Почему бизнесу нельзя использовать бытовые мобильные устройства

15.08.2023
Почему бизнесу нельзя использовать бытовые мобильные устройства
Активная цифровизация и развитие мобильных устройств меняют шаблоны рабочих процессов. Персональный компьютер сейчас соседствует с планшетами и смартфонами, которые используются в самых разных отраслях экономики: производство, логистика, природопользование, государственный и финансовый сегменты.

В поисках подходящих решений заказчики сталкиваются со сложностью выбора, пользовательский опыт и сила бренда толкают их в сторону «модных» девайсов от Samsung, Apple, а если необходимо решение для рядового сотрудника, то в сторону многочисленных китайских вендоров. Но эти решения не могут полноценно закрыть потребности корпоративного рынка, ведут к финансовым убыткам и высоким рискам для информационной безопасности.

Подробнее рассказывает Анна Манцветова - коммерческий директор компании Mobile Inform Group.

В чем тут дело?

В корпоративном сегменте смартфон или планшет должен работать в режиме высокой интенсивности, при сложных условиях эксплуатации и отвечать требованиям информационной безопасности. А также соответствовать требованиям заказчика к специальным исполнениям и функциональным возможностям (встроенный сканер QR-кода, сертификат для работы во взрывоопасных зонах и т.д).

Несмотря на все достоинства устройств Samsung и Apple, их продукция совершенно не отвечает этим критериям. Разберем подробнее.

Недолгий жизненный цикл продукта

Практика «планируемого устаревания» бытовой техники вынуждает рядового пользователя менять гаджет каждые полтора-два года в рамках нормальной эксплуатации. К тому же гонка за самый современный дизайн, характеристики камер и производительность мотивируют производителей регулярно обновлять продуктовые линейки. И в этой парадигме они экономят на компонентах, так как никому не нужно, чтобы устройство работало 5 лет.

В промышленных условиях срок работы бытовых девайсов снижается вдвое. Для сравнения, средний срок от формирования потребности у заказчика до непосредственной реализации проекта составляет 1,5 года. А если брать весь цикл проекта: тестирование, пилотный запуск, масштабирование, то и до 3-х лет может дойти.

Поэтому заказчики нередко тратят время и силы на согласование закупки устройств, которые к моменту проведения процедуры уже не доступны к заказу. В этом сценарии приходится заново начинать круг подбора и тестирования оборудования или покупать, что доступно именно сейчас, надеясь, что новые устройства будут совместимы с программным обеспечением и отвечать требованиям по качеству и надежности. Спойлер: чаще всего не соответствуют и не совместимы.

В таких условиях в полный рост встает проблема «зоопарка» со всеми сопутствующими сложностями и колоссальным ростом операционных издержек: специалистам службы ИТ предстоит проводить персональную поддержку практически каждого устройства, а закупке, юридическому и финансовому отделам инициировать новые процедуры: согласовывать множественные договоры с новыми подрядчиками и изыскивать незапланированные деньги.

Не выдерживает интенсивной эксплуатации

Бытовое устройство без подзарядки работает около 3-4 часов. Этого мало, если гаджет является рабочим инструментом сотрудника, работающего сменами по 8-12 часов (из которых не менее 80% времени приходится на активное использование). Помним, что сотрудник при этом не сидит в машине или в офисе, наш ключевой пользователь – инженер, лесник, полицейский, который работает на улице в любую погоду, в любом регионе РФ. И, если он работает в автоматизированной системе, нерабочий девайс полностью останавливает его бизнес-процесс.

Если же сотрудник работает на производстве или электростанции и имеет возможность подзаряжать девайс в течение смены, то и это не является спасением. Частая подзарядка выливается в быструю деградацию АКБ и стремительное разрушение разъемов. Отсутствие возможности заменить аккумулятор, потерявший емкость, без нарушения производственной герметичности ведет к принципиальному ухудшению эксплуатационных свойств устройства после ремонта (если случилось чудо, и вы нашли подходящий АКБ в нужном количестве и прошли 7 кругов ада по согласованию затрат на сервис и заключению договора внутри своей компании).

Кроме того, при повышенной интенсивности использования бытовые смартфоны быстро теряют производительность, перестают корректно работать основные функции (модули связи начинают отваливаться, устройство «задумывается», уходит в перезагрузку и т.д).
Как итог, потеря общей производительности сотрудников примерно на 10-15% + риск потери собранных данных.

Почему бизнесу нельзя использовать бытовые мобильные устройства. Рис. 1
Мобильные устройства находят активное применение в добыче полезных ископаемых

Риски информационной безопасности

Операционная система Android работает по принципу «черного ящика» - невозможно достоверно изучить ее функции. Риски «недекларируемых возможностей» ставят крест на использовании устройств для компаний, которым знакомы понятия коммерческой или государственной тайны. Многие Android девайсы открыто собирают пользовательские данные через предустановленные приложения.

Также и Apple открыто говорит, что активно собирает данные пользователей для своих целей.

Не предназначено для использования в экстремальных условиях

Устройство Samsung и Apple созданы для бережных рук пользователей, которых волнует сохранность девайсов. Наших инженеров или строителей сохранность девайсов интересует в последнюю очередь, поэтому в промышленных условиях устройства бьют, роняют в лужи, забывают на торпеде машины или, реальный случай из практики, роняют с трапа самолета. Никакое бытовое устройство не выдержит такого неуважительного отношения. А вот промышленные девайсы созданы для этого: они могут работать под дождем, падать в воду или другие жидкости, выживать в запыленных помещениях и работать на морозе в течение всей смены.

Отсутствуют сервис и поддержка

Возможности для гарантийного обслуживания техники вендоров, ушедших из России просто отсутствуют. Для массовых китайских вендоров – еще не наработаны. В случае серьезной поломки, заказчик остается один на один с проблемой, самый популярный выход из которой – покупка новых устройств.

Кроме того, на всех бытовых девайсах невозможен компонентный ремонт: устройство склеено изнутри, шлейфы припаяны к элементам. Любой разбор устройства требует нагрева промышленным феном, что влечет за собой огромные риски повреждения устройства. К тому же, как уже писали выше, после ремонта устройство перестает соответствовать заявленным характеристикам.

И в качестве вишенки на торте, отсутствие компонентов. Производители бытовых устройств не заботятся о единообразии компонентов. Каждая новая партия собирается из того, что есть на рынке именно сейчас по наиболее привлекательной цене. Поэтому шанс найти подходящий компонент для ремонта минимален, а возможность закупить его в более-менее приличном количестве и у адекватного контрагента и вовсе стремится к нулю.

Важно помнить, что сервис и поддержка – это добрая половина любого коммерческого продукта. Если не к кому пойти с вопросами и нельзя отремонтировать устройство, бизнес просто выкидывает свои деньги на ветер.

Что из этого следует?

Любое техническое устройство должно использоваться для решения предписанных ему задач. Несоответствие условиям эксплуатации приводит к быстрому износу и выходу из строя.

От выбора решения для корпоративной мобильности зависит окупаемость всего проекта по автоматизации. Ведь если проблемы на этапе наполнения и актуализации базы данных, то вся система со временем станет бессмысленной.

Похожие статьи