Дизайн коллекции Императорского фарфорового завода создал ИИ

Логотип компании
21.10.2021
Дизайн коллекции Императорского фарфорового завода создал ИИ

20 октября в Москве в галерее современного искусства фарфора состоялась презентация новой коллекции Императорского фарфорового завода. Автором дизайна для нее стал Николай Иронов – искусственный интеллект, разработанный студией Артемия Лебедева.

«Императорскому фарфоровому заводу более 270 лет. Мы дорожим традициями, одна из которых – оставаться современными», - сказал Пименов Кирилл, куратор креативных проектов Императорского фарфорового завода, автор идеи коллаборации. «Наша продукция была модной во времена Елизаветы Петровны, соответствовала духу времени в период революции, пронзительно отразила мир блокадного Ленинграда в нашей «кобальтовой сетке», и сейчас мы идем в ногу со временем, неотъемлемой частью которого является искусственный интеллект. Это актуальная, немного озорная коллекция, которая, мы считаем, привлечет новых ценителей фарфора и адептов современных технологий».

В новой коллекции два предмета - чашка и тарелка - с четырьмя версиями дизайна, который визуально больше всего напоминает примитивизм или наивное искусство. Все предметы соответствуют самым высоким стандартам качества, их не повредят ни СВЧ, ни посудомоечные машины. Объем чашки выбран достаточно большой, что делает ее универсальной в использовании.

Презентацию открыла дискуссия «Технологии в искусстве. Традиции и современность». В разговоре приняли участие Арт Директор Студии Артемия Лебедева Сергей Кулинкович, Директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара, руководитель лаборатории естественного языка Яндекса и Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге Иван Ямщиков, главный аналитик Центра по искусственному интеллекту НТИ на базе МФТИ Игорь Пивоваров, капитан команды знатоков телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Борис Белозёров, а также cоветский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ Татьяна Владимировна Черниговская.

Участники дискуссии поделились своим опытом работы с искусственным интеллектом, рассказали о том, как используют технологии современные творцы – художники, дизайнеры, архитекторы.

«Мы создали эту технологию и увидели, что спрос на творчество переоценен. В мире коммерческого дизайна и графики роль играет не то, что чувствовал или не чувствовал тот, кто создавал графику, а контекст, то есть то, что заложено в эту графику. Мы можем нанять дизайнера, который сделает логотип, но мы можем нанять и нейросеть, которая сделает 1000 логотипов. Тут все сводится к системе ценностей. В чьем-то восприятии ценность, что с ним кто-то поговорил, при этом ценность большого количества людей – скорость и смелость. Почему нашу коллекцию не мог сделать человек? Он просто бы побоялся такое нарисовать. В этом преимущество новых технологий – они дают новый контекст, который живой человек сгенерировать не мог», – сказал Сергей Кулинкович, арт-директор студии Артемия Лебедева.

Эксперты также поделились своим мнением о том, возможно ли считать продукт, созданный нейросетью, произведением искусства и способен ли искусственный сказать новое слово в искусстве.

По этому поводу Татьяна Владимировна Черниговская, cоветский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, привела пример: «Я как-то нашла у себя картину. Я никак не могла понять, она мне нравится или не нравится. Я отнесла ее к профессионалам и спросила, искусство ли это или барахло. Они стали смеяться и ответили, что этот вопрос человечество уже не первое столетие пытается решить». Таким образом эксперт обратила внимание на то, что определение искусства – субъективно, любые смыслы и оценку порождает человек. «Если не будет вообще людей, смысл будет или нет? Это неоднозначный вопрос».

Игорь Пивоваров, главный аналитик центра искусственного интеллекта МФТИ, обратил внимание на взаимосвязь творчества и игры.

«Когда мы понимаем, что технологии искусственного интеллекта играют в игру, мы не интересуемся, есть ли там субъект внутри. Изучение искусственного интеллекта говорит мне, что там нет субъекта, нет того, кто что-то выражает. Но надеюсь, мы это увидим в технологии, и, когда мы это увидим, может быть, для нас это будет казаться чем-то неземным», - отметил эксперт.

В заключение дискуссии капитан команды знатоков телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Борис Белозёров отметил, что пока искусственный интеллект действительно не представляет собой субъект, он играет по правилам. А если он научится играть без правил – это будет интересно, но и весьма опасно. Он добавил, что искусственный интеллект может стимулировать человека к созданию искусства как инструмент и возможность делать что-то больше и лучше. По его словам, совместное творчество человека и искусственного интеллекта было бы, наверно, самым интересным.

В присутствии гостей состоялась демонстрация работы дизайнера и по совместительству нейросети Николая Иронова.

Для этого Борис Белозеров описал свои увлечения и пристрастия, указал инициалы. Программист внес эту информацию, после чего искусственный интеллект за считанные секунды обработал полученный запрос и на экране появились варианты дизайна. В режиме реального времени компьютер скорректировал полученное изображение в соответствии с пожеланиями Бориса, и в итоге получился логотип очень похожий на галстук-бабочку. То, что нужно капитану элитарного клуба «Что? Где? Когда?».

Созданный дизайн будет нанесен на чашку на Императорском фарфоровом заводе и отправлен Борису Белозерову в качестве памятного подарка.

Похожие статьи