Итоги 2021 года. Как их видят вендоры, дистрибьюторы и интеграторы.

Логотип компании
Итоги 2021 года. Как их видят вендоры, дистрибьюторы и интеграторы.
Прошлый год в очередной раз выдался сложным, поэтому особенно интересно, как оценивают его итоги наши постоянные спикеры – представители сферы дистрибуции, системной интеграции и вендоры. Какова динамика развития IT-рынка, за счет каких сегментов удается расти, а какие, наоборот, просели?

Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»):

Алексей МЕЛЬНИКОВ («Марвел-Дистрибуция»):

«Отечественный рынок IT-дистрибуции в 2021 году чувствовал себя неплохо, достигнув на финише 1,3 трлн рублей. Если сравнивать со “взрывным” 2020 годом, то рынок не только не просел, но еще и подрос примерно на 8%».

Генеральный директор «Марвел-Дистрибуции» Алексей МЕЛЬНИКОВ уверен, что если бы не дефицит микросхем у производителей, то показатели были бы значительно выше. Основным драйвером роста стала потребительская электроника – прежде всего смартфоны, бытовая техника и устройства для «умного дома». А вот продажи ноутбуков ожидаемо упали после снижения ажиотажа, связанного с переходом на удалёнку, а также из-за упомянутого дефицита полупроводников.

Роксана ЯНБОРИСОВА (OCS Distribution):

Роксана ЯНБОРИСОВА (OCS Distribution):

«Немного неудобно сейчас, в очередную волну пандемии, когда омикрон свирепствует во всем мире, произносить такие слова, но с точки зрения бизнеса 2021 год действительно был весьма успешен. У нас отмечена хорошая динамика оборотов, несмотря на высокий уровень товарного дефицита. Если бы не это, рост был бы еще выше».

Исполнительный вице-президент OCS Distribution Роксана ЯНБОРИСОВА отмечает, что по состоянию на 1 января 2022 года объем заказов, размещенных партнерами компании, превышает аналогичный показатель прошлого года в два раза. Конечно, делать выводы о росте спроса из этой цифры нельзя – взаимосвязи много сложнее. Так, наблюдаются утрата линеарности и изменение всех привычных годами логистических (в очень широком смысле слова) сроков. Кроме того, аналитика сегодня существенно затруднена – слишком много внешних факторов. «Знаю много партнеров, у которых в 2021 году оборот вообще не вырос именно из-за дефицита, а объем заказов со стороны клиентов превышает все мыслимые пределы. Это тяжело, это несет массу проблем, но так сегодня живет весь мир. Как говорится, особенности текущего момента», – поясняет г-жа Янборисова. По ее мнению, говорить в этом году о конкретных сегментах в каком-то смысле скучно, ибо он был хорошим практически для всех сегментов. Если все-таки что-то выделять, то это компоненты, персональные системы, серверы, СХД. Но и говорить об их драматическом отрыве от остальных не приходится: все сдвиги колеблются в пределах 1–2,5%. «Радует также, что удалось реализовать множество инфраструктурных проектов и задумок в иных областях. Однако расстраивает, что даже в период сильного дефицита рынок не смог удержаться от демпинга», – добавляет г-жа Янборисова.

Павел АНОХИН (HP Inc.):

Павел АНОХИН (HP Inc.):

«Финансовый 2021 год в HP завершился 31 октября и стал успешным для компании, несмотря на сложности с логистикой и доступностью компонент. На рынке наблюдается устойчивый спрос на персональные компьютеры, при этом ноутбуки остаются самой востребованной категорией».

Генеральный директор HP Inc. в России Павел АНОХИН полагает, что рынок продолжит развитие, пусть и менее бурно, за счет повсеместного перехода компаний к гибридному формату работы сотрудников, предполагающему не только оснащение домашних рабочих мест, но и трансформацию пространства в традиционных офисах. 80% руководителей меняют офисный уклад в своих компаниях, чтобы сотрудники могли больше сосредоточиться на коллективной работе. Перед IT-командами также стоит задача поддерживать взаимодействие между пользователями за счет передовых и безопасных технологий, а решения для конференцсвязи и совместной работы остаются главным приоритетом для 67% IT-подразделений, резюмирует он.

Григорий СВЕРДЛИКОВ (Treolan):

Григорий СВЕРДЛИКОВ (Treolan):

«2021 год был удачным для экономики и бизнеса в целом. Предприятия и население активно вкладывали средства в ИТ для выстраивания рабочих процессов, сохранился тренд на онлайн-форматы и цифровизацию».

Генеральный директор компании Treolan (ГК «ЛАНИТ») Григорий СВЕРДЛИКОВ утверждает, что рынок дистрибуции вырос примерно на 15-20%, превысив ожидания. Большой вклад в рост внесли продажи комплектующих для компьютеров. При этом продажи десктопов, ноутбуков и печатной техники показали незначительное увеличение. Как прогнозирует г-н Свердликов, в 2022 году этот рынок будет расти за счет спроса в первую очередь на продукты Enterprise-сегмента – сетевое оборудование, серверы, СХД.

Юрий РОДНЫЙ (diHouse):

Юрий РОДНЫЙ (diHouse):

«Если говорить о рынках продуктов, с которыми мы работаем, то все они в 2021 году росли – здесь внешняя среда нам благоприятствовала».

Генеральный директор diHouse (ГК «ЛАНИТ») Юрий РОДНЫЙ важным фактором, влияющим на рынок дистрибуции в России, называет выбор канальной стратегии, используемой вендорами: какова доля прямых продаж по отношению к поставкам через посредников (дистрибьюторов) и каков приоритет непрямых каналов. С этой точки зрения в 2021 году структура продаж была благоприятна для дистрибьюторов. Исключением, пожалуй, стал рынок ноутбуков, на котором выросла доля HP – вендора, который существенную долю поставок осуществляет напрямую в розничные сети.

«Что касается итогов года, то мы их оцениваем по достигнутым бизнес-показателям, и тут все хорошо: мы закончили год с ростом оборота на 27%, продажи декабря стали рекордными за всю историю компании», – комментирует он. Тем не менее рынок рос не во всех категориях равномерно. Например, показатели diHouse по продажам смартфонов по отношению к прошлому году увеличились на 12% в штуках, а в деньгах – на 36%. По направлению же «умной» бытовой техники, гаджетов и аксессуаров продажи выросли вдвое, а вот в категории ноутбуков остались примерно на уровне прошлого года, что напрямую связано с дефицитом товара.

«Сложно объяснить, почему при постоянно уменьшающихся реальных доходах населения растет средний чек за единицу техники, но могу предположить, что это связано с перераспределением личных бюджетов людей, в частности сокращением расходов на путешествия и более дорогие покупки», – продолжает он. А кроме того, г-н Родный отмечает изменение в структуре рынка с точки зрения основных игроков вследствие потери доли Honor и Huawei в связи с наложенными на них в прошлом году санкциями.

Александр ЩЕРБИНА (Hewlett Packard Enterprise):

Александр ЩЕРБИНА (Hewlett Packard Enterprise):

«Прошедший год был неоднородным. Первое полугодие стало по показателям гораздо хуже, чем тот же период 2020 года, но с начала второго начался рост, который перекрыл в результате некоторые потери».

Генеральный директор Hewlett Packard Enterprise (HPE) в России Александр ЩЕРБИНА отмечает, что в 2021 году в первую очередь вырос рынок серверов. Во-вторых, был зафиксирован рост услуг технической поддержки. Кроме того, отмечается двузначный рост сферы услуг ‘as a service’, которые у HPE представлены продуктом под брендом GreenLake. В то же время СХД остались на уровне 2020 года. Что касается конкретных сегментов продаж, то второе полугодие показало рост телеком-сферы, что обусловлено ограничениями, связанными с пандемией: большое количество людей работали в удаленном режиме и, следовательно, потребляли больше трафика и услуг. «Из отраслей наибольший рост показала металлургия. Традиционно с 2019 года растет и финансовый сектор. А оживление во втором полугодии в МСП и коммерческих сегментах связано с тем, что все больше людей выходили из своих домашних офисов и начинали покупать товары и услуги», – говорит г-н Щербина.

Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):

Олег ГОЛОВКО («ЛАНИТ-Интеграция»):

«Предварительные итоги ушедшего года соответствуют прогнозам и отражают небольшой, но устойчивый рост спроса на услуги системной интеграции. Уже можно говорить, что темпы развития рынка стабилизировались и соответствуют постпандемийной реальности».

Первый заместитель управляющего директора компании «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ») Олег ГОЛОВКО отмечает, что и государственный, и коммерческий секторы, переориентируясь на «цифру», все больше нуждаются в услугах системных интеграторов. В последние годы драйверами рынка стали облачные технологии, кибербезопасность и сервисы для коммуникации, добавляет он.

Вячеслав БАРХАТОВ (Axoft Global):

Вячеслав БАРХАТОВ (Axoft Global):

«2021 год для Axoft завершился успешно. Некоторое время назад мы упаковали свой портфель в формат технологических практик. И это оказалось правильным шагом – сделать ставку на продвижение не отдельных продуктов, а комплекса решений, направленных на закрытие определенных потребностей заказчика».

Генеральный директор Axoft Global Вячеслав БАРХАТОВ добавляет, что все категории решений по отдельности показывают положительную динамику. Среди исторически сильных направлений Axoft можно отметить не только информационную безопасность, но и DevSecOps (Development, Security & Operations). Рынок диктует свои приоритеты, и сегодня заметен большой интерес к методологии: многие компании разрабатывают собственные решения, соответственно потребность в обеспечении безопасности разработки очень высока. Если же говорить о практике импортозамещения, то доля отечественных решений в этой сфере с каждым годом увеличивается. Рост качества российских продуктов и повышение доверия к ним стимулируют увеличение числа проектов и их размеров не только в государственных организациях, но и в бизнесе. «Здесь нужно отметить не только направление софта, но и hardware – мы видим большой потенциал в замещении импортного “железа” российским», – говорит г-н Бархатов. И Axoft делает последовательные шаги в этом направлении: недавно был заключен дистрибьюторский контракт с Kraftway – одним из крупнейших российских производителей доверенного компьютерного оборудования с интегрированными средствами защиты информации.

Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB)

Виктория ТАРАНТИНА (NETLAB)

«Если сравнивать общую ситуацию на IT-рынке с той, что была в 2020 году, то, безусловно, большинство игроков адаптировались под пандемийные логистические и производственные трудности и показывают стабильную динамику. По нашей оценке, рынок IT-дистрибуции увеличился год к году в диапазоне 5–7%».

Коммерческий директор NETLAB Виктория ТАРАНТИНА характеризует итоги 2021 года как «укрепление позиций и опережающее развитие». «Если говорить о сегментации рынка в нашем канале, то драйверами роста были ИБ-компании, поставщики компьютерного оборудования и ПО, в том числе в сфере импортозамещения, а также интеграторы IT-услуг и майнеры, – резюмирует она. – Спад отмечался в сегменте продуктов для офисной инфраструктуры, что обусловлено общим смещением спроса в пользу решений для удаленной работы и облачных сервисов».

Александр РОЖКОВ («Т1»):

Александр РОЖКОВ («Т1»):

«Структура IT-рынка постоянно трансформируется, меняется и динамика его изменений. Остается все меньше заказчиков, инвестирующих в традиционную корпоративную IT-архитектуру и IT-инфраструктуру».

По словам директора по продуктам и технологиям группы «Т1» Александра РОЖКОВА, традиционные IT-инфраструктуры не позволяют быстро создавать цифровые и гибридные рабочие места, цифровые маркетплейсы, развивать бизнес на основе прогнозирования, принимать решения с использованием больших данных и ИИ, внедрять продукты и сервисы на основе IoT, периферийные вычисления. Поэтому на замену дорогостоящим длительным интеграционным проектам с применением решений Middleware/SOA приходят более быстрые и экономически эффективные проекты на основе микросервисной архитектуры, платформ API Management. Что касается ключевых направлений, благодаря которым крупным интеграторам удалось удержать свои позиции, то это, по мнению г-на Рожкова, массовый переход на удаленную работу, IT-услуги, ускоренная цифровая трансформация компаний-заказчиков, импортозамещение в сфере ИТ.

Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com):

Дмитрий ПЕТРОВ (X-Com):

«Несмотря на ряд негативных факторов, прошлый год выдался для нас весьма успешным: мы закончили его с 26-процентным ростом выручки относительно итогов кризисного 2020 года».

Руководитель департамента продуктового менеджмента компании X-Com Дмитрий ПЕТРОВ отмечает, что ключевыми драйверами роста рынка на протяжении всего года оставались госсектор, добывающие и перерабатывающие предприятия, финансово-банковский сектор, а также транспортно-логистические компании и ретейл. Кроме того, значительную роль сыграло продолжение реализации программы импортозамещения технологического парка госучреждений и стратегически важных коммерческих предприятий. Малые и средние компании на фоне растущей инфляции вынуждены были сокращать расходы на ИТ, ограничиваясь эксплуатацией ранее созданных инфраструктур. Крупные же предприятия, наоборот, активно инвестировали в технологии, создавая на их базе эффективные инструменты развития бизнеса, заключает г-н Петров.

Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group):

Светлана ГАЦАКОВА (ALP Group):

«2021 год для системных интеграторов прошел под флагом реального импортозамещения – когда комплексные отечественные IT-системы, построенные на российских платформах и авторских разработках, начали действительно использовать компании, работающие в таких важных для нашей экономики сферах, как финансы, нефтянка, энергетика, спорт».

Директор департамента корпоративных информационных систем (ДКИС) ALP Group Светлана ГАЦАКОВА говорит, что интерес российских организаций к отечественным технологиям будет возрастать: об этом можно судить уже сегодня по обращениям как существующих, так и новых клиентов. К наиболее перспективным сегментам г-жа Гацакова относит автоматизацию и управление рабочими и бизнес-процессами, цифровизацию инструментов совместной работы, обусловленную продолжением пандемии и необходимостью обеспечивать эффективность взаимодействия специалистов и рабочих групп, направленного на поддержку и развитие IT-систем заказчиков. Кроме того, стоит отметить появление все большего числа программных инструментов для решения прикладных задач российских предприятий и их интеграцию в комплексные ИС.

Ирина СТЕПАНОВА (Logitech):

Ирина СТЕПАНОВА (Logitech):

«Аналитики сегодня говорят о 20%-ном росте российского рынка ВКС-решений за прошедший год».

Руководитель направления видеорешений и аксессуаров для совместной работы компании Logitech Ирина СТЕПАНОВА отмечает, что сегмент IT-рынка, связанный с оборудованием для видеокоммуникаций и совместной работы, продолжает расти. По наблюдениям специалистов компании, доля систем ВКС в портфеле дистрибьюторов увеличивается.

 

(Продолжение следует)

Опубликовано 18.02.2022

Похожие статьи