Криптохайп в искусстве: а зачем нам NFT?
Иллюстрация: Марина Бурашникова
Чтобы не затягивать вступление, давайте договоримся, что NFT (Non Fungible Token) — как следует из названия — невзаимозаменяемый токен. Он уникален, не разделяется на части, и его нельзя заменить другим NFT. Для понимания общей сути взгляните на своего домашнего питомца: он единственный, кто обладает всеми своими качествами и свойствами именно в таком составе и виде. В этом и есть основное отличие нашего героя от биткоина, ставшее основой успеха технологии.
Постараемся не углубляться в тонкости и продолжим упражняться в абстракциях. Представьте, что вы учитель рисования, который очень любит работы своих учеников и уважает авторское право. За годы преподавания вы сохранили множество рисунков, присвоили каждому уникальный номер, подписали ФИО автора, дату создания и указали материалы, с помощью которых выполнена работа. Данные вносились в специальную таблицу, в итоге превратившуюся в реестр всех созданных на ваших уроках трудов. Затем вы разослали свой архив всем желающим стать частью сети и настроили автоматическую синхронизацию изменений: каждая новая запись тут же появляется в копиях файла. Готово! Теперь ваши ученики смогут доказать свое авторское право на рисунок без прямого обращения к вам.
Пример упрощен до предела и не включает многие детали, но подчеркивает основную мысль: работу, которую вы нарисовали и опубликовали в Интернете, можно закрепить за конкретным автором, а также указать, что разрешено с ней делать. Эту информацию нельзя потерять, уничтожить или заменить — только дополнить сведениями о продаже, поскольку любые правки должны быть одобрены сообществом.
Зачем такие сложности из-за какой-то картинки?
В Интернете многие люди игнорируют понятие авторского права и используют найденные изображения по своему усмотрению. На данный момент у художников крайне мало способов отстоять свой труд и привлечь недобросовестных пользователей к ответственности. После создания законодательной базы для NFT человек сможет юридически подтвердить авторство, незаконность использования объекта и заслуженно воспользоваться плодами славы. Что сделают коллекционеры с Васей, если он попытается продать им «оригинал» картины Ван Гога, которую они на днях видели в музее? При желании горе-продавца можно сдать правоохранительным органам за мошенничество: документы подтвердят, что работа принадлежит не ему и, следовательно, продать ее он не имеет права. То, что у digital-авторов далеко не всегда есть громкое имя и команда юристов, готовых сражаться за его труды, не означает, что остальные пользователи Интернета могут распоряжаться чужой работой по своему усмотрению.
Что касается заслуженной славы, история с репродукциями абсолютно противоположна: тиражирование копий помогает увеличить узнаваемость работы и автора, а также повысить ценность оригинала по мере распространения изображений. «Мона Лиза», «Девятый вал», «Сикстинская мадонна», «Демон» — множество людей сначала увидели эти картины и только потом познакомились с творчеством художников. В NFT механизм тот же: оригинальное произведение всегда можно установить при помощи токена. Дальше остается найти автора и при желании узнать, как часто покупались его работы и сколько они сейчас стоят.
Важно понимать, что, продав изображение, художник не потеряет авторские права. Подобное произойдет только в случае, если он работает по найму или передача копирайта является условием продажи, зафиксированным в письменном виде. Более того, автор может продолжать использовать свое произведение, например, как саморекламу. Единственное ограничение — ту же или полностью идентичную работу нельзя продавать как NFT где бы то ни было.
Таким образом мы создаем к digital-рисункам то же отношение, что и к физическим картинам. Поздравляем с новой ступенью в уважении к чужому труду и признании важности современного искусства. Бонусом вы получаете децентрализованность актива, который не зависит от третьих лиц (компании-разработчика, владельца платформ и т. д.) и системы, в которой находится. Вместе с тем вы можете продать свой NFT на любой подходящей платформе, не ограничиваясь Steam или маркетплейсом создателей игры и специализированными площадками, что полезно в сегменте компьютерных игр и 3D-дизайна.
История NFT началась не столь серьезно — с желания поэкспериментировать и поиграть. В 2017 году Интернет взорвали криптокотики (CryptoKitties) — их можно было покупать и продавать на аукционе за эфиры. За неделю пользователи потратили на виртуальных котят более $2,5 млн, а затем та же история повторилась с криптопанками, цена на которых теперь составляет от $10 000 до $16 млн. Феномен объясняется просто: намного увлекательнее делать ставки на милые картинки, нежели на набор цифр вроде 0001 и 0002. Оба варианта содержат уникальные токены, но во втором случае мы получаем эмоции и развлечение.
Тема с карточками и картинками превратилась во множество проектов разной стоимости и популярности, выполнив свою главную задачу — внимание рынка было привлечено. Пользователи покивали головами, почесали подбородки и прикинули, что еще можно токенизировать. Так мы получили NFT с первым твитом Джека Дорси, коллаж Beeple, в котором он собрал пять лет своих трудов, гифку с Nyan Cat и несколько платформ для размещения криптообъектов, среди которых: SuperRare, NiftyGateway, Rarible, Mintable, OpenSea и Foundation. Какие-то проекты абстрагировались от блокчейна, предложив покупку напрямую с банковских карт, кто-то перешел на Flow, а кто-то продолжает использовать Ethereun.
Сейчас активнее всего токенизируется:
-
цифровое искусство;
-
виртуальные предметы (одежда, проекты интерьеров и участков и т.д.);
-
игровые предметы (скины, персонажи, оружие и т. д.).
К виртуальным предметам мы вернемся в следующий раз в контексте моды и недвижимости, а пока поговорим об искусстве. NFT позволяет не только вшить сведения об авторе и его работе, но и указать, какие права получит будущий владелец. Также, при помощи токена, художник может установить автоматическое роялти, с помощью которого он будет получать на криптокошелек процент от продажи изображения вне зависимости от желания посредника.
Панацеи не существует
Вероятно, к этому моменту у вас уже появился вопрос: подождите, а в чем проблема — скачать чужое изображение, сделать из него NFT и продать как свое? В принципе, ни в чем. Несмотря на то что многие платформы, продающие сейчас токенизированное искусство, допускают к дропу (создание и последующее выставление NFT на площадке) только верифицированных продавцов, некоторые действительно проворачивают подобные сделки. Вот только рынку это невыгодно. NFT-сообщество пока достаточно заинтересовано в поддержании авторов, так как соблюдение авторских прав и честность привлекают коллекционеров, то есть основных покупателей. Мошенников тем временем активно банят, в результате чего с каждым месяцем процент таких продаж уменьшается. К тому же не следует забывать, что создание токенов стоит денег, работу знаменитого автора просто так не приобретут, а попытка заработать на мелком художнике с трудом окупит затраты, зато наверняка приведет к блокировке на платформе. Расходы на создание NFT зависят от комиссии, которая определяется загруженностью сети Ethereum из-за роста количества транзакций. На данный момент ее процент ежедневно колеблется в пределах $5–150.
Давайте отметим сразу: мы не говорим об утопии, где каждый получает славу, постоянный интерес к своему творчеству и деньги за свои работы просто потому, что создает десяток NFT в день. Криптоарт не дает никаких гарантий, что после первого же дропа вы проснетесь богатым и знаменитым. Даже несмотря на то, что движение сейчас стремительно набирает популярность, художников уже достаточно много, а вот уникального контента, за который готовы платить, всегда будет меньше. Нужно понимать и то, что некоторые площадки имеют строгую модерацию работ — либо пробуй выделиться в бурном потоке беспорядочных токенов из всего подряд, либо покажи мастерство, которое действительно стоит каких-то денег. Да, случаются хорошие истории, как, например, с IAmBunya, который смог при помощи первой продажи начать менять свою жизнь. И все же NFT — не о благотворительности, а о технологиях, комплексно влияющих на будущее.
Новый мир — новые звезды
За последнее время в мире криптоарта показали себя как уже известные художники, так и совсем молодые ребята. Кто-то предпочитает выставлять исключительно свои произведения, а кто-то вписывается в коллаборации (коллективное творчество), делая ставку не на свое имя и навыки, а на интересную идею. Так, в апреле на сцену вышла NFT256, в которой приняли участие 256 художников. Менее чем за месяц авторы выпустили две работы, где каждому участнику предлагалось наугад выбрать кусочек с набором пикселей и на его основе создать рисунок. Далее организаторы складывали «пазл» в нужном порядке и представляли сообществу итоговый результат. Интересно, что все художники работали практически вслепую, не зная, что соберется из их работ. На данный момент NFT256 считается самым большим объединением криптохудожников, а их последняя работа была продана за 2,56 эфира. Всего команда заработала 4,36 эфира, часть из них пошла на выставку в цифровой галерее и рекламу коллаборации.
Кстати, без классического искусства в NFT тоже не обошлось. 13 мая Gryun Kim представил невероятно красивую видеоработу, в которой объединил две картины Ван Гога в единое живое произведение. Лот бы продан за 8,0 ETH ($30,552), а полюбоваться им можно тут.
Разумеется, там, где есть множество работ и платформ для их покупки, обязательно появятся и галереи для простого просмотра. Одной из таких является Zodiac, позволяющий не только увидеть различные токены, но и найти нечто похожее на уже понравившиеся. Меж тем онлайном NFT не ограничился, так что в июне нас ждет открытие первой в России NFT-галереи, где тоже можно ознакомиться с обновленным искусством. Выставка Collab Art Moment, организованная галеристом Маратом Гельманом и основателями компании Collab Алексеем Кочетковым и Евгением Брехиным, будет проводиться каждый день весь месяц на витрине шоу-рума Audi City Moscow на Никольской улице, с 20:21 примерно до 21:21. Всего создатели отобрали 28 произведений, часть из которых создана специально для экспозиции и впервые появится перед публикой. Для остальных желающих выставиться организаторы объявили Open-call.
Те, кто желает окунуться в сферу с точки зрения бизнеса, 23–25 июня могут посетить ЦИПР-2021. В рамках конференции состоится международная выставка-ярмарка цифрового искусства, где проведут презентацию первых частных коллекций, аукционы онлайн и лонч-стартапы в области DeFi и NFT. Это отличный шанс увидеть более 50 уже известных и успешных художников нового поколения.
Серая зона
Пока тренд на NFT активнее всего продвигается на Западе и территории СНГ, а вот Китай, за исключением нескольких коллекционеров, предпочитает оставаться в стороне. Несмотря на волну криптохайпа, законодательная сторона продолжает ограничивать сферу блокчейна. В России покупка NFT остается пока «серой зоной» без четких законов, хотя многие другие страны определяют их не как криптовалюту, а как цифровой контент благодаря неделимости и незаменяемости токенов. Интересно и то, что некоторые платежные системы, включая Visa, применяют к NFT те же правила, что и к продаже фотографий на фотостоках.
Еще одним примером лояльности к технологии стал ebay, принявший решение в ближайшие пару месяцев открыть продажу NFT на своей площадке. Напомним, что ранее маркетплейс позволял приобрести только физические предметы за редким исключением.
Что касается финансовой стороны: по данным аналитического сервиса Nonfungible, за время существования NFT было продано 5,35 млн токенов, а проект NonFungible посчитал, что объем рынка NFT с 2019 года вырос втрое, составив в 2020-м $250 млн. Нынче спрос заметно усилился, благодаря чему за февраль объем операций достиг $340 млн.
В заключение
Возгласы «это все очередной хайп!», может, отчасти и правдивы, но рынок NFT продолжает расти и не прекратит развитие в ближайшие годы. Уже сейчас стоит постепенно свыкаться с мыслью, что идеи блокчейна проникнут во множество сфер, а грядущая реальность прочнее свяжет нас с цифровым миром. Как и в случае с CBDC (цифровая валюта), даже смутное представление о необходимости подобных технологий имееется пока не у всех, но незнание большинства вряд ли поставит крест на тенденции. Остается только наблюдать за происходящим и пытаться понять, из чего же будут «сделаны» следующие десятилетия.
Опубликовано 21.05.2021