TechnoGuideМир технологийНаука и техника

Полеты на личном авто: уже реальность?

Сергей Грицачук | 15.05.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Полеты на личном авто: уже реальность?

С чего начались летающие автомобили 
Что интересного происходит в этой области

С чего начались летающие автомобили
История аэрокаров насчитывает почти 100 лет. Еще в 1916 году Глен Кёртис (Glenn Curtiss) провел испытания «автоплана» – «этажерки», как его называли. Гибрид автомобиля и аэроплана сумел несколько раз оторваться от земли, однако так и не взлетел. Зато сама идея вдохновила других энтузиастов – Роберта Фултона, Генри Смолински и пр., а также целые фирмы, в частности Ford и Studebaker. 
img  

Одна из наиболее удачных разработок – «аэрокар» Молтона Тейлора (Moulton Taylor) – была даже запущена в серию. Кинокамера тех лет зафиксировала выезд автомобиля с прицепом-трансформером: пилот менее чем за 10 минут превращает устройство в самолет, который успешно взлетает и приземляется. 

img  

img

Всего было выпущено полтора десятка аэрокаров, причем один из них был недавно отреставрирован и выставлен на аукцион за сумму около миллиона долларов (первоначальная цена в 1950 году составляла $25 тыс.). Однако в 1954 году производство было признано экономически нерентабельным и свернуто. Кто знает, найди тогда Тейлор необходимые 500 заказчиков, возможно, сейчас мы рассматривали бы легковой транспорт как музейный экспонат. И не смотрели бы с завистью на летающие в кино автомобили, которым не страшны никакие пробки. 
  

Что интересного происходит в этой области
Мысль о летающих авто не отпускает не только киношников – идея воплотить в жизнь «Черную молнию» или суперкар из «Назад в будущее» толкает пытливые умы на все новые и новые поиски.
Пожалуй, вплотную к решению задачи удалось приблизиться компании Terrafugia, не только разработавшей, но и начавшей продавать автомобили-самолеты Transition.
Двухместный аппарат со складными крыльями по своим габаритам настолько близок к обычной легковушке, что спокойно помещается в обычном гараже. 

img

В марте 2009 года детище инженеров Массачусетского технологического университета успешно прошло летные испытания, и сегодня на его эксплуатацию получено официальное разрешение от Федерального управления гражданской авиации США.   
Примечательно, что аэромобиль не требует особых навыков вождения – достаточно 20 часов летной подготовки, и можно садиться за штурвал. Ошибки пилота или сбой в работе оборудования вряд ли приведут к катастрофе: Transition оснащен парашютом. Правда, поднять в воздух такая модель сможет не более 195 кг (пилот и топливо), но зато дальность полета составляет 720 км при скорости 185 км/ч, а по шоссе можно преодолеть до 960 км от одной заправки. 

img  

Но все-таки это не автомобиль: слишком много плоскостей, да и общая компоновка узлов и агрегатов делает его не слишком привлекательным в качестве транспортного средства. Вдобавок для взлета и посадки ему требуется ВПП длиной не менее 500 метров. Так что Transition скорее интересен с позиции «доехать до аэродрома, взлететь, долететь до другого аэродрома». Что, впрочем, тоже сочли привлекательным: количество потенциальных покупателей уже приближается к сотне. Тем более что и цена для подобных аппаратов весьма демократичная – чуть менее $200 тыс. 

img  

Исправить недостатки Terrafugia собирается в следующей модели – TF-X, которая пока существует только в компьютерном исполнении. Никаких крыльев, максимально компактный корпус, четырехместный салон. 

img

Вертикальный взлет при помощи винтов (как у вертолета), они же выводят машину на маршевый режим, после чего включается главный двигатель. Посадка, разумеется, в обратной последовательности. Силовая установка гибридная: электродвигатели используются во время взлета и посадки, а бензиновый – в ходе полета, он же будет подзаряжать аккумуляторы. 

img

img

Для обучения особенностям вождения аэромобиля понадобится не более пяти часов, поскольку все основные функции в полете будет выполнять автоматика, в том числе контролировать состояние флаера и при необходимости приземлять его. Обязанность избегать столкновений и отслеживать маршрут – тоже в списке технических характеристик. Как утверждают разработчики, запаса топлива хватит на 800 км полета при скорости до 320 км/ч.

Выводы
Если человечество в скором времени не пересядет на летающие автомобили, ему не миновать транспортного коллапса. Количество автомашин в мире неуклонно растет, а дороги ведь не резиновые – всех желающих вместить не могут. Выход один: пересаживаться на аэромобили. Так что в ближайшие 10 лет мы с вами, вероятнее всего, встретимся на воздушных перекрестках, тем более что это доступно уже сегодня.
Думаю, что первыми пользователями таких авто станут медики и специалисты спецслужб – им это необходимо по роду деятельности. За ними – бизнесмены и представители власти – у них на это явно хватит денег. Ну а потом очередь дойдет и до нас, рядовых автовладельцев. Конечно, придется предусмотреть огромное количество технических и правовых аспектов, разработать системы автоматизации управления и сопровождения, обеспечить безопасность и синхронизацию воздушного трафика – но после всех наземных проблем передвижения разве это вопрос?


Ключевые слова: облачные технологии

    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Грицачук

Сергей Грицачук

Обозреватель, аналитик, инженер-системотехник. Действительный член «Клуба экспертов Intel», сертифицированный специалист (Мюнхен) по сетевым и серверным технологиям с 1993 года. Компьютерами и сопутствующими решениями занимается с 1985-го, участник многочисленных выставок, обладатель наград за оригинальные схемотехнические и программные разработки. Первый диплом получил в 1984 году от «Патентного бюро» журнала «Юный техник». Увлекается охотой, рыбалкой, водно-моторным спортом. «Утомившись суетой цивилизации, предпочитаю уединенную жизнь вдали от нее. Все свободное время отдаю семье и детям».

Мероприятия

17.07.2018
NetApp Directions

Москва