TechnoGuideМир технологийНаука и техника

Такая разная акустика

Андрей Виноградов | 02.09.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Такая разная акустика

Мне давно хотелось поговорить о подходах к созданию продуктов. Ведь одни и те же вещи можно делать по-разному – это касается и производства, и позиционирования, и общего образа. Для примера возьмем трех хорошо известных «акустиков»: Sven, Miсrolab и Edifier.

Sven

Торговой марке Sven уже более 20 лет, она широко распространена на российском рынке, однако мало кто ответит на вопрос о ее происхождении и владельцах. Сама же компания не афиширует свою историю. Это и породило кривотолки: Sven считают то скандинавским, то китайским, а то и украинским производителем. На главной же странице сайта красуется: “Registered Trademark of Oy SVEN Scandinvia Ltd. Finland”.

На самом деле Sven – чисто отечественный бренд, и даже его название имеет российские корни. Помнится, я поднимал тему брендов-оборотней (см. IT-Expert № 11 ‘2011), так вот Sven – их яркий представитель.

Товары под маркой Sven, в частности сетевые фильтры, появились в 1991 году – их сборка в рамках конверсии была организована на Брянском оборонном заводе. Одна из достопримечательностей этого города — река Свень и стоящий на ней Свято-Успенский мужской монастырь, построенный в XIII веке.

img

Сам Брянск, расположенный на пересечении многих торговых путей между городами России, Украины и Белоруссии, в свое время славился ежегодными ярмарками, по популярности не уступавшими нижегородским. И компания, разместившая заказ на сборку сетевых фильтров, так и называлась – «Свенская ярмарка».

img

Помимо производства сетевых фильтров, в начале 1990-х здесь занимались дистрибуцией товаров из Китая, в частности компьютерной мебели (в России ее еще не выпускали, а привозимая из Европы стоила дорого). Дешевые китайские столы стали пользоваться спросом, что и помогло компании приобрести стартовый капитал и направить часть средств на реализацию других проектов. Из той же Поднебесной наладили поставки пластмассовых компьютерных колонок – звуковые платы, устанавливаемые тогда в ПК, были примитивны, и дорогая акустика под них попросту не требовалась.

img

Но со временем запросы по части качества акустических систем значительно возросли, так как даже самая простая системная плата обладала неплохим аудиокодеком. Руководство Sven, вовремя почувствовав тенденцию, наладило поставки акустических систем в корпусах из MDF, и в течение двух лет компания практически не ощущала конкуренции в этом сегменте, что позволило существенно нарастить бизнес. На сегодняшний день под брендом Sven производится более 150 наименований продуктов, но главным остается акустика (до 70%).

img

Представители Sven говорят, что в разработке участвуют их собственные инженеры, однако я ни разу не встречал специально созданный под конкретную модель динамик – это всегда китайский громкоговоритель, который легко найти в соответствующем каталоге. Думаю, не стоит объяснять, почему в акустической системе все компоненты должны быть согласованы друг с другом, даже расположение фазоинвертора, – ведь от этого зависит качество звучания.

Любопытный факт: продукция Sven распространена только на территории бывшего СССР. В Западной Европе, Азии, Северной и Южной Америке она не продается. По данным Google Patents, международные патенты на разработки в области акустики у Sven отсутствуют.

Microlab

В свое время компания совершила качественный прорыв в области акустических систем и сегодня пользуется заслуженным авторитетом. Имея китайскую базу (там расположены производство и центр разработок), бренд позиционируется как международный: представлен в странах Восточной и Западной Европы, Азии, Северной и Южной Америке, Австралии.

Microlab Electronics увидела свет в 1998 году в результате слияния американской International Microlab и китайской Shenzhen Microlab Technology. Основатели – Эдгар Жанг (Edgar Jeang) и Джек Ванг (Jack Wang) – создали лабораторию, в которой разрабатывались мультимедийные акустические системы. Первая ласточка – M-200 – запущена на рынок в 1999-м. А уже через год пришло международное признание, подтвержденное сертификатом ISO 9001:2000. Главный секрет успеха – удачное соотношение «цена/качество». Скромная лаборатория выросла в масштабную производственную площадку – 4500 м², а количество сотрудников достигло 400 человек. К акустическим системам добавились компьютерные корпуса и блоки питания.

img

В 2003-м Microlab пригласила известного «акустика» Питера Ларсена (Peter Larsen), что не замедлило сказаться на ее разработках, позволив выйти в сегмент Hi-Fi. Линейка мультимедийных АС Solo родилась в 2007 году и вскоре стала ориентиром для конкурентов. Линейка Pro популярна у любителей тяжелого рока. Помню, в начале 2000-х годов на форумах шли баталии о том, какие колонки брать, и выбор, как правило, сводился к дуэли Solo и Pro, а другие производители упоминались вскользь.  

img

В 2010-м Microlab вышла в Западную Европу, а также обрела нового генерального директора – им стал Ирвинг Ванг (Irving Wang).

Сегодня Microlab Electronics располагает собственными специалистами в области дизайна и акустики. Продукция компании представлена более чем в 40 странах (сама марка зарегистрирована в 56) и отмечена 19 международными наградами и сертификатами качества. Основное направление бизнеса, помимо производства, – исследования: Microlab Electronics имеет 21 патент на свои разработки.

Edifier

Основана в 1996 году и на данный момент входит в пул крупнейших производителей мультимедийных АС под собственным брендом. Продукция Edifier представлена более чем в 80 странах. Департамент R&D расположен в Канаде, а оперативное руководство осуществляется из головного офиса в Пекине. По данным Google Patents, Edifier принадлежит 45 патентов.

От остальных игроков рынка аудиосистем Edifier отличается подходом к разработке и созданию продуктов: процесс производства структурирован и практически замкнут. Это позволяет строго контролировать качество деталей, утверждают в компании (по данным аналитиков, объем брака не превышает 0,4%.) У партнеров закупается около 5% расходных материалов – все остальное (от проводов до корпусов) изготавливается на собственных заводах. Edifier самостоятельно занимается дизайном печатных плат и их монтажом, проектированием, созданием оснастки и оборудования, литьем пластмасс под давлением.

В 2004 году компания открыла центр исследований и разработок в Ванкувере (Британская Колумбия). Возглавил его Питер Дамини (Peter Duminy), который до этого много лет проработал в Bowers & Wilkins.

img

Область его ответственности – проектирование и конструирование громкоговорителей, сабвуферов и кроссоверов. В акустике Edifier были применены технологии, ранее использовавшиеся только в значительно более дорогом сегменте, такие как триампинг, пассивные радиаторы сабвуфера и т. д.

img

Значительный вклад в разработку продуктов Edifier внес Фил Джонс (Phil Jones) – руководитель компании Pure Sound и старый друг основателя бренда. Он помогает внедрять аудиофильские решения – усилители и кроссоверы. Например, результатом его трудов стали модели S2000 и R1900TIII.

img

В 2010 году производственных площадок стало четыре, а занимаемая ими территория превысила 200 тыс. м?, позволяя выпускать более 8 млн аудиосистем ежегодно.

img

Edifier подвергает акустические системы тестированиям, не свойственным этому классу устройств. Например, выдерживает их в камере с высокой температурой, под вибрацией и т. п.

Выводы

Популярность акустических систем Edifier и Microlab, разрабатываемых собственными силами вендоров, во многом символична. Требования к качеству звука со временем растут. Если раньше хватало пластиковых пищалок, то сегодня от них морщатся. В результате даже самые простые АС в корпусах из MDF оказались прорывом, пионерами которого стали Sven и подобные ей торговые марки. Потом появилась Microlab, доказав, что мультимедийная акустика может быть по-настоящему качественной. Ну а Edifier вывела мультимедийные АС на уровень, сопоставимый с Hi-Fi. Любопытно, что при таких разных подходах производителей цены на их акустические системы одинаковы. Стоит сравнить звучание оригинальной АС и китайского конструктора, как становится очевидно: ставка на качество при разработке и производстве хай-тек-товара важнее всего остального.

Ключевые слова: активная акустическая система

Журнал IT-Expert № 08/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Андрей Виноградов

Андрей Виноградов

Главный редактор журнала IT Expert. С 10 лет занимается фотографией, член жюри национальной премии «Продукт года». Любит путешествовать, бывать не только в излюбленных туристами районах, но и видеть жизнь обычных людей, впитывать дух этих мест.

Мероприятия