Так ли суров уральский ритейл?

Логотип компании
Так ли суров уральский ритейл?
Текущая экономическая ситуация в стране продолжает оказывать влияние на продажи бытовой техники и электроники. Потребители все чаще стали выбирать товары в нижнем ценовом сегменте среди А-брендов, а спрос на В-бренды пока растет незначительно.

Какие особенности развития ритейла на Урале вы могли бы выделить?

Так ли суров уральский ритейл?. Рис. 1

Вячеслав КОРНИЛОВ,

региональный директор «М.Видео»:

В первую очередь стоит отметить, что объем рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ) на Урале очень большой: несколько городов-миллионников, много промышленных центров, что, конечно, положительно отражается на покупательской способности. Но здесь есть и обратная сторона, когда спады в экономике влияют сильнее именно на моногорода, ориентированные на промышленное производство. Поэтому серьезных отличий от общероссийского тренда нет. Рынок БТиЭ в этом году показывает падение (в первом полугодии снижение на 14% в денежном выражении), при этом «М.Видео» смогла увеличить продажи на 2,3%. А онлайн-продажи компании выросли на 29%, составив почти 10% от общего оборота сети, и положительную динамику в этом поддерживают и города Урала.

Так ли суров уральский ритейл?. Рис. 2

Ярослав ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,

партнер сети «ПОЗИТРОНИКА» в Екатеринбурге:

Каких-либо особенных тенденций не наблюдаем, все регионы подвержены одним и тем же изменениям под влиянием внешних факторов.

Так ли суров уральский ритейл?. Рис. 3

Елена ЛЕОНОВА,

управляющий директор компании «Ситилинк» в Екатеринбурге:

Последние годы Уральский федеральный округ развивается быстрыми темпами, а Екатеринбург всегда был третьим по величине экономики городом России и интересным для развития розничной торговли. «Ситилинк» здесь представлен уже более двух лет, и мы явно видим, как растет доля интернет-торговли и заметно повышается спрос на такую услугу, как доставка товара. К тому же наблюдается высокая конкуренция, но в принципе это общероссийская тенденция: рынок розничной торговли становится глобальным, тесным.

Так ли суров уральский ритейл?. Рис. 4

Сергей ЗЕРНОВ,

коммерческий директор компании «Техносила»:

Каких-то особенностей в покупательской активности на Урале, которые бы отличались от общей картины по стране, нами замечено не было.

Повлияла ли на ваш бизнес нестабильная экономическая ситуация в стране: скачки курса валют, санкции?

Ярослав ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ («ПОЗИТРОНИКА»):

Нестабильная экономическая ситуация повлияла на сеть наших магазинов так же, как на всех федеральных игроков. Сокращение продаж из-за падения покупательской способности проявляется в натуральном выражении, и это снижение, за исключением смартфонов и планшетов, наблюдается практически по всем товарным категориям, достигая 40%, если оценивать деятельность торговых точек, существующих год и более.

Елена ЛЕОНОВА («Ситилинк»):

Нестабильная экономическая ситуация в нашей стране повиляла, быть может, только на динамику развития, хотя у нас она по-прежнему положительная. Для компании «Ситилинк» Уральский регион довольно молодой и перспективный, и здесь, по сравнению с другими федеральными округами, мы сильно опережаем среднерыночные темпы развития и продолжаем наращивать свое присутствие. Тот факт, что «Ситилинк» (совместно с компанией MERLION) открыл региональный склад в Екатеринбурге в кризисный для страны период, может подтвердить серьезность наших намерений.

Сергей ЗЕРНОВ («Техносила»):

Текущая экономическая ситуация в стране продолжает оказывать влияние на продажи бытовой техники и электроники. Мы отмечаем, что посетители все чаще выбирают товары в нижнем ценовом сегменте среди А-брендов, а спрос на В-бренды пока растет незначительно. Люди стали более экономными и прагматичными, уменьшается доля импульсных покупок. Покупатели по всей стране все больше времени тратят на поиск более выгодных предложений, в том числе отечественной сборки. Уже сейчас можно говорить, что растет интерес к технике, которая была произведена именно в России, и мы планируем расширять ассортимент в данной категории товаров.

Какова динамика продаж на сегодняшний день?

Ярослав ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ («ПОЗИТРОНИКА»):

Если говорить о сравнении показателей год на год, то ситуация начала стабилизироваться. Однако мы отмечаем смещение покупательского спроса в сторону бюджетных товаров, где имеется альтернатива в виде B-брендов. Особенно это заметно на таких товарных группах, как планшеты, смартфоны, малая бытовая техника и аксессуары.

Елена ЛЕОНОВА («Ситилинк»):

Динамика продаж в денежном выражении у «Ситилинка» положительная. Прирост год к году в абсолютных значениях выручки происходит в первую очередь за счет роста среднего чека. А вот в штучном выражении ряд крупных категорий рынка БТиЭ показывают падение. Причины этому две. Первая – рынок в таких группах, как, например, планшетные компьютеры, ноутбуки и телевизоры, перенасыщен и здесь нет перспектив для повышения спроса. Вторая причина – ряд товарных категорий имеют большую импортную составляющую, что в конечном счете отражается на стоимости и смещает потребительский спрос в сторону более бюджетных моделей.

Сергей ЗЕРНОВ («Техносила»):

В начале 2015 года произошло ожидаемое всеми участниками рынка падение продаж. Но, несмотря на общее сокращение рынка в первом полугодии, нам удалось увеличить объем продаж через наш интернет-магазин на 41%. Мы продолжаем рассматривать интернет-продажи как один из драйверов роста компании в 2015 году. Во втором квартале в связи с ростом цен у поставщиков и, как следствие, повышением цен в магазинах спрос замедлился, но к началу лета рынок немного стабилизировался, цены на некоторые категории товаров были снижены на 5-10%, и покупатели вновь активировались. За время майских праздников 2015 года мы наблюдали увеличение числа покупок на сайте по сравнению с показателями мая 2014 года. Наименьшим спросом пользовалась категория «ТВ и Аудио», а наибольший интерес вызывали цифровая техника и аксессуары. Продолжающийся рост курса валют в августе 2015 года, а также сезонная динамика увеличили спрос на некоторые категории товаров. Так, наиболее активно в конце лета продавалась крупная бытовая техника и смартфоны. А в сентябре, в связи с началом учебного года, наиболее востребована компьютерная техника.

Какие планы у компании по дальнейшему развитию в регионе?

Вячеслав КОРНИЛОВ («М.Видео»):

В регионе сегодня 55 наших магазинов. В августе начал работу новый магазин в Перми в ТЦ «СпешиLove», а в декабре откроется еще один в Челябинске, в новом ТЦ «Алмаз». В 2016 году планируем открытия на Урале, сейчас рассматриваем потенциальные объекты и проводим переговоры. Мы продолжим открытия во всех регионах. В частности, на второе полугодие 2015-го у нас запланировано 20 новых гипермаркетов.

Ярослав ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ («ПОЗИТРОНИКА»):

Сеть ПОЗИТРОНИКА развивается по системе франчайзинга. На сегодняшний день мы ведем переговоры с несколькими потенциальными партнерами по открытию в Уральском регионе как полноформатных магазинов, так и точек выдачи интернет-заказов ПОИНТ.

Елена ЛЕОНОВА («Ситилинк»):

В наших планах открытие нескольких новых магазинов «Ситилинк» и пунктов выдачи товаров «Ситилинк-Мини».

Как быстро набирает популярность среди уральских потребителей  онлайн-розница по сравнению с традиционными продажами?

Вячеслав КОРНИЛОВ («М.Видео»):

В крупных городах проникновение онлайн-заказов становится выше (более 20% от оборота). В Екатеринбурге, например, эта доля приближается к столичному уровню. Нам очень помогает омниканальная стратегия компании, благодаря которой покупатели «М.Видео» получают абсолютно одинаковые ассортимент, цены и сервис в магазине и в Интернете. Популярной становится услуга «Закажи и забери», когда покупатель оформляет заказ понравившегося товара в Интернете, а забирает уже подготовленный к выдаче в удобное для себя время. За такой заказ выдается скидка на следующую покупку в размере 500 рублей. Кроме того, мы стараемся изживать стереотип, что в Интернете дешевле. Сегодня любой покупатель может сравнить цены с конкурентами прямо в магазине и получить лучшую цену в городе.

Ярослав ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ («ПОЗИТРОНИКА»):

Доля офлайн-торговли в Уральском регионе, несмотря на популяризацию покупок онлайн, до сих пор превалирует. Однако доля онлайн-продаж продолжает расти, и это направление мы используем как дополнение к своим магазинам с полноценными полками.

Елена ЛЕОНОВА («Ситилинк»):

В сентябре мы проводили маркетинговое исследование, в котором четко видно, что онлайн-покупки в регионе по-прежнему набирают обороты. И «Ситилинк» показывает в Уральском регионе хороший прирост.

Как вы боретесь с избытком или дефицитом товарных запасов на складах и часто ли такое случается в Уральском регионе?

Вячеслав КОРНИЛОВ («М.Видео»):

В нашей сети четкая и отлаженная цепочка поставок товаров в магазины. Поэтому неправильный сток для нас – это больше гипотетическая ситуация. Кроме того, менеджмент магазинов может при необходимости выходить с запросом об изменении товарного наполнения, если этого требует покупательский спрос. В рамках развития региональных складов и интернет-магазина наличие товара не является проблемой, так как заказ довозят покупателю в течение нескольких дней, даже если сегодня в магазине его нет.

Елена ЛЕОНОВА («Ситилинк»):

Мы обладаем большим опытом, что позволяет нам избежать как переизбытка, так и дефицита товаров.

Что интересного происходит в ритейле Урала сегодня?

Вячеслав КОРНИЛОВ («М.Видео»):

Рынок Урала интересен тем, что он один из самых конкурентных. Здесь представлены не только федеральные сети, но и количество региональных игроков больше, чем в других регионах. И стоит отметить, что уровень региональных сетей часто не уступает федеральным.

Ярослав ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ («ПОЗИТРОНИКА»):

За весь Уральский регион сказать не можем, так как представлены пока только в Екатеринбурге, но смело можем утверждать, что ритейл в столице Уральского федерального округа, как и по другим регионам, не имеет ярко выраженной специфики. То есть, как и везде, федеральные игроки увеличивают долю, а региональные сокращают, вопрос только времени, когда доля независимых игроков составит 20%.

Отмечаете ли вы рост запросов среднестатистического уральского потребителя?

Вячеслав КОРНИЛОВ («М.Видео»):

Отмечу, что это общая тенденция в стране. Требования к уровню сервиса у покупателей становятся выше, и это мотивирует продавцов повышать его.

Ярослав ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ («ПОЗИТРОНИКА»):

Федеральные сети с выходом в тот или иной регион формируют новые стандарты работы на этом рынке, тем самым выводя его на более высокий уровень. В связи с этим региональным игрокам приходится соответствовать этим стандартам, и в первую очередь это касается уровня сервиса и услуг, которые необходимо предложить покупателю.

Елена ЛЕОНОВА («Ситилинк»):

Уровень сервиса является одним из ключевых показателей нашей работы.

Как сильно развита ваша ритейловая сеть на Урале? Какие города выделяете для себя, как наиболее перспективные?

Вячеслав КОРНИЛОВ («М.Видео»):

Сеть представлена во всех основных городах региона. Внимание уделяется абсолютно всем магазинам, для нас важно предоставление одинаково высокого сервиса всем покупателям в любом городе и любом магазине. При этом, конечно, объем рынка в областных центрах больше, и там у нас есть возможность оценивать динамику роста нашей доли: за девять месяцев 2015 года она выросла во всех городах нашего присутствия на Урале.

Ярослав ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ («ПОЗИТРОНИКА»):

В качестве приоритетных городов определены Пермь, Челябинск и Уфа, а также небольшие города в Свердловской области, где мы уже работаем и теперь расширяем свое присутствие.

Елена ЛЕОНОВА («Ситилинк»):

На данный момент мы уже присутствуем в трех из четырех городов-миллионников в Уральском федеральном округе – Челябинске, Перми, Екатеринбурге, а в планах выход на рынок Уфы и открытие в УФО новых точек выдачи товаров «Ситилинк-Мини».

Сергей ЗЕРНОВ («Техносила»):

На Урале магазины «Техносила» расположены в Челябинске, Тюмени и Нижнем Тагиле. А в Екатеринбурге и Нижневартовске пока магазины не представлены, но доступна доставка на дом всех товаров, заказанных на сайте.

Опубликовано 23.10.2015

Похожие статьи