинство существующих российских ИТ-продуктов объективно проигрывают зарубежным аналогам и не способны стать полноценной их заменой. Тем не менее, в отдельных случаях замещение возможно, и именно с него нужно начинать пошаговый процесс отхода от технологической зависимости. В этом процессе задействованы две основные стороны: заказчик, сталкивающийся с определенными опасениями и производитель, способный эти опасения развеять.

Зачем переходить на российское ПО и железо?

Казалось бы, рынок ИТ не связан с географическим положением: ПО и железо, разработанные в Европе и Америке, можно запустить и в отдалённых регионах России. Так для чего стимулировать государственные компании и бизнес отказываться от уже внедрённых решений и переходить на все российское?

  • Безопасность. Если программный продукт разработан в другой стране, всегда будет существовать вероятность, что проходящие через ПО данные попадут к третьим лицам, что неприемлемо для госкомпаний;
  • Санкции. Блокировка программных решений, ограничение поставок оборудования приводят к тому, что государственные корпорации зависят от иностранных производителей, и этот риск нужно снижать;
  • Поддержка местного производства. Большинство российских производителей не пытаются конкурировать с западными компаниями: рынок уже сформирован и закрепившиеся на нём ИТ-гиганты не собираются сдавать позиции. Переход госкомпаний на отечественные продукты открывает новые возможности для укрепления экономики и создания фундамента цифрового будущего.

Этого краткого списка оказалось вполне достаточно для запуска масштабных преобразований.

Требования закона и программа импортозамещения

Для реализации госпрограммы “Цифровая экономика Российской Федерации” Правительство РФ разработало план импортозамещения в России и ряд методической документации. Они определяют условия, сроки и порядок замещения зарубежного на российское. Хронология событий выглядит следующим образом:

2015 год. Минкомсвязи утверждает план импортозамещения ПО, вступает в силу постановление «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».

2016 год. Постановление от 16 сентября 2016 года №925 устанавливает приоритет товаров российского происхождения, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства.

2019 год. Постановление Правительства РФ от 10.01.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации». Согласно постановлению будет вестись реестр радиоэлектронной продукции, поставка которой допускается при ограничениях допуска продукции иностранных производителей. В нем, помимо прочего, реализована схема «третий лишний», когда при наличии двух заявок с предложением товара, который включен в реестр радиоэлектронной продукции, заявки с иными предложениями должны отклоняться.

Прорыв на законодательном уровне обозначился в 2020 г., когда вступили в силу директивы государства. По сравнению с 2019 годом под влиянием сложившихся реалий потребность в отечественном ИТ-оборудовании выросла, минимум в 3 раза. Из сообщений СМИ известно, что курс на использование российских технологий взяли многие госструктуры и крупные компании: «Росатом», «Почта России», Министерство просвещения, Министерство здравоохранения и др. В декабре 2020 в свет выходят постановления №2013 и №2014, вводящие квоты на поставку российских товаров при осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, для увеличения доли продуктов отечественного производства и стимулирования локальных производителей. Постановления устанавливают погодичный процент от общего объема закупок, приходящийся на российские продукты: с 01.01.2020 – не более 50% иностранных комплектующих от цены товара или использование российского центрального процессора; с 2022 – не более 40% иностранных комплектующих и обязательное использование российского процессора; с 2025 – не более 30% комплектующих и российский процессор.

О страхах и рекомендациях

Несмотря на то, что регулирование «сверху» помогает российским компаниям двигаться по пути импортонезависимости, заказчики имеют ряд оправданных опасений, что не может не сказываться на темпах внедрения российской продукции. Однако, зачастую подобные опасения имеют статус предубеждений, требующих разъяснения со стороны производителей.

  • Импортозамещающая продукция не подходит для внедрения в узкоспециализированные производства. Практика показала, что понятие "типовые решения" для российских заказчиков не применима. Поэтому, оптимальным выходом для заказчиков будет обращение к производителю с конкретной задачей, проведением аудита и разработки оптимального решения под конкретный бюджет. Задачи, как и бюджеты, у всех разные, а значит, и разработка стандартного подхода к проектированию российской ИТ-инфраструктуры даже в отдельно взятой отрасли невозможна. Уже сейчас многие российские производители имеют опыт внедрения решений на предприятия ТЭК, банки и другие специфически отрасли. Учитывая, что построить ИТ-систему на продуктах только одного производителя пока невозможно, лучше ориентироваться на государственную политику: если поставщики могут подтвердить свои статусы сертификатом, то лучше остановить свой выбор именно на них.
  • На сегодняшний день российские поставщики «железа» и ПО не закрывают все потребности заказчиков. Конечно, государство как регулятор требует переходить на отечественное, однако о сиюминутном переводе всей архитектуры на российские решения речи не идет. Установлены квоты, которыми и нужно оперировать. Отведенным на переходный период временем необходимо воспользоваться, чтобы оценить потребности и понять, как их удовлетворяют российские поставщики. А главное – подготовить планы и начать перестройку ИТ-инфраструктуры. Имеет смысл обдумать перспективы развития всей инфраструктуры и последовательно реализовывать план, а не заниматься «фрагментарным» внедрением. Тем более, что в стране уже предлагаются работающие системы, способные заинтересовать не только госструктуры, но и бизнес.
  • Многие российские продукты и решения разных поставщиков не совместимы между собой. Речь идет и о несовместимости ПО между собой, и о проблемах интеграции экосистем заказчиков. Например, по состоянию на июль 2021 года, в реестре отечественной продукции одних только операционных систем – десятки видов. Возникает вопрос: будут ли критичные информационные системы бесперебойно работать в условиях применения решений разных производителей? Безусловно, в импортозамещении все взаимосвязано, поэтому заказчикам рекомендуется ориентироваться на комплексные решения производителей. Кроме того, с каждым днем наблюдается увеличение количества совместимых между собой решений: российские компании стремятся к выстраиванию горизонтальных связей с разработчиками, уже существуют аппаратные решения на отечественных процессорах «Эльбрус» и «Байкал».
  • Заказчики не знают о лучших практиках импортозамещения. Стоит оговориться: данное опасение с течением времени становится все меньше: с каждым годом количество отраслевых ИТ-конференций, публикаций в СМИ, анонсирующих успешные кейсы в области импортозамещения, растет. Создаются специализированные форумы и выставки, куда приглашают не только разработчиков, но и заказчиков, такие как международный форум «Армия», конференция Цифровая индустрия промышленной России (ЦИПР). Важно не пренебрегать подобными мероприятиями, ведь это шаг в сторону налаживания диалога сторон, возможности тестирования и апробации российского ПО и решений.
  • Российские решения не работают. Недоверие в целом связано с клише «зарубежное – значит лучшее», но любая работоспособность проверяется в процессе тестирования. Только они могут объективно показать, насколько продукт совместим, подходит для использования в той или иной сфере, оправдывает свой функционал. Как правило, после завершения тестов сомнения в качестве прекращаются либо переходят на язык цифр и KPI. Конечно, не все можно закрыть российскими технологиями, поэтому можно и нужно проверять решения по необходимым параметрам до внедрения, например, взяв у производителя демонстрационное оборудование.

Реальные темпы перехода на российское

Во многом благодаря усилиям государства востребованность российских продуктов растет, привычки потребления меняются. Импортозамещение – это возможность повышения зрелости ИТ-систем. Это неизбежный процесс, и формально относиться к нему не стоит. Для облегчения течения импортозамещения государство уже предпринимает ряд шагов. Разрабатываются стандарты программных комплексов, например, типовое рабочее место госслужащего. Это должно упростить выбор приложений для импортозамещения. Об этом свидетельствуют рейтинги ведущих ИТ-издании страны, отслеживающие объемы поставок импортозамещающего оборудования в ключевые сферы, такие как образование и здравоохранение.

Заказчикам же следует смотреть на импортозамещение как на модернизацию. Чем быстрее компания сумеет перестроиться и найти свои решения под задачи и бюджет, тем больше шансов в будущем получить в распоряжение надежную ИТ-инфраструктуру на российском оборудовании, а в перспективе – развитый рынок продуктов.
Похожие статьи