Новые услуги и технологии в Смоленской области

Логотип компании
Новые услуги и технологии в Смоленской области
Андрей Рудометкин: "Мы с помощью двух инструментов фактически отстраняем чиновников от бизнеса и становимся своего рода посредниками"

В Смоленской области электронные услуги и МФЦ находятся в подчинении у одной структуры – департамента информационных технологий. Из-за этого отсутствует конкуренция за клиентов - потребителей государственных услуг. О том, что изменилось в департаменте за прошедший год, о появлении новых сервисов и взаимодействии с другими исполнительными органами власти рассказал его директор, Андрей Рудометкин

Какие электронные услуги сегодня предоставляются в области и насколько увеличилось их число за последний год?

Мы не ставили цель перевести максимальное количество услуг в электронный вид, а определили наиболее приоритетные из них, в частности запись в школу, электронный дневник, запись в лечебное учреждение. В конце прошлого года подобные услуги были интегрированы с ЕСИА. В итоге с января по март текущего года количество граждан, зарегистрированных на портале госуслуг, значительно увеличилось. Также мы планируем интегрировать региональную медицинскую информационную систему с концентратором услуг «Мое здоровье». В 2016-м по результатам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов губернатором были даны поручения в оперативном порядке перевести услуги, связанные с разрешительной деятельностью, как в электронный вид, так и в многофункциональный центр. Соответственно, стояла задача выполнить такой проект не более чем за полгода. Мы дали предложения по переработке следующих административных регламентов: выдача разрешения на строительство, лицензирование медицины, лицензирование алкоголя. К концу прошлого года перевели в электронный вид региональную услугу на выдачу лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Как реализуется этот процесс?

На первом этапе мы переводили услугу в многофункциональный центр. То есть регламент видоизменился, подписано соглашение между органом власти и многофункциональным центром, и услуга переводится в МФЦ. На втором этапе, создаем информационную систему и выводим ее на портал. Например, в конце мая завершены работы по выдаче разрешения на строительство. Также достаточно популярная услуга — кадастровый земельный план. На региональном портале будет находиться единый реестр по всем муниципальным образованиям — здесь каждый сможет посмотреть, где, когда и что было выдано по данному земельному участку или объекту. Таким образом, мы с помощью двух инструментов фактически отстраняем чиновников от бизнеса и становимся своего рода посредниками. Вся процедура осуществляется прозрачно.

Забирают ли электронные услуги часть сервисов у МФЦ?

С учетом того, что все находится в ведении одного департамента, мы не развиваем конкуренцию, а стараемся получить некую синергию. Поставили задачу: в рамках бюджета (а он достаточно скудный) планируем, что гражданин будет подавать заявление на портале, а результат получать в МФЦ. Для этого, соответственно, нужно доработать информационную систему как в ведомстве, так и в МФЦ.

Почему результат нельзя получить на портале?

Есть услуги, результат которых можно получить исключительно в органе исполнительной власти в виде некой выписки на бумаге, например выписки из ЕГРП с подписью и печатью. Но есть и услуги, для получения которых нет необходимости появляться в органе власти. Хотелось бы сделать так, чтобы через портал жители могли подать заявление, имея какие-то первичные документы, а за результатом пришли в МФЦ.

Каких экономических результатов вы добились в прошлом году за счет оснащения оборудованием ГЛОНАСС пассажирского транспорта, школьных автобусов, автомобилей скорой помощи?

До 2016-го у нас действовала программа по внедрению спутниковых технологий ГЛОНАСС. Главную выгоду получил транспорт ЖКХ, школьный автобус и скорая помощь, то есть транспорт муниципальных учреждений. Для каждого из таких учреждений создана единая платформа. По части безопасности проект интересен тем, что на многих школьных автобусах и в муниципальном пассажирском транспорте установлена тревожная кнопка. Кстати, буквально несколько месяцев назад у нас в области угнали школьный автобус. Нашли его в течение двух-трех часов благодаря нашей информационной системе.

В прошлом году вы планировали в области начать вводить в опытную эксплуатацию проектное управление? Каковы результаты такого инновационного внедрения?

Департамент по информационным технологиям входит в большинство проектных офисов, созданных в администрации для улучшения предпринимательского климата и развития инвестиций.  Однако практически все ведомства боятся прихода информатизаторов, потому что есть представление, что если необходимо автоматизировать или оптимизировать, значит нужно кого-то из персонала сокращать.

Насколько сильно на местах противятся такому процессу?

Во всех  случаях противятся. Они говорят: «У нас работают профессионалы, а ваши люди не знают специфики!» На что мы отвечаем: «А зачем нам знать специфику? Вы дайте нормальный административный регламент! А в регламенте прописано: принять то-то, выдать то-то. Сотрудник МФЦ не должен вникать во все подробности, для этого есть специалисты, работающие в том или ином органе исполнительной власти».

А кто их обеспечивает регламентами?

У нас в регионе такая обязанность лежит на каждом органе исполнительной власти. Все административные регламенты проходят согласование через департамент информационных технологий. В департаменте существует подразделение, которое занимается согласованием регламентов услуг с учетом их оказания в МФЦ и в электронном виде..

Сколько подключено пользователей к системе «Электронный дневник»?

Что касается электронного дневника, он внедрен в прошлом году и работает за счет регионального бюджета. В системе «Электронный дневник» на сегодняшний день около 94 тысяч пользователей. Однако, «Электронный дневник» - лишь одна из подсистем ведомственной системы в сфере образования, которая к тому же интегрирована с федеральной системой «Контингент». В этой системе концентрируется информация о деятельности дошкольных, средних и средне-специальных учебных заведений, а также региональных и муниципальных органов управления в сфере образования.

В какой степени за последний год удалось увеличить доступ в Интернет в сельской местности Смоленской области?

Бюджет скуден, кроме того, во все сельские населенные пункты, где нет областных или муниципальных учреждений, я по законодательству не имею права провести Интернет для частных лиц. Большим подспорьем для всех регионов стал федеральный проект по устранению цифрового неравенства, организованный Минкомсвязью совместно с «Ростелекомом». У нас в этот проект попало 156 населенных пунктов с численностью от 250 до 500 человек, на данный момент доступ в Интернет есть в 139 населенных пунктах: доведено оптоволокно и предоставлен бесплатный Wi-Fi. Основная задача — дальнейшее подключение пользователей по текущим тарифам «Ростелекома» к высокоскоростному Интернету, фактически данный проект реализован на 90%. Это очень высокий показатель, потому что в большинстве регионов он составляет 50%.

Читайте также
Руководитель проектного офиса FERRUM IT Group Олег Закурин рассуждает о том, какие инструменты помогут сегодня сохранять гибкость при реализации проектов.

Как развивается в регионе «Система-112»?

В Смоленске мы запустили «Систему-112» в тестовую эксплуатацию с охватом порядка 34% населения. Сейчас ведется работа по открытию самого номера «112»: мы подали предварительную заявку в Министерство связи, нам сделали замечания, мы сейчас их устраняем. До конца года планируем открыть номер «112» и ввести его в промышленную эксплуатацию. Данный проект имеет статус импортозамещения.

Как у вас реализуется курс правительства на импортозамещение?

В рамках новых проектов мы отдаем приоритет российскому ПО и СПО. Например, для обеспечения информационной безопасности приобретаются исключительно отечественные маршрутизаторы и оборудование. Когда речь идет о большой базе данных, есть лидеры, среди них Oracle. Здесь ничего не поделаешь, пока мы справляемся на российских СУБД или ПО свободного распространения, но через определенное время, конечно, возникнет потребность в новой платформе, более производительной.

Есть ли отечественные разработки в вашем департаменте или в подведомственных учреждениях, которые занимаются ИТ?

У нас есть небольшие базы данных и программные продукты, которыми пользуются органы исполнительной власти. Они написаны, но проблема, опять же, в программистах. Мы поставили, например, для себя задачу в прошлом году автоматизировать процесс сбора информации по выполнению государственных заданий. На одной из планерок я предложил автоматизировать процесс сбора данных, так как  департамент экономики начинал оценивать результаты по выполнению государственных заданий подведомственными учреждениями только по результатам девяти месяцев Было предложено разработать программный продукт, позволяющий ежемесячно собирать данные по всем бюджетным учреждениям, отслеживать динамику и по результатам нескольких месяцев применять превентивные меры. Пока разрабатывалась программа, вы не поверите, за три месяца у нас сменилось четыре программиста. Текучка колоссальная. С теми зарплатами, которые у нас есть для программистов, очень трудно удерживать молодых специалистов.

Вы работаете с вузами на предмет привлечения новых кадров?

Мы работает в этом плане с филиалом Московского энергетического института, там достаточно хорошая кузница кадров. Более половины моих сотрудников — выходцы из этого вуза. Смоленский государственный университет тоже поставляет нам специалистов.

Какие проекты у вас запланированы на 2017 год?

Сейчас завершается очень серьезный проект по переводу на региональный портал услуги по выдаче разрешения на строительство. Пользователями этой услуги в основном будут сотни сотрудников органов местного самоуправления, а значит, появится большая нагрузка на региональный портал, а ведь он еще обслуживает население. Совместно с департаментом строительства и ЖКХ мы потратили приблизительно полгода на доведение регламента до органов местного самоуправления, которые уже принимали данный типовой регламент за основу, а теперь надо автоматизировать процесс. Перед нами стоит и серьезная задача по обучению и внедрению. Кроме того, мы до конца года создадим и реализуем единую систему госзаказа для органов местного самоуправления, включая все их подведомственные учреждения. Это колоссально ресурсозатратный проект, пару лет назад мы аналогичный проект завершили на областном уровне и перевели в систему все региональные органы власти и региональные бюджетные учреждения. Теперь нужна реализация для органов местного самоуправления. Далее стоит задача по централизации малых закупок. Это позволит уйти от заключения неэффективных договоров на региональном уровне. Проект нужен для регионального бюджета, он позволит региону заработать определенные деньги. Затем мы реализуем проект по подключению к концентратору «Мое здоровье», единой региональной медицинской информационной системе. В планах еще один ресурсозатратный проект — создание учета лекарственных препаратов в стационарах в Смоленской области. В прошлом году я побывал с рабочим визитом в Тюмени и знакомился с местной реализацией подобной системы, выполненной на базе областной клинической больницы. Мы поставили перед собой задачу до конца года осуществить аналогичный проект во всех учреждениях Смоленской области, что, кстати, принесет достаточно хорошую экономию, примерно порядка 20%, с учетом, что бюджет на приобретение лекарственных препаратов составляет около миллиарда рублей.

В прошлом году все области испытывали сложности, связанные с финансированием проектов. Что-нибудь изменилось в настоящее время?

Да, стало еще сложнее: секвестрировали бюджет на 16,5%. Сейчас примерно 90% бюджета идет на поддержание в работоспособном состоянии ИТ-инфраструктуры. У нас несколько тысяч пользователей, другими словами, около полутора тысяч VPN, предназначенных для всех сельских поселений, всех органов исполнительной власти. Достаточно большая сумма уходит на сопровождение информационных систем и остаются буквально копейки. Поэтому мы очень рачительно подходим тратам бюджета. Хуже стало с финансовой точки зрения, но любой кризис находит в людях и организациях какие-то скрытые ресурсы, поэтому, какой бы кризис ни был, надо жить дальше и развиваться.

 

Опубликовано 07.07.2017

Похожие статьи