УправлениеИТ в бизнесе

ИТ-директор сегодня, завтра и послезавтра

Сергей Голубицкий | 13.04.2016

ИТ-директор сегодня, завтра и послезавтра

Что должны изменить в своей работе руководители ИТ-служб, чтобы продолжить карьерный рост и помочь своим компаниям выжить в кризис.

Последние десять лет на многих конференциях ИТ-директоров популярна альтернативная расшифровка аббревиатуры CIO: Career Is Over («карьера закончена»). При этом подразумевается, что, достигнув управленческого предела в своей области и желая продолжить карьеру, ИТ-директор будет вынужден не только измениться, но и перейти в иную сферу бизнеса.

Реалии позволили взглянуть на данный вопрос под другим углом. В своей статье я хочу затронуть тему выживания ИТ-директора в условиях развивающегося кризиса. Останется ли CIO таким, как и прежде? Необходимы ли ему перемены? И если придется меняться, то в какую сторону? Рассмотрим ситуацию в ретроспективе и в перспективе.

Вчера

Все было замечательно! Рынок рос минимум на 15–30%. Собственникам и генеральным директорам хватало денег, и никто особо не задумывался, что нужно что-то менять и вообще что-то делать. Все и так было хорошо.

Сегодня

Картина кардинально изменилась. Примерно два-три года рынок находится в рецессии. Конечно, темпы падения пока (!) не очень велики, но некоторые компании уже почувствовали это на себе. Кто-то провел сокращения персонала (и не один раз), а кто-то — снизил количество филиалов, уменьшил свое присутствие на рынке или даже обанкротился, закрыв предприятия.

Завтра

Ситуация будет только ухудшаться. То, что сегодня кажется «очень плохо», — завтра будет казаться «нормально». Я не исключаю возможности ужесточения налоговой политики, поскольку государству тоже нужно выживать и каким-то образом пополнять казну. А государственные расходы, как мы видим, только растут... Компании будут выживать в прямом смысле слова!

Послезавтра

Одно из двух: вы или еще живы, или уже «умерли» (обанкротились). Если вы живете и чувствуете себя «нормально» (так, как еще какое-то время назад считалось «очень плохо»), думаю, ваша компания останется на плаву. И у вас есть шанс пережить данную ситуацию.

Как остаться живым завтра и послезавтра?

Несколько советов ИТ-директорам, а также собственникам и топ-менеджерам, которые управляют компаниями.

· Смириться и успокоиться. Кризис есть, и это нужно принять. Устраивать истерику по данному поводу уже не имеет смысла. Нужно успокоиться, работать с холодной головой и менять ситуацию хотя бы внутри своей компании.

· Проявлять проактивность, добиваться прозрачности. Информационные услуги, которые ИТ-директора предоставляют своим компаниям, должны быть востребованы и понятны. Информационные технологии должны перестать быть для бизнеса «черным ящиком» и превратиться для него в «открытую книгу».

· Поставить ИТ на службу своему бизнесу. Весь персонал ИТ-отдела, включая директора, должен понимать, что трудится на свою компанию! Она им нужна, и требуется сделать все, чтобы ей было хорошо, чтобы компания зарабатывала. Только тогда появится шанс продолжить работу в этой компании и получать заработную плату. Если мы говорим об айтишниках, то необходимо понимать, что в большинстве компаний они представляют собой обслуживающий персонал. ИТ-отдел должен быть на службе у всего бизнеса, а не наоборот.

· Стать другим. Традиционный ИТ-директор (технарь, программист) должен уйти в прошлое! Бизнесу нужен партнер, а не сопровожденец! ИТ-директор должен быть проводником в мире информационных технологий для бизнеса. Информационные технологии должны быть механизмом развития и зарабатывания прибыли для компаний.

· Не бояться увольнять. Такое произойдет. И возможно, не один раз. ИТ-директор должен быть к этому готов и, самое главное, явно не сопротивляться указаниям о сокращении штата, поступающим от топ-менеджеров. (Можно сопротивляться неявно! Шутка! :)) Нужно заранее сформировать план сокращения 20% своих сотрудников. Перераспределить обязанности между оставшимися. Вероятно, часть сервисов передать на аутсорсинг, часть оборудования перенести во внешние/облачные центры и т. д. Необходимо все это предусмотреть. И если в компании уже проведено сокращение — готовьтесь к следующему сокращению на 20%. Когда такая потребность возникнет, у вас уже будет сформулированный план действий.

· Перестать быть ИТ-директором. В 80–90% компаний подобная штатная единица должна исчезнуть. Скорее всего, ныне работающий ИТ-директор будет (должен!) выполнять другие функции — функции развития компании с помощью информационных технологий. Как назовут такую должность (директор по развитию или директор по ресурсам) — значения не имеет. Важно, что ИТ-директорам нужно измениться, чтобы остаться полезными для своей компании. Иначе компания поменяет директора.

Это кратко. Рекомендаций может быть намного больше. Я попытался выделить, на мой взгляд, самые значимые.

Кризис

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 04/2016], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Их важность «всплыла» именно во время первой волны пандемии, когда оказалось, что часть сотрудников должна получать удаленный доступ к достаточно критичным элементам инфраструктуры организации
К намекам Gartner о том, что пора бы AI перестать тратить и начать зарабатывать, добавляются требования суровой действительности о необходимости быстрой адаптации к изменениям и скорости принятия решений в условиях растущей конкуренции.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям?

Компании сообщают

Мероприятия