Российский Амазон – миф или реальность?

Логотип компании
Российский Амазон – миф или реальность?
Один из богатейших российских бизнесменов вынашивает планы по созданию в России экосистемы, аналогичной мировому IT-гиганту Amazon. Чтобы реализовать подобный проект, он обдумывает идею объединить принадлежащие ему активы в разных бизнес-сегментах...

Один из богатейших российских бизнесменов вынашивает планы по созданию в России экосистемы, аналогичной мировому IT-гиганту Amazon. Чтобы реализовать подобный проект, он обдумывает идею объединить принадлежащие ему активы в разных бизнес-сегментах, связанные с «человеческими потребностями». Точные сроки, как и детали проекта, пока не называются. Эксперты в успехе предприятия не уверены – успешно объединить столь разноплановые активы и создать на их базе аналог интернет-гиганта пока не удалось никому.

Кто собирается строить российский Амазон

С планами создать торговую экосистему по «образу и подобию» Amazon в своем интервью изданию Bloomberg поделился российский миллиардер председатель совета директоров компании «Северсталь» Алексей Мордашов.

Алексей Мордашов создал свой капитал на производстве стали. В 2019 году он, по версии журнала Forbes, занял 4-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России, а его состояние оценивалось в $20,5 млрд. Сегодня в его владении – почти 77% активов «Северстали» и 100% капитала энергомашиностроительного холдинга «Силовые машины», крупнейшего в России. «Северсталь» - одно из самых прибыльных предприятий, оно выплачивает своим акционерам дивиденды самых больших размеров. Потребление стали в России в 2019 году выросло примерно на 4%.

Но, как пишет Bloomberg, сегодня почти половина доходов миллиардера поступает от инвестиций в потребительские рынки. Мордашов владеет акциями золотодобывающей компании Nordgold, мирового лидера на рынке березовой фанеры комбината «Свеза», известен как совладелец Банка «Россия», «Национальной медиа группы» и оператора связи Tele2. Доля Мордашова в капитале сети клиник «АВА–Петер» достигает 98%. Он и его семья - владельцы 25% активов туристического гиганта Tui Group с капитализацией почти $6 млрд, и онлайн-магазина «Утконос», который, по итогам 2018 года, остался в статусе лидера российского интернет-сегмента товаров повседневного спроса, с оборотом порядка 10,2 млрд рублей (около 50% оборота во всем сегменте).

В 2019 году «Севергрупп» стала обладателем порядка 80% акций российской сети супермаркетов «Лента», который называют третьей по выручке розничной компанией в России и которую по этому показателю опережают только X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнит». Оборот компании в 2018 году достиг 413,6 млрд рублей, прибыль до вычета расходов (EBITDA) - 36,2 млрд рублей. Бизнесмен также инвестирует в динамично растущий IT-стартап TalentTech, в сфере интересов которого – три ключевых бизнес-направления (образование, управление персоналом и самозанятость).

Грядут перемены?

Каждая из этих областей, как заявил бизнесмен, находится на грани больших перемен. К примеру, сеть супермаркетов «Лента» ожидает акцент на онлайн-продажах и быстрых поставках при сохранении модели гипермаркета. Как полагают эксперты Bloomberg, в будущем «Ленту» и «Утконос» владелец может объединить.

Бизнесмен заинтересован в расширении и туристического бизнеса. «Желание человека путешествовать так же постоянно, как потребность в пище или общении», - цитируют его высказывание СМИ. В своем интервью он обмолвился, что прошлогодний крах гиганта туристической индустрии Thomas Cook «оздоровил» отрасль, а также положительно сказался и на бизнесе TUI. Не исключено, добавил бизнесмен, что он сделает еще один шаг в туристическом бизнесе, приступив непосредственно к строительству отелей.

В планах на рынке образовательных услуг – рассмотреть возможность создания онлайн-университета, поскольку существующая система образования, по его мнению, устарела.

Бизнес медицинских услуг, представленных сетью «АВА–Петер», также ждут изменения: это выход на рынки других регионов, а также развитие различных онлайн-сервисов, включающих как диагностику, так и лечение.

Именно эти активы, по планам Мордашова, и должны стать базой для создания российского IT-гиганта. «У нас есть несколько инвестиций, связанных с человеческими потребностями: образование, медицина, путешествия и розничная торговля, - цитирует его слова Bloomberg. - Мы думаем о создании экосистемы на основе этих активов, своего рода Amazon».

Станет ли Мордашов вторым Джеффом Безосом?

Всего лишь 20 лет назад Amazon был простым книжным интернет-магазином. Сегодня он – мировой лидер среди онлайн-магазинов, рыночная стоимость которого оценивается в $994 млрд. В 2018 году доход компании достиг $141 млрд. Активно расширяет свое присутствие на рынках ретейла (Whole Foods), фармацевтики (Amazon Pharmacy), стриминговых сервисов (Amazon Prime Video) и логистических услуг (Prime One-Day Delivery), занимает почти треть облачного рынка, развивает технологии искусственного интеллекта и инновационных сервисов оплаты (с помощью отпечатка ладони).

Пока еще ни сроки, ни иные детали нового проекта Мордашова не конкретизируются. Однако эксперты, опрошенные российскими СМИ, в успехе предприятия уже сомневаются.

«В случае интеграции торговой сети, онлайн-магазина, а также туристической и технологической компаний хорошая экосистема не сложится сама по себе, желанной синергии между достаточно разрозненными активами может и не сложиться. Для этого потребуется еще одно общее дополнительное звено, например, финансовое – считают эксперты «Алго Капитал».

Прецедентов эффективного объединения разнонаправленных компаний в единую устойчивую систему пока не было, - заявляет эксперт IT-рынка Андрей Рябых. У Алексея Мордашова есть много разнонаправленных активов, которые он хочет сложить, чтобы получить русский Амазон. Но более вероятно, что из всего этого получится лишь IT-винегрет. Все эти активы – разные компании, из разных отраслей, с уже сложившимися людьми и бизнес-процессами, прокомментировал он.

«Пока новость о создании очередной экосистемы стоит воспринимать как определенную дань моде. В свое время инициатива Сбербанка РФ по созданию первой в России околобанковской экосистемы не нашла широкого понимания», - добавил старший риск-менеджер «Алго Капитала» Виталий Манжос. - Что же касается активов Алексея Мордашова, то среди них не просматривается явного общего, объединяющего звена. Это, скорее, диверсифицированный набор бизнесов. Сейчас условием успешного развития новых экосистем является нахождение собственной рыночной ниши и построение эффективных внутренних связей между компонентами. На данном этапе планы Мордашова стоит рассматривать как весьма масштабный бизнес-эксперимент без явных гарантий большого успеха».

Слияние компаний обычно не приносит пресловутой синергии: технологический и операционный уклады настолько разные, что объединение стоит огромных денег, а затраты обычно не окупаются. Анонсированный перечень активов Мордашова состоит из совершенно разных, и по бизнес-идее, и по операционной деятельности компаний, и пока непонятно, что они могут дать друг другу, - оценил ведущий финансовый аналитик «Алор Брокера» Сергей Рапотьков. Amazon с самого начала создавался как онлайн-ретейлер, и выходил на развитый потребительский рынок, к домохозяйствам с высокими доходами. Российскому «Амазону» предстоит освоить рынок, где реальные доходы последние пять лет снижаются, и для того, чтобы привлечь покупателей, ему нужно будет предложить что-либо особенно уникальное.

Помимо этого, полагают эксперты, новость о создании аналога Amazon вряд ли станет позитивной и для депозитарных расписок «Ленты». В настоящее время инвесторов волнует смена юрисдикции компании и желание получить дивиденды, а не участие в строительстве большой онлайн-площадки с неизвестной рентабельностью, отметили эксперты «Алор Брокера».

Опубликовано 22.01.2020