УправлениеГоссектор

Курс на открытость

Алексей Комов | 24.06.2015

Курс на открытость

На конец прошлого года 35% населения Вологодской области использовало электронные госуслуги.

О том, как информационные технологии помогают государственным органам стать более открытыми и сблизиться с жителями региона, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал председатель Комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области Андрей Никуличев.

Как вы пришли в сферу информатизации и информационных технологий?

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, но, признаюсь честно, я не думал, что когда-нибудь займу нынешний пост. Вообще по основному образованию я педагог – учитель информатики, и моя трудовая деятельность начиналась с преподавания в средней школе и затем в училище. Позднее я попал в информационно-вычислительный центр департамента образования – с этого момента началась мой трудовой путь в качестве управленца. Затем работал в городской администрации, на муниципальном предприятии и, наконец, был назначен на должность председателя Комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области. В первую очередь этому поспособствовали те задачи, которые мне приходилось решать на своем трудовом пути. На этом посту я работаю уже почти три года, а информационными технологиями занимаюсь с 1996 года.

Какие из намеченных на прошлый год планов по информатизации Вологодской области удалось воплотить в жизнь?

Наши потребности, как и запросы областных органов власти, в прошлом году были значительно выше, чем те бюджеты, которые нам в итоге удалось защитить. Однако все мероприятия, включенные в государственную программу, выполнены нами в соответствии с прошлогодним планом. И даже с превышением плана, благодаря тому, что в прошлом году мы одержали победу в конкурсе на федеральную субсидию Минкомсвязи РФ и получили дополнительно 30 миллионов рублей к нашему областному бюджету. Это стало большим подспорьем прежде всего в части реализации проектов, связанных с электронными услугами регионального и муниципального уровня. В частности, мы модернизировали региональный портал государственных и муниципальных услуг и запустили проект «Электронный гражданин Вологодской области», направленный на обучение возрастных людей основам работы с современными интернет-сервисами.

Как вы оцениваете промежуточные результаты реализации этого проекта и какое влияние он оказывает на потребление жителями госуслуг в электронном виде?

Люди, принимающие участие в этом 40-часовом курсе обучения, как и их преподаватели, отзываются о нем очень позитивно. А некоторые выпускники даже посвящают этому проекту стихи в социальных сетях. Многие пожилые люди в отзывах заявляют, что благодаря пройденному обучению они теперь могут на одном языке разговаривать с внуками. В ходе обучения мы регистрируем всех участников проекта на нашем региональном портале госуслуг, и для завершения обучения они должны успешно воспользоваться хотя бы одним электронным сервисом. Пожилым людям это очень нравится, они рассказывают об этом своим друзьям и знакомым, и все это в целом очень позитивно сказывается на росте востребованности электронных госуслуг. По моим данным, обучение уже прошли более 7500 вологжан, при этом мы продолжаем развивать проект и подключаем к нему новых участников. Заинтересованность в участии проявляют как образовательные учреждения, так и некоторые представители ИТ-бизнеса, что позволяет нам реализовывать этот проект без привлечения федерального финансирования.

Как обстоят дела с интернетизацией Вологодской области – насколько, по вашей оценке, велика разница по уровню проникновения услуги интернет-доступа между областным центром и малыми населенными пунктами и как эта проблема решается на уровне органов власти региона?

Разница, конечно, есть. Населенные пункты численностью выше 50 тысяч жителей полностью обеспечены услугами связи. В поселениях численностью от одной тысячи граждан как проводная, так и мобильная связь тоже в общем-то доступна. А вот в менее населенных пунктах ситуация разная: где-то есть только проводной интернет-доступ, а где-то еще и мобильная передача данных по сетям 3G. На прошлогоднем экономическом форуме в Сочи мы первыми подписали соглашение с Минкомсвязи об участии в проекте по устранению «цифрового неравенства» и активно занимаемся его реализацией. В рамках проекта 156 населенных пунктов Вологодской области с населением от 250 до 500 человек должны быть обеспечены широкополосным интернет-доступом. Параллельно мы будем подключать к оптоволоконным интернет-каналам еще 200 населенных пунктов области, которые находятся в непосредственной близости от участвующих в проекте поселений. Это позволит нам закрыть большую часть проблем с интернет-доступом на территории области.

Какой способ получения госуслуг наиболее востребован в регионе?

Пока что большинство вологжан предпочитает получать услуги лично, приходя непосредственно в отвечающий за предоставление сервиса орган власти или в МФЦ. Однако процент услуг, получаемых в электронной форме, постоянно растет, и мы над этим много работаем. По данным наших исследований, на конец прошлого года 35% населения Вологодской области использовало электронные госуслуги. Большим спросом в нашей области пользуются МФЦ: до конца года мы планируем открыть их во всех муниципальных районах.

По итогам конкурсного отбора Минкомсвязи РФ Вологодская область попала в число регионов, получивших и в этом году субсидии из федерального бюджета на развитие информационного общества. Какова сумма этих субсидий и на что они будут направлены?

В этом году мы подали заявку на 21,9 миллиона рублей, что меньше в сравнении с прошлым годом. Направлений для расходования этих средств три. Первое – реализация регионального сегмента по подключению передачи данных в федеральную информационную систему «Контингент» обо всех обучающихся в области, включая дошкольное, школьное, дополнительное и высшее образование. Второе направление – реализация единой формы предоставления электронной услуги по выдаче охотничьего билета. И третье направление – реализация региональной транспортной информационной системы. Эту работу мы только начинаем: ведем переговоры с департаментом транспорта, определяем рамки проекта, а также ожидаем технических требований к нам со стороны Минкомсвязи.

В этом году в Вологодской области заработал механизм общественной экспертизы ИТ-проектов. Как он реализован и каковы первые результаты его работы?

Это наш новый проект, который мы, можно сказать, реализовали по требованию общественности. С моей точки зрения, информационные технологии – это такой же инструмент в управлении бизнес-процессом, как лопата, которая помогает копать землю. И очень важно не ошибиться не только при постановке ИТ-задачи и выборе решения, но и в процессе его внедрения. В общении и спорах на эту тему с коллегами из нашего профессионального ИТ-сообщества – регионального клуба ИТ-директоров – и родилась идея о создании общественной экпертизы ИТ-проектов. Первоначально мы хотели назвать проект «Открытые ИТ-закупки» – для информирования участников рынка о наших намерениях и получения обратной связи в виде комментариев, а возможно, и замечаний с конструктивной критикой. Но постепенно пришли к выводу, что эффективнее будет собрать экспертную комиссию, в обязанности которой будет входить осуществление аудита наших ИТ-проектов на стадии их проработки. Четверых экспертов из числа ИТ-профессионалов мы уже отобрали. Первый ИТ-проект по внедрению информационной системы госзакупок прошел их экспертизу в мае этого года. По итогам этого процесса мы получили в целом позитивные заключения с предложениями по незначительной корректировке технического задания. Но я предполагаю, что далеко не все наши техзадания будут оцениваться экспертами одинаково высоко, и очень рассчитываю на их помощь в аудите наших проектов. Для нас крайне важно, чтобы технические задания по проектам максимально корректировались до начала осуществления закупок. Мы создали специальный портал общественной экспертизы, на котором размещаем все сопутствующие материалы о проектах, а также информацию об экспертной комиссии. Там же кандидаты в состав комиссии могут оставлять свои заявки. Кроме того, на портале мы предоставляем возможность общественности оппонировать нашим экспертам.

Вологодская область участвует во всероссийском конкурсе проектов региональной информатизации «ПРОФ-ИТ». Какие проекты были отправлены на конкурс в этом году?

В первую очередь я бы хотел отметить прошлогодний проект «Мобильная Вологодчина», благодаря которому вологжане могут задавать вопросы губернатору в электронной общественной приемной посредством мобильных устройств. Кроме того, мы представили на конкурс еще один реализованный в прошлом году проект, получивший название «Архив уникальных документов», а также уже упоминавшийся мной «Электронный гражданин Вологодской области». Всего мы в этом году подали на конкурс 13 региональных ИТ-проектов.

Можно поподробнее о проекте «Мобильная Вологодчина»?

«Мобильная Вологодчина» – это зонтичное мобильное приложение, включающее в себя набор сервисов с информацией о Вологодской области: «Вопрос губернатору», «Информационные ресурсы органов власти», «Команда губернатора: ваша оценка», «Афиша» и «Региональный портал государственных услуг». Все эти сервисы разработаны правительством области и областными госучреждениями для повышения открытости своей деятельности, а также информирования населения о ключевых событиях региона. Их перечень пока не закрыт: у нас есть план по разработке еще нескольких мобильных сервисов для данного приложения.

Какие основные задачи и цели стоят перед вашим комитетом в нынешнем году?

Прошлый год был для нас очень продуктивен на подписание всевозможных соглашений с Минкомсвязи, «Почтой России» и рядом крупных игроков ИКТ-рынка. Поэтому в нынешнем году для нас крайне важно все эти соглашения выполнять. Все это не просто рамочные, а вполне конкретные договоры, которые несут в себе практический смысл для развития инфраструктуры всего региона. Например, совместно с «Почтой России» мы планируем оснастить все почтовые отделения POS-терминалами, чтобы даже в малых населенных пунктах области люди могли воспользоваться современными банковскими технологиями, например снять деньги с пластиковых карт или оплатить с их помощью какие-либо услуги. В прошлом году мы также приступили к реализации проекта создания мобильных отделений почтовой связи. Этот проект не имеет аналогов в стране, хотя по сути своей довольно прост. Дело в том, что «Почта России» тратит огромные средства на содержание и ремонт своих отделений. А у нас в Вологодской области есть предприятия, которые давно и профессионально занимаются производством зданий контейнерного типа. Поэтому мы предложили идею такого проекта, которая получила высокую оценку со стороны генерального директора «Почты России» Дмитрия Страшнова. Знаю что на такие решения у Почты России уже есть заявки от других регионов, представители которых приезжали к нам специально для того, чтобы познакомиться с ним поближе. С помощью такого контейнера стоимостью около 600 тысяч рублей можно быстро развернуть современное отапливаемое почтовое отделение, оснащенное всем необходимым для работы оборудованием и средствами связи, в любом населенном пункте по всей стране.

В течение этого и следующего года мы планируем установить в Вологодской области 10 таких отделений. При этом «Почта России» намерена запустить аналогичные пилотные проекты и в других регионах. Также я хотел бы отметить нашу образовательную инициативу. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда выпускники вузов, поступающие на работу, что-то знают, но ничего не умеют. И первые полгода у работодателей уходит только на то, чтобы научить их работать. Поэтому в прошлом году мы запустили проект «ИТ-полигон», в рамках которого заключили соглашения о сотрудничестве с Департаментом образования Вологодской области, советом ректоров областных вузов, Вологодским колледжем связи и информационных технологий, региональным клубом ИТ-директоров, советом Ассоциации муниципальных образований и Центром кластерного развития. В рамках этого проекта мы намерены очень плотно работать с образовательными учреждениями для формирования учебных программ и предоставления студентам возможности проходить качественную практику. Цель нашей инициативы заключается в том, чтобы выпускники выходили на рынок труда именно с тем багажом знаний и умений, с которым они там востребованы.

Электронные госуслуги Телекоммуникации

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
Почему бы при «смартовании» цели не подумать о некоторой геймификации?
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Всероссийский форум «Умный город: Инструкция по применению»
Белгород, ул. Белгородского Полка, 56А. Здание Белгородской государственной филармонии
15 000 руб
15.04.2021 — 16.04.2021
09:00
Форум Телеком 2021
Москва, Lotte Hotel Moscow, Новинский бульвар, 8с2
36 000 руб
16.04.2021
10:00
Конференция «Российское ПО – драйвер развития цифровой образовательной среды»
Москва, ул. Радио, д. 10А (здание Московского государственного областного университета)
Бесплатно
20.04.2021
10:00–17:30
Онлайн-конференция «Открытые дни Directum»
ОНЛАЙН
Бесплатно
21.04.2021 — 22.04.2021
10:00–13:30