Герман ГАВРИЛОВ: «Полвека без перезаписи»

Логотип компании
Герман ГАВРИЛОВ: «Полвека без перезаписи»
Мощность потребления одним модулем нашей роботизированной библиотеки составляет 7 Вт, а рабочая мощность в 30 раз меньше, чем для систем на жестких дисках. Кроме того, нет необходимости в миграции и перезаписи данных...

В 2015 году компания Panasonic начала серийное производство совершенно нового продукта – роботизированных библиотек хранения данных на базе оптических дисков. По словам разработчиков, такие накопители наиболее экономичны с точки зрения стоимости владения, а также надежны, поскольку обеспечивают сохранность данных на протяжении 50 лет без перезаписи. Россия стала третьей страной после Японии и США, где Panasonic начинает продавать эти решения. В связи с эти мы задали несколько вопросов Герману Гаврилову, руководителю отдела развития бизнеса Panasonic Россия.

Какие технологии хранения данных сегодня можно назвать наиболее перспективными на рынке?

С появлением роботизированных систем, используемых с оптическими технологиями, архитектура хранения данных меняется кардинальным образом. Эти технологии можно назвать инновационным решением главной проблемы, связанной с растущими потоками информации во всех сферах. По исследованиям аналитиков, к 2020 году объем хранимых данных в мире достигнет 40 зетабайт. Как экономично и эффективно сохранять всю эту информацию? Для решения этой стратегической задачи Panasonic разработал и выпустил на рынок совершенно новую систему хранения данных – роботизированную библиотеку на оптических дисках. Сейчас вместе с компанией Sony мы работаем над заключительным этапом формирования стандарта нового оптического диска Archival Disk емкостью 300 Гбайт и планируем уже до конца текущего года начать продажи, в том числе и в России. Для сравнения: Blu-Ray сейчас поддерживает запись только 100 Гбайт. Не за горами и более емкие диски. Наши инженеры уже создали прототип диска объемом в 1 Тбайт. Panasonic ведет исследования в области оптических технологий записи и хранения данных с 70-х годов прошлого века. Сегодня у нас самая большая доля мирового рынка оптических дисков – 80%. Информация на них хранится действительно длительное время, десятки лет, что демонстрируют многочисленные тесты. Сегодня мы можем утверждать, что при использовании наших роботизированных библиотек данные на дисках хранятся в течение как минимум 50 лет.

О том, как росли с годами плотность и объемы оптических дисков, мы знаем. А как менялось качество записывающего оборудования?

Конечно, есть разница между домашним и профессиональным записывающим оборудованием. Наши системы, о которых мы сегодня говорим, отнюдь не являются дешевыми. Самое главное, что диски, которые находятся в картриджах библиотеки, надежно упакованы, к ним нет доступа для внешних воздействий, поэтому они будут долго служить. Важно, что есть обратная совместимость. Современное оборудование позволяет считать информацию с носителей предыдущих поколений. Например, мы можем взять компакт-диск даже 30-летней давности и прослушать записанную на нем музыку. Это серьезное преимущество, поскольку многие заказчики не хотят или не имеют возможности перезаписывать архивы на новые носители.

Помимо надежности, чего ждут заказчики от технологий хранения данных?

Самое основное требование – экономичность. Когда заказчики начинают прогнозировать, сколько данных у них появится в результате, например, научных исследований либо регистрации данных пользователей, перед ними встает вопрос: как все это хранить? Вторая задача – обеспечить высокую надежность хранения на десятилетия. Эти требования мы вложили в концепцию нового продукта. Если посмотреть на СХД, использующие ленту или жесткие диски, то у оптических накопителей очевидное преимущество. На первоначальном этапе затраты сопоставимы, но уже через пять лет стоимость владения решений на базе ленточных накопителей растет, в то время как для систем на оптических дисках остается на прежнем уровне. А через 10-15 лет хранения разница в стоимости владения будет колоссальной, и прежде всего за счет экономии электроэнергии. К примеру, мощность потребления одним модулем нашей роботизированной библиотеки составляет 7 Вт, а рабочая мощность в 30 раз меньше, чем для систем на жестких дисках. Кроме того, нет необходимости в миграции и перезаписи данных. А вот жесткие диски нужно менять каждые три года, а ленту – каждые пять лет.

Ваши роботизированные библиотеки ориентированы на музеи, архивы, библиотеки, учебные заведения и т. д., но эти учреждения, как известно, очень ограничены в средствах

Конечно, не каждому музею по карману такие библиотеки, поскольку даже базовая комплектация на 91 Тбайт обойдется почти в 6 миллионов рублей. Но, повторяю, если учитывать период их эксплуатации – до 50 лет, то однозначно это самый экономичный способ хранения информации в «холодном» архиве. Дешевле просто ничего нет. К примеру, Музей современного искусства «Гараж» располагает обширным архивом по истории российского современного искусства. Это крупнейшее в мире собрание, посвященное изучению процессов, происходивших в российском искусстве с середины 1950-х годов до наших дней. Архив включает в себя статьи, опубликованные в отечественных и иностранных изданиях с конца 1970-х годов; библиотеку фотографий 1960–2010-х годов с видами выставок, портретами художников и репродукциями их работ; видеодокументацию перформансов и других культурных событий, происходивших в Москве с 1944 года; собрание текстов художников 1960–1990-х годов, а также неопубликованные критические статьи, биографии художников, пресс-релизы, каталоги и различную информацию о выставках (1985–2013). На данный момент в музее идет каталогизация архива и библиотеки. В ближайшее время «Гараж» планирует внедрить роботизированную библиотеку. Также рассматривается предложение, которое позволило бы и другим музеям присоединиться к архиву «Гаража». Подобная кооперация может найти применение не только в музейном деле, но и, например, в системе образования. Кстати, первая роботизированная библиотека уже установлена в ЦОДе Санкт-Петербургского государственного университета на Михайловской даче и проходит тестовую эксплуатацию при поддержке наших инженеров.

Как в роботизированных библиотеках обеспечивается сохранность данных от виртуальных и физических воздействий?

Мы производим аппаратную часть. У нас есть ПО middleware, с помощью которого осуществляется доступ к данным. Предполагается, что «железо» и middleware интегрируются с сетью организации. Здесь уже должны работать специалисты по ИБ заказчика, которые отвечают за сохранность данных. Компания Panasonic является ключевым партнером IТ-кластера «Сколково», и мы стараемся наладить взаимодействие со стартапами, чтобы предложить заказчикам комплексное решение, содержащее в том числе и инструменты ИБ. Что касается физической безопасности, то землетрясения, цунами и наводнения, постигшие Японию, США и другие страны за последние годы, «поспособствовали» созданию продукта с высоким уровнем отказоустойчивости даже в чрезвычайных ситуациях. Наша система может быть полностью погружена в соленую воду, но данные на оптических дисках при этом не пострадают.

Насколько я знаю, вы заинтересованы в поиске российских партнеров для создания совместных решений на базе роботизированных библиотек. Что это могут быть за решения?

Мы уже ведем такую работу. К примеру, с компанией RAIDIX, резидентом IT-кластера «Сколково», которая предлагает софтверное решение для организации архивов. Надеюсь, вместе у нас получится программно-аппаратный комплекс, конкурентоспособный не только на российском, но и на мировом IT-рынке.

Как изменятся алгоритмы работы архивов и библиотек благодаря внедрению роботизированных библиотек?

Думаю, что кардинально. Люди получат доступ к материалам, которые просто лежат на полке. Мы это видим по взаимодействию с Музеем «Гараж», где много материала до сих пор хранится на VHS. И такая ситуация не только в России, но и во многих других странах. Наши технологии помогут получать свободный и оперативный доступ к этим данным. Кроме того, в музеях, архивах и библиотеках можно внедрить технологии доступа к информации, такие как Light ID. Это технология, позволяющая считывать информацию с любого экспоната или объекта, освещенного светодиодным источником света. Пользователю достаточно лишь загрузить на смартфон специальное приложение, навести камеру на освещенный объект и получить доступную информацию о нем на любом языке мира. Уникальность технологии в том, что световой код можно считать с дальнего расстояния, до 10 метров. А весь огромный информационный архив музея может храниться как раз в роботизированной библиотеке.

Но в штате таких учреждений часто нет IT-специалистов, которые могли бы обслуживать подобную технику.

Вы правы, роботизированная библиотека содержит подвижные элементы, поэтому раз в год надо проводить обслуживание системы. В настоящее время мы взаимодействуем с нашим сервисным департаментом, с тем, чтобы поддержку осуществляли как штатные инженеры Panasonic, так и обученные нами специалисты сервисных центров наших партнеров. Кроме того, мы готовы обучать специалистов заказчика.

Какого уровня продаж роботизированных библиотек в России планируется достичь в текущем году?

У Panasonic финансовый год заканчивается в марте. К концу 2015 финансового года мы планируем установить архивов уже около 2 Пбайт.

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Опубликовано 02.11.2015

Похожие статьи