Дорога в облака

Логотип компании
Дорога в облака
В конце прошлого года Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга совместно с журналом IT-MANAGER провели в рамках программы «IT-Диалог» круглый стол «Облачные управленческие решения.

В конце прошлого года Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга совместно с журналом IT-MANAGER провели в рамках программы «IT-Диалог» круглый стол «Облачные управленческие решения. В чем выгода SaaS для госсектора?». Ключевой темой мероприятия стала стратегия применения облачных технологий в интересах городских ведомств.

Актуальность обсуждения теории и практики использования облачных вычислений государством обусловлена не только тем, что в последние пару лет облака де-факто стали трендом номер один в области развития ИТ-инфраструктуры в одном мире, но и сугубо российской спецификой. Географические и климатические условия существования государства определяют предпочтения граждан: все больше россиян хотят получать госуслуги, не выходя из дома. Госорганы заинтересованы в том, чтобы предоставить эту возможность населению, а облачные технологии являются ключом к ее реализации.

Круглый стол «Облачные управленческие решения. В чем выгода SaaS для госсектора?» собрал 19 декабря в Смольном чиновников, топ-менеджеров ведущих игроков российского ИТ-рынка, а также представителей отраслевых СМИ. Ключевым выступлением на мероприятии стал доклад председателя Комитета по информатизации и связи СПб Ивана Громова о том, как ведомства Санкт-Петербурга идут по пути объединения всех информационных ресурсов на базе единого дата-центра и реализации проекта частного облака. Этот подход лег в основу генеральной ИТ-стратегии Комитета.

Централизация МФЦ

Иван Громов рассказал о том, каких промежуточных итогов удалось достигнуть его ведомству на пути перевода ИТ-инфраструктуры Санкт-Петербурга в частное облако. Одним из важнейших проектов в этой сфере является централизация ИТ-ресурсов Многофункциональных центров предоставления госуслуг (МФЦ). Докладчик напомнил участникам круглого стола, что первоначально МФЦ задумывались как районные центры обеспечения доступа жителей города к госуслугам, то есть граждане могли получить госуслуги только по месту жительства. При этом каждый МФЦ имел собственную серверную, на базе которой были локально развернуты необходимые для работы информационные системы. Децентрализованный подход к организации ИТ-инфраструктуры МФЦ не только сильно удорожал ее содержание и обслуживание, но и усложнял управление центрами, а главное — негативно сказывался на качестве предоставляемых ими услуг.

Поэтому Комитет принял решение централизовать ИТ-инфраструктуру МФЦ. К концу 2012 г. государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» (СПб ИАЦ), подведомственное Комитету, объединило ИТ-ресурсы 80% МФЦ в рамках мини-облака. Следующий шаг — перевод всех МФЦ на единую информационную систему.

Облачность над Невой

Такой же подход Комитет уже реализует и в сфере здравоохранения. А в недалеком будущем все информационные ресурсы и системы городских ведомств Санкт-Петербурга будут перенесены в единый общегородской дата-центр, который пока находится на стадии проектирования. В 2013 г. на базе этого дата-центра предполагается создать облако, в котором будут развернуты «Система 112» (система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112») и единая информационная система исполнительных органов власти Санкт-Петербурга, необходимая для работы районных и городской администрации.

Иван Громов отметил, что задуманная Комитетом ИТ-реформа стала возможной благодаря значительной перестройке и модернизации ведомственной городской сети связи, которую в 2012 г. реализовало ГУП «АТС Смольного», подведомственное Комитету. В частности, это предприятие полностью заменило оборудование компании Huawei, работающее на опорных узлах городской сети уже более 7 лет.

По словам Ивана Громова, проект перевода ведомственной ИТ-инфраструктуры Санкт-Петербурга в облако позволит городу экономить значительные бюджетные средства благодаря демонтажу 800 серверных помещений, расположенных в различных районах. В свою очередь это позволит отказаться от выездных ИТ-бригад, необходимых для обслуживания территориально распределенных серверных помещений, а также организовать работу с информационными системами посредством экономичных тонких клиентов. «При этом важнейший аспект работы всех информационных систем — защита персональных данных», — подчеркнул в своем выступлении Иван Громов. По его словам, консолидация городской ИТ-инфраструктуры позволит существенно повысить уровень безопасности используемой ей информации и соблюсти все требования отечественного законодательства в сфере персональных данных.

Курс на электронное взаимодействие

Следом за Иваном Громовым на круглом столе выступили представители ИТ-компаний, которые поделились собственным видением и опытом внедрения технологий облачных вычислений в интересах городских ведомств. Президент «Корпорации Парус» Александр Карпачев отметил, что раньше основными инициаторами изменений в сфере административных городских ИТ-ресурсов выступали Министерство финансов и Налоговая служба РФ, которые периодически издавали новые требования к ведению административно-хозяйственного учета. Эти требования ложились в основу доработок информационных систем, используемых чиновниками администрации и ведомств города. Но в последнее время ситуация изменилась: теперь роль такого драйвера выполняет развитие электронных госуслуг, а также сопутствующего их реализации межведомственного электронного взаимодействия и документооборота. Именно это является одним из ключевых стимулов к переводу городских информационных систем административно-хозяйственного учета в облака. В качестве примера, иллюстрирующего этот тренд, Александр Карпачев привел проект Департамента информационных технологий Москвы, направленный на создание информационной системы регистрации государственных начислений и платежей за госуслуги.

Основной проблемой при организации межведомственного электронного взаимодействия и перевода ИТ-инфраструктуры в облако, по мнению Марины Слесаренко, заместителя директора по работе с корпоративными клиентами компании «1С», является большое количество разрозненных программных продуктов, используемых учреждениями, подчиненным городским административным органам. Это создает не только технологические, но и психологические препоны на пути ИТ-оптимизации со стороны пользователей, привыкших к определенным информационным системам и интерфейсам. Именно поэтому, по словам докладчика, в Москве централизация ИТ-ресурсов началась не с отказа от существующих используемых информационных систем в пользу одного унифицированного решения, а с перевода наиболее распространенных и критичных приложений в городское облако.

«Чтобы упростить такой переход, компания «1C» совершенствует свою облачную платформу 1cFresh, делая ее максимально простой для провайдеров сервисов, сохраняя при этом привычную для партнеров модель разработки приложений и удобство работы для пользователей», — подчеркнул Андрей Аристархов, руководитель направления «Инновации и интегрированные решения» компании «1C». По его словам, развитие платформы ведется с таким расчетом, что созданные на ее основе бизнес-приложения, могли бы без модификации прикладного кода функционировать, как в «облачном» режиме, так и в традиционной архитектуре».

С миру по нитке

В завершение круглого стола Сергей Мальгин, директор макрорегиона «Северо-Запад» компании Microsoft в России, рассказал о зарубежном опыте реализации госуслуг с использованием облачных технологий. По его мнению, задачи в этой области не уникальны, и Россия находится примерно на одном этапе развития данной концепции с Европой и США. Все страны сталкиваются со схожими сложностями, связанными с неоднородностью существующей информационной инфраструктуры и ограниченными бюджетами на ее дальнейшее развитие. Поэтому отечественным чиновникам полезно принимать в расчет опыт соседей — например Великобритании, которая уже успешно перевела всю ИТ-инфраструктуру Royal Mail UK (Королевской почты Великобритании) в облако. К сугубо российским сложностям Сергей Мальгин относит большую территорию страны с низкой плотностью населения, а также недостаточный для повсеместного внедрения облачных технологий уровень развития инфраструктуры связи. «Телекоммуникации для облаков — это все», — подчеркнул он.

Впрочем, несмотря на существующие проблемы, в России с каждым днем появляется все больше масштабных облачных проектов. В качестве примера Сергей Мальгин привел проект «Дневник.ру», реализованный компанией Microsoft на базе собственного дата-центра. Этот онлайновый сервис позволяет учителям и учебным заведениям вести дневники своих учеников в Интернете, делая невозможным подделку оценок. По итогам 2012 г. в системе зарегистрированы более 25 тыс. школ и более 5 млн. пользователей.

Подводя итоги, заместитель председателя Комитета Роман Панков выразил мнение, что облачные технологии являются наиболее перспективной платформой для предоставления госуслуг в электронном виде. Он поблагодарил всех участников круглого стола и выразил надежду на то, что продуктивный диалог между чиновниками и ИТ-компаниями ускорит движение государственных ИТ-ресурсов в облака.

Читайте также
IT-World разбирался, как сделать так, чтобы специалист на удаленке не смотрел весь день сериалы под кофе, или тем более алкоголь? Как помочь ему сохранить рабочий фокус, но при этом не заставлять перерабатывать?

Опубликовано 25.02.2013

Похожие статьи