ИТ-директор сегодня, завтра и послезавтра

Логотип компании
ИТ-директор сегодня, завтра и послезавтра
Что должны изменить в своей работе руководители ИТ-служб, чтобы продолжить карьерный рост и помочь своим компаниям выжить в кризис.

Что должны изменить в своей работе руководители ИТ-служб, чтобы продолжить карьерный рост и помочь своим компаниям выжить в кризис.

Последние десять лет на многих конференциях ИТ-директоров популярна альтернативная расшифровка аббревиатуры CIO: Career Is Over («карьера закончена»). При этом подразумевается, что, достигнув управленческого предела в своей области и желая продолжить карьеру, ИТ-директор будет вынужден не только измениться, но и перейти в иную сферу бизнеса.

Реалии позволили взглянуть на данный вопрос под другим углом. В своей статье я хочу затронуть тему выживания ИТ-директора в условиях развивающегося кризиса. Останется ли CIO таким, как и прежде? Необходимы ли ему перемены? И если придется меняться, то в какую сторону? Рассмотрим ситуацию в ретроспективе и в перспективе.

Вчера

Все было замечательно! Рынок рос минимум на 15–30%. Собственникам и генеральным директорам хватало денег, и никто особо не задумывался, что нужно что-то менять и вообще что-то делать. Все и так было хорошо.

Сегодня

Картина кардинально изменилась. Примерно два-три года рынок находится в рецессии. Конечно, темпы падения пока (!) не очень велики, но некоторые компании уже почувствовали это на себе. Кто-то провел сокращения персонала (и не один раз), а кто-то — снизил количество филиалов, уменьшил свое присутствие на рынке или даже обанкротился, закрыв предприятия.

Завтра

Ситуация будет только ухудшаться. То, что сегодня кажется «очень плохо», — завтра будет казаться «нормально». Я не исключаю возможности ужесточения налоговой политики, поскольку государству тоже нужно выживать и каким-то образом пополнять казну. А государственные расходы, как мы видим, только растут... Компании будут выживать в прямом смысле слова!

Послезавтра

Одно из двух: вы или еще живы, или уже «умерли» (обанкротились). Если вы живете и чувствуете себя «нормально» (так, как еще какое-то время назад считалось «очень плохо»), думаю, ваша компания останется на плаву. И у вас есть шанс пережить данную ситуацию.

Как остаться живым завтра и послезавтра?

Несколько советов ИТ-директорам, а также собственникам и топ-менеджерам, которые управляют компаниями.

· Смириться и успокоиться. Кризис есть, и это нужно принять. Устраивать истерику по данному поводу уже не имеет смысла. Нужно успокоиться, работать с холодной головой и менять ситуацию хотя бы внутри своей компании.

· Проявлять проактивность, добиваться прозрачности. Информационные услуги, которые ИТ-директора предоставляют своим компаниям, должны быть востребованы и понятны. Информационные технологии должны перестать быть для бизнеса «черным ящиком» и превратиться для него в «открытую книгу».

· Поставить ИТ на службу своему бизнесу. Весь персонал ИТ-отдела, включая директора, должен понимать, что трудится на свою компанию! Она им нужна, и требуется сделать все, чтобы ей было хорошо, чтобы компания зарабатывала. Только тогда появится шанс продолжить работу в этой компании и получать заработную плату. Если мы говорим об айтишниках, то необходимо понимать, что в большинстве компаний они представляют собой обслуживающий персонал. ИТ-отдел должен быть на службе у всего бизнеса, а не наоборот.

· Стать другим. Традиционный ИТ-директор (технарь, программист) должен уйти в прошлое! Бизнесу нужен партнер, а не сопровожденец! ИТ-директор должен быть проводником в мире информационных технологий для бизнеса. Информационные технологии должны быть механизмом развития и зарабатывания прибыли для компаний.

· Не бояться увольнять. Такое произойдет. И возможно, не один раз. ИТ-директор должен быть к этому готов и, самое главное, явно не сопротивляться указаниям о сокращении штата, поступающим от топ-менеджеров. (Можно сопротивляться неявно! Шутка! :)) Нужно заранее сформировать план сокращения 20% своих сотрудников. Перераспределить обязанности между оставшимися. Вероятно, часть сервисов передать на аутсорсинг, часть оборудования перенести во внешние/облачные центры и т. д. Необходимо все это предусмотреть. И если в компании уже проведено сокращение — готовьтесь к следующему сокращению на 20%. Когда такая потребность возникнет, у вас уже будет сформулированный план действий.

· Перестать быть ИТ-директором. В 80–90% компаний подобная штатная единица должна исчезнуть. Скорее всего, ныне работающий ИТ-директор будет (должен!) выполнять другие функции — функции развития компании с помощью информационных технологий. Как назовут такую должность (директор по развитию или директор по ресурсам) — значения не имеет. Важно, что ИТ-директорам нужно измениться, чтобы остаться полезными для своей компании. Иначе компания поменяет директора.

Это кратко. Рекомендаций может быть намного больше. Я попытался выделить, на мой взгляд, самые значимые.

Опубликовано 13.04.2016

Похожие статьи