ИТ-ДиректорИТ в бизнесеИнфраструктура

Облачные сервисы без купюр

Алексей Комов | 01.07.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Скептическое восприятие коммерческих облачных сервисов отечественными компаниями постепенно меняется. Однако у этого типа услуг до сих пор остается множество недостатков и подводных камней, препятствующих их массовому распространению в кругу корпоративных заказчиков.

Спрос в облаках

Наиболее востребованными на корпоративном рынке, по оценке Руслана Чекушко, директора по ИТ компании «Чебоко Кофе & Чай», являются три типа облачных сервисов: Platform-as-a-Service (PaaS), Software-as-a-Service (SaaS) и Infrastructure-as-a-Service (IaaS). По словам Руслана Заединова, заместителя генерального директора, руководителя направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК, в 2012 году объем SMB-рынка облачных услуг в России составил 15,6 млрд руб., при этом на долю хостинга инфраструктуры пришлось 5,8 млрд руб. «По итогам 2012 года оборот компании КРОК, приходящийся на IaaS, увеличился в пять раз, и в первом полугодии 2013 года рост продолжился», — отмечает Руслан Заединов.

Как считает Евгений Николаев, генеральный директор компании IBS Datafort, на рынке наблюдается достаточно большой интерес к IaaS и SaaS, и многие корпоративные заказчики начинают «примерять» эти сервисы на себя, в первую очередь для использования в краткосрочном периоде. «IaaS и SaaS имеют на российском рынке наиболее серьезные перспективы, и по сравнению с остальными видами коммерческих облачных услуг они занимают наибольшую долю в портфеле сервис-провайдеров. Другой вопрос, насколько наши российские компании готовы ими пользоваться», — комментирует Дмитрий Шилов, исполнительный директор компании «Астерос Сервис». По его мнению, услуги из публичных облаков могут быть востребованы для вторичных по отношению к бизнесу сервисов, например, для резервирования данных, а также на этапе запуска стартапов, когда инвестировать в создание собственной ИТ-инфраструктуры нецелесообразно. Кроме того, коммерческие облачные услуги выгодны представителям SMB (что объясняет высокий спрос на подобные сервисы в данном секторе), так как благодаря облачным сервис-провайдерам небольшие компании получают доступ к технологиям и техническим решениям более высокого класса, чем они могут приобрести и развернуть собственными силами. «Для некоторых сервисов компании должны обладать необходимой экспертизой, а также ресурсами для закупки оборудования и обучения персонала, что не всегда оправдано в случае с малым бизнесом», — добавляет Дмитрий Шилов.

IaaS и SaaS на практике

Многие ИТ-директора уже готовы поделиться практикой применения коммерческих облачных сервисов в интересах бизнеса. «Наша компания использует сервис IaaS: мы арендуем пул виртуальных серверов для сборки пилотных проектов, проведения нагрузочных тестов, а также под временные ИТ-сервисы, необходимые бизнесу. Для нас главные козыри модели IaaS — быстрый старт и оплата только за работающие виртуальные машины», — рассказывает Антон Русяйкин, ИТ-директор компании «Профиндустрия»
«В прошлом и в этом году мы серьезно тестировали коммерческие облачные сервисы совершенно различного масштаба, начиная от Amazon EC2 в части PaaS и заканчивая Windows Azure в части SQL Server. С технической точки зрения эти платформы подходят нам для размещения некритичных для бизнеса приложений или приложений с допустимым большим временем простоя. Более того, облачные решения пригодны для некоторых специфических задач, например, для удаленного хранения архивов или резервных реплик СУБД», — сообщил Сергей Дуднаков, заместитель ИТ-директора ГК «ААА», член Клуба ИТ-директоров Юга России. «Наша компания использует сервисы SaaS более полутора лет. Это позволяет нам минимизировать стоимость ИТ-сервисов как при внедрении, так и при повседневной работе с ними», — добавляет Андрей Некрасов, CIO компании IT Exclusive.

Однако, несмотря на в целом позитивный опыт применения коммерческих услуг IaaS, SaaS, некоторые ИТ-руководители компаний отмечают ряд специфических моментов, препятствующих или ограничивающих применение данных сервисов в рамках корпоративной ИТ-инфраструктуры. Так, по словам Олега Семенова, начальника управления информационных технологий и телекоммуникаций ЗАО «Стройсервис», его компания пользуется услугами облачных сервис-провайдеров только для доступа к информационно-справочным системам типа СПАРК или ORBIS, потому что в коммерческих облаках пока нет необходимого набора сервисов, а те, что есть, работают менее производительно и удобно, чем самостоятельно развернутые на предприятии.

Андрей Абрамов, управляющий департамента ИТ ЗАО «Эмпилс», член Клуба ИТ-директоров Юга России, поясняет, что компании «Эмпилс» также не применяет коммерческие облачные сервисы (если не считать хостинг веб-сайта и почтового сервера), поскольку по его оценке перенос ИТ-инфраструктуры в облака по модели IaaS значительно увеличит стоимость соответствующих услуг и нагрузку на каналы интернет-доступа, в то же время у компании возникнут проблемы с установкой и настройкой бизнес-программ на виртуальные серверы. «Например, используемая нами платформа 1С работает с физическими ключами защиты, а программные ключи для нее, пригодные для облака, имеют ряд объективных недостатков», — утоняет Андрей Абрамов.

«Мы начали развертывать приложения пять лет назад, когда коммерческие облачные сервисы еще не получили такого развития, как сейчас. Поэтому наши приложения были ориентированы на инсталляцию, развитие и поддержку в рамках корпоративной ИТ-инфраструктуры. Примерно два года назад, когда возникла необходимость перевода ИТ-сервисов из дата-центра в Москве в Сочи, мы также рассматривали вариант их переноса в облако стороннего сервис-провайдера. Но в результате тщательного расчета, приняв во внимание наши схемы лицензирования ПО, уже закупленную инфраструктуру и наработки в области организации техподдержки, мы пришли к выводу, что экономически более целесообразно не уходить в коммерческие облака», — делится опытом Михаил Петров, директор департамента ИС, член комитета по технологиям «Оргкомитет «Сочи 2014»

Облачная калькуляция

Главными козырями своих услуг облачные сервис-провайдеры называют их скорость и гибкость, а также экономичность. «Облачная инфраструктура легко подстраивается под требования заказчика, позволяя платить только за используемые сервисы. Кроме того, внедрение облачных сервисов освобождает компанию от затрат на дополнительную инфраструктуру и дорогостоящий персонал», — считает Руслан Заединов (КРОК). По мнению Евгения Николаева (IBS Datafort), коммерческие услуги на базе облаков обеспечивают масштабируемость в точном соответствии с потребностями заказчика, экономию ИТ-бюджетов в части затрат на ИТ-инфраструктуру, а также оперативное решение новых ИТ-задач. При этом внедрение сервисов IaaS и SaaS оказывает дополнительное благотворное влияние на экономику корпоративной ИТ-инфраструктуры благодаря высвобождению и переориентации ИТ-специалистов компаний на профильные задачи ИТ-подразделений по развитию бизнес-приложений. Дмитрий Шилов («Астерос Сервис») подчеркивает, что при создании частных облаков компании вынуждены закладывать в них некоторую избыточность, поэтому очевидная экономия на облачной модели организации ИТ-инфраструктуры достигается только в случае, если ИТ-сервисы выводятся во внешнее облако.
Однако большинство ИТ-директоров не разделяет оптимизма облачных сервис-провайдеров в отношении экономической составляющей их сервисов. «Затраты на покупку оборудования и ПО для внутренней ИТ-инфраструктуры сопоставимы с расходами на оплату соответствующих облачных сервисов в течение трех лет. Но серверное оборудование и ПО работает по семь-восемь лет, а то и дольше и требует замены только при смене программной платформы, увеличении нагрузки в результате экстенсивного расширения компании или существенного расширения функционала системы. К тому же у рачительного хозяина морально устаревшие серверы всегда найдут применение для более мелких и не критичных для бизнеса задач. На беду облачным сервис-провайдерам производители серверного оборудования делают его качественно и на долгие годы», — констатирует Андрей Абрамов («Эмпилс»). 

По мнению Олега Семенова («Стройсервис»), у крупной компании затраты на ИТ при внедрении коммерческих сервисов IaaS и SaaS только вырастут, так как в этом случае пропадет возможность получать существенный экономический эффект от объема при использовании сервисов на базе собственной инфраструктуры. Малому же бизнесу сторонние облачные сервисы способны помочь снизить расходы на ИТ-персонал и содержание собственной ИТ-инфраструктуры, но при этом возникает новая статья расходов — собственно абонентская плата за использование облачных услуг. Вот почему однозначно заявлять об экономической выгоде коммерческих облачных сервисов некорректно: в каждом конкретном случае компаниям необходимо считать, что эффективнее и выгоднее.

Ворох граблей

Помимо вероятных экономических преимуществ коммерческих облачных сервисов, у них есть ряд объективных технологических недостатков, превращающихся в проблемы для корпоративных пользователей. Так, по словам Андрея Абрамова («Эмпилс»), в крупных компаниях все имеющиеся системы обычно плотно интегрированы между собой. «Я не знаю ни одного сервис-провайдера, предоставляющего в рамках услуги SaaS весь комплекс необходимых мне информационных систем и приложений, интегрированных друг с другом», — констатирует Андрей Абрамов. 

Еще один недостаток коммерческих услуг SaaS, по мнению Руслана Черкаса, руководителя службы информационных сервисных систем конгресс-отеля Don-Plaza, члена Клуба ИТ-директоров Юга России, кроется в их неуниверсальности. В рамках такой модели зачастую невозможно организовать все функции существующих корпоративных ИТ-инфраструктур, поскольку компании любых масштабов всегда имеют в своем распоряжении специфическое ПО, которое не может быть предоставлено как услуга. Это в первую очередь касается систем оперативного учета, то есть собственно того, на чем основан бизнес. Еще одним существенным ограничением на пути перехода на коммерческие облачные сервисы является потребность компаний в применении локальных аппаратных средств. «Даже если компания обладает возможностью использовать корпоративное ПО по схеме SaaS, остается целый комплекс аппаратуры, такой как кассовые регистраторы, аппаратные ключи защиты, весы, всевозможные чек-принтеры, и многое другое, который трудно или невозможно интегрировать с облачными сервисами. Таким образом, SaaS превращается в некую рафинированную идеологию, которая наверняка будет хороша в будущем, но на практике сейчас применима крайне редко, тем более на крупных предприятиях», — считает Руслан Черкас. Антон Русяйкин (Профиндустрия) добавляет к этому перечню жесткие рамки консолей управления облачными ресурсами, применяемых сервис-провайдерами, которые не всегда удобны и понятны заказчикам, кроме того, сильны ограничения модели SaaS на кастомизацию сервиса.

Сергей Дуднаков (ГК «ААА») выделяет целый комплекс глобальных недостатков коммерческих облачных сервисов. Прежде всего, это невозможность гарантировать работу сервиса в целом — как платформы, виртуальной инфраструктуры или ПО, так и каналов связи, обеспечивающих сервис. Ведь возможны ситуации, когда в результате аварий на каналах связи, принадлежащих третьим лицам, реально работающая облачная платформа и заказчик будут разделены, что приведет к простою, хотя это может и не являться нарушением SLA. «К слову, джиттер на каналах связи между потребителем и сервис-провайдером практически всегда существенно больше, чем внутри локальной корпоративной сети, что увеличивает время доступа к данным и отклика ПО на действия пользователей», — подчеркивает Сергей Дуднаков.
Кроме того, по его словам, практика правоприменения в области споров о нарушениях SLA и взимания реальных неустоек еще не сложилась. В действительности же облачные провайдеры довольно часто испытывают технические сложности, скорость устранения которых не устраивает заказчиков. Наконец, не стоит забывать о проблеме обработки персональных данных в облаке, принадлежащем стороннему контрагенту. «Пока что какие-либо связанные с персональными данными системы могут быть перемещены компаниями в сторонние облака исключительно на свой страх и риск. Защита персональных данных при их совместной обработке несколькими юридическими лицами, например в холдинговых структурах, является нетривиальной задачей даже для внутренних ИТ-систем — что уж тут говорить об облаках», — отмечает Сергей Дуднаков. Дмитрий Шилов («Астерос Сервис») подчеркивает, что на должном уровне обеспечить требования регуляторов должен быть готов именно сервис-провайдер, а не компания-клиент.

«Конечно, вопрос обеспечения информационной безопасности для облачных сервисов остается актуальным, поскольку стандарты безопасности для этого вида услуг в России еще не определены. Однако в ближайшие год-два мы ожидаем появления реальных методик и технических средств, гарантирующих заказчику необходимый уровень конфиденциальности в облаках», — комментирует Руслан Заединов (КРОК). 

Годен с оговорками

Для того чтобы коммерческие облачные сервисы стали более привлекательными для корпоративного сегмента, их провайдерам необходимо провести серьезную работу над ошибками и существующими проблемами. В частности, по словам Антона Русяйкина (Профиндустрия) безопасность корпоративных данных в облаке, а также подход к решению проблем клиентов чаще всего прописаны в SLA очень поверхностно и с большим количеством обходных путей. И при этом максимум, чем обычно рискуют провайдеры услуг согласно SLA, — потеря месячной арендной платы, тогда как для заказчика даже незначительный простой сервиса может обернуться многомиллионными убытками.

«Само по себе SLA никогда не спасет компанию от возможных простоев и убытков. И тут же возникает резонный вопрос, а каким именно образом контролировать уровень предоставляемого сервиса, даже имея в своем активе SLA? Ответ на него могут дать уже существующие на ИТ-рынке программно-аппаратные инструменты, которые помогают измерить уровень предоставления сервиса в реальном времени», — отмечает Андрей Некрасов (IT Exclisive).

«К сожалению, потребности клиентов пока опережают возможности провайдеров облачных сервисов: например, на рынке до сих пор нет доступного способа реализации сквозного шифрования в коммерческом облаке. Однако не исключено, что перепрофилирование ИТ-служб крупных компаний, которые в силу невостребованности пополняют ряды небольших облачных провайдеров, позитивно скажутся на развитии рынка облачных услуг», — полагает Руслан Чекушко («Чебоко Кофе & Чай»).

Сергей Дуднаков (ГК «ААА») убежден, что без качественных каналов связи, понятной нормативной базы в сфере защиты персональных данных, а также практики взимания адекватных штрафов за нарушение SLA, коммерческие облачные сервисы не будут пользоваться высоким спросом. Однако, при урегулировании обозначенных проблем, такие сервисы могут стать очень привлекательными для средних и малых предприятий, особенно если для доступа к ним достаточно будет иметь только стандартный терминальный клиент или интернет-браузер, поскольку это обеспечивает мобильность доступа к данным и ПО, а также существенно упрощает восстановление работоспособности услуг при аварии. «Самое главное — облачные сервисы способны, наконец, отменить жесткую привязку пользователей к своим рабочим местам. Будущее, несомненно, за облаками, однако преодоление сложностей, стоящих на пути их массового внедрения, — процесс достаточно длительный», — комментирует Сергей Дуднаков.

По мнению Михаила Петрова («Оргкомитет «Сочи 2014») по мере формирования зрелого рынка облачных услуг, большинство стандартных задач в области приложений и инфраструктуры динамично развивающемуся бизнесу выгоднее решать именно в рамках облачной парадигмы. При этом Михаил Петров убежден, что уникальные ИТ-компетенции, отражающие ключевые особенности бизнеса компании, на какое-то время все же останутся в ведении внутренних ИТ-служб. «Подводя итог дискуссии об оправданности использования коммерческих облачных сервисов в интересах корпоративных заказчиков, хочу отметить, что пока многие проблемы, связанные с такими услугами, еще не разрешены. Но если компания способна решить их для себя, то для повышения надежности, доступности и масштабируемости она может перенести ИТ-инфраструктуру в коммерческие облака. Однако необходимо помнить, что качество всегда стоит денег», — резюмирует Андрей Абрамов («Эмпилс»).  

img
Руслан Черкас, руководитель службы информационных сервисных систем конгресс-отеля Don-Plaza, (CIO CLUB ЮГ):
«Народная мудрость гласит: «Подальше положишь, поближе возьмешь». Это напрямую относится и к информации».

img
Евгений Николаев, генеральный директор IBS Datafort:
«Перевод ИТ-инфраструктуры в коммерческое облако следует начинать с небольших задач, например, с переноса таких бизнес-приложений, как почта, средства совместной работы в организации или с организации тестовой зоны для развертывания новых ИТ-решений».

img
Михаил Петров, директор департамента ИС, член комитета по технологиям «Оргкомитет «Сочи 2014»:
«Перенос ИТ-сервисов в коммерческое облако предполагает высокий партнерский уровень доверия между заказчиком и провайдером. Заказчик должен быть уверен в том, что выбранный им уровень сервиса не будет нарушен и окажется лучше в сравнении с уровнем сервиса, который обеспечивает собственная инфраструктура». 

img
Дмитрий Шилов, исполнительный директор компании «Астерос Сервис»:
«При выборе поставщика облачных сервисов важно оценить его опыт оказания таких услуг, масштаб и глубину кейсов. Немаловажный критерий — предлагаемые параметры SLA и способность поставщика их обеспечить. Для этого необходимо лично изучить технические возможности инфраструктуры провайдера, посмотреть, каким образом организована служба технической поддержки, оценить работу службы качества и схему организации взаимодействия с заказчиком». 

img
Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании КРОК:
«Необходимо понимать, что средства обеспечения информационной безопасности, специально созданные провайдерами облачных услуг, будут защищать данные заказчиков лучше, чем их собственные, стихийно сложившиеся системы безопасности».

img
Андрей Некрасов, CIO компании IT Exclusive (CIO CLUB ЮГ):
«Оптимальный экономический эффект достигается гибридным применением сервисов IaaS и SaaS. Уже сейчас очевидно, что эти модели стремительно развиваются и за ними будущее ИТ-индустрии».

img
Андрей Абрамов, управляющий департамента ИТ ЗАО «Эмпилс», (CIO CLUB ЮГ): 
«Облачные сервисы избавляют компанию от первоначальных вложений в развертывание ИТ-инфраструктуры, таких как приобретение серверного оборудования и лицензий на ПО, а кроме того, обеспечивают гибкость и масштабируемость: при необходимости я могу легко добавить ресурсов на виртуальных серверах в облаке или увеличить количество арендуемых лицензий на ПО».

img
Руслан Чекушко, директор по ИТ компании «Чебоко Кофе & Чай» (CIO CLUB ЮГ):
«К сожалению, потребности клиентов пока опережают возможности провайдеров облачных сервисов: например, на рынке до сих пор нет доступного способа реализации сквозного шифрования в коммерческом облаке».

img
Сергей Дуднаков, заместитель ИТ-директора ГК «ААА», (CIO CLUB ЮГ): «Практика правоприменения в области споров о нарушениях SLA и взимания реальных неустоек еще не сложилась, при этом облачные провайдеры довольно часто испытывают технические сложности, скорость устранения которых не устраивает заказчиков».

img
Антон Русяйкин, ИТ-директор компании «Профиндустрия:
«Безопасность корпоративных данных в облаке, а также подход к решению проблем клиентов чаще всего прописаны в SLA очень поверхностно и с большим количеством обходных путей. И при этом максимум, чем обычно рискуют провайдеры услуг согласно SLA, — потеря месячной арендной платы, тогда как для заказчика даже незначительный простой сервиса может обернуться многомиллионными убытками».

Ключевые слова: облачные технологии, ЦОД, портальные решения, виртуализация, SaaS

Журнал IT-Manager № 06/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Алексей Комов

Алексей Комов

Журналист, автор статей, интервью и аналитических обзоров для изданий IT News, IT-Weekly и IT Manager.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия