ИТ-аутсорсинг в период цифровизации: от классики к косорсингу
Как следствие, на ИТ-рынке сформировался устойчивый дефицит ресурсов, необходимых для достижения связанных с цифровизацией целей. Как же действовать в таких условиях, если новые кадры необходимы? Возможно, привлечение на проект команды профессионалов, сформированной аутсорсинговой компанией, это то решение, которое вам нужно.
Моделей аутсорсинга персонала становится больше
Еще пять-семь лет назад у бизнеса практически не было выбора, по какой схеме работать с провайдером, и предпочтение отдавалось, как правило, классическому аутсорсингу. Он и сегодня остается востребованным и успешно помогает решить проблему ИТ-кадров. При этом мы все чаще сталкиваемся с ситуациями, когда компании цифровой эпохи стремятся нарастить экспертизу внутри себя. Им нужно иметь возможность самостоятельно контролировать ход цифровизации на своем предприятии и в меньшей степени, чем при классической модели, делегировать аутсорсеру критически важные задачи.
Такой ориентир привел к появлению на рынке ауторсинговых услуг новых форм партнерства. Основные отличия лежат в разделении ответственности и, конечно же, ценообразовании. Давайте рассмотрим наиболее популярные сегодня модели привлечения ИТ-специалистов в команду, а также ситуации, когда они максимально применимы.
Расширение штата компании-клиента
К такой модели партнерства с провайдером прибегают, как правило, когда есть собственная команда разработки, но ее необходимо усилить конкретными компетенциями. Из плюсов модели можно выделить полный контроль клиента за всеми процессами, а главное – за результатом. Обратной стороной медали является тот факт, что и полная ответственность за риски также оказывается на стороне клиента.
Речь может идти как о долгосрочном, так и краткосрочном применении такой модели. Но в любом случае заказчики, которые приняли решение расширить свой штат с помощью аутсорсера, активно участвуют в отборе кандидатов. Клиенты тщательно оценивают ‘soft skills’ соискателей, чтобы новые специалисты максимально гармонично стали частью корпоративной команды, понимая, что от этого во многом зависит итоговый результат совместной работы.
Такой процесс для заказчика весьма трудозатратный, и это необходимо иметь в виду, делая ставку на данную форму взаимодействия. Однако наша практика показывает, что клиенты Ventra часто выбирают именно эту услугу. Они готовы к серьезному погружению в процесс подбора специалистов, а в дальнейшем – к полной ответственности за результат их работы.
Модель аутсорсинга удобна компаниям любого размера. Одним из наших клиентов, например, является представитель топ-10 банков России. Как известно, на сегодняшний день банки-лидеры рынка представляют собой, условно говоря, ИТ-компании с банковской лицензией. В связи с этим для достижения амбициозных целей им требуется мощная экспертиза в разработке, и наш клиент не исключение. Стремясь еще больше повысить свои позиции по сравнению с конкурентами, банк одновременно запускает сотни проектов, и своими ресурсами ему в ряде случаев не обойтись. Практически все проекты долгосрочные, а значит, найденные банком специалисты будут длительное время работать наравне с собственной командой разработки, и потому ‘cultural fit' для этого клиента крайне важен. Как следствие, банк активно участвует в поиске кандидатов. За период нашего сотрудничества мы предоставили этому клиенту уже более 20 специалистов, и каждый из них стал на своей позиции «фрагментом пазла», недостающим для той или иной команды разработки.
Формирование выделенной команды
Модель, при которой провайдер формирует для клиента целые команды под определенные ИТ-задачи, тоже становится все более популярной. Особенно хорошо это работает, когда скорость запуска проектов у клиента очень высокая и увеличение его собственных ИТ-ресурсов не может быть реализовано так быстро, как это необходимо.
Может показаться, что данный подход отличается от вышеописанного только количеством специалистов. На самом же деле отличий довольно много, поскольку, когда речь идет о целой команде, условия разделения зон ответственности существенно меняются. Уровень вовлечения в рабочий процесс становится крайне высоким как для заказчика, так и для провайдера. Эту модель партнерства еще называют косорсингом (от англ. cosoursing – разделение функций между подразделениями контроля и внешней организацией) или частичным аутсорсингом.
На чем же сконцентрирована в ходе косорсинга каждая из сторон? Провайдер, как правило, выделяет клиенту проджект-менеджера, обладающего соответствующей экспертизой в разработке ПО. Его основной задачей становится управление командой, распределение задач и отчетность перед клиентом. Клиент же, в свою очередь, несет на себе в большей степени контролирующую и корректирующую функции. Таким образом, совместными усилиями достигается желаемый результат.
Подобные запросы в практике Ventra встречаются часто, но особенно запомнился один из них. Он стал для нас настоящим вызовом: клиенту было необходимо получить команду разработки из 15 человек всего за один месяц! Сложность задачи заключалась не только в том, чтобы найти необходимое количество специалистов соответствующих профилей, но и подобрать их таким образом, чтобы команда «сложилась» по-настоящему с точки зрения персоналий каждого из них. Конечно, мы справились, еще раз убедившись, что нет ничего невозможного, когда косорсинг становится действительно тесным и доверительным сотрудничеством.
Не подвести и привести к синергии
Тот, кто понимает реалии рынка, согласится: описанная выше задача – не только амбициозная, но и сложно выполнимая. Но кому-то, наоборот, может показаться, что месяца более чем достаточно, чтобы сформировать ИТ-команду. К сожалению, на рынке аутсорсинга довольно много желающих воспользоваться состоянием агонии, в коей находятся многие компании, которым «правильные» специалисты нужны еще вчера. Часто приходится слышать, как некий провайдер предлагает названные выше услуги с акцентом на скорость предоставления ресурсов. Причем самый распространенный заявляемый срок – всего один-два дня! Такие недобросовестные игроки утверждают, что у них всегда есть свободные ресурсы, а если их и нет в режиме «прямо сейчас», то они, мол, вот-вот освободятся.
Звучит отлично, только в реальности все это, мягко говоря, не так радужно. Если клиент поведется на такое предложение, то практически наверняка столкнется с разочарованием в аутсорсинге. Поверить на старте подбора соискателей в подобные обещания – значит, забыть о том, как высок сейчас дефицит кадров на ИТ-рынке. Не только компании ищут подходящих специалистов для себя, но и сами специалисты, зная себе цену, выбирают самые лучшие компании, наиболее интересные задачи, наибольшую зарплату, наилучшие условия труда.
Таким образом, задача провайдера – не только найти подходящих специалистов, но и сделать все необходимое, чтобы у самого специалиста возникло желание присоединиться именно к этой команде, а не к другой. Мы применяем весь наш опыт, чтобы работодатель и соискатель как можно скорее договорились о совместной работе и между ними возникла синергия, которая так важна для успешного ведения сложных ИТ-проектов.
Да, цифровизация всем диктует необходимость действовать быстро и эффективно, но честности отношений никто не отменял: более того, в условиях, когда крайне нежелательно возвращаться на исходную позицию, это качество приобретает особенную ценность.
Опубликовано 20.10.2021