IT vs Business. Часть 9. Курс цифровой трансформации

Логотип компании
IT vs Business. Часть 9. Курс цифровой трансформации
Живое человеческое общение становится все более дефицитным продуктом. Не является ли пандемия своеобразной платой за цифровую трансформацию – фактически живой контакт с человеком стал роскошью уже сейчас.

Дэвид: Ну что ж, план неплохой. Говорят, есть два извечных вопроса: в чем смысл жизни и куда девать накопившуюся за день мелочь?
Линус: Ну вот, ответ на первый у меня есть.
Д.: Какой?
Л.: Простой и приятный. Не то чтобы он придавал жизни смысл, но по крайней мере проясняет картину. В жизни важны всего три вещи. Они движут и тобой, и любой живой тварью: первая – выживание, вторая – общественный уклад, третья – удовольствие. Все в жизни проходит через эти три этапа. Причем после удовольствия уже ничего нет. Отсюда вывод: смысл жизни – достичь третьего этапа. Достиг его – и дело в шляпе. Но сперва – пройди два предыдущих.
Д.: Нельзя ли поподробнее?
Л.: Попробую объяснить на примерах. Самый очевидный пример – секс. Исходно он служил выживанию, потом стал частью общественного уклада: отсюда брак. А потом он переходит в разряд развлечений.
Линус Торвальдс «just for fun»

Не в деньгах счастье

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему происходят промышленные и информационные революции? Более того, их прогнозировали заранее или же они случались стихийно, потому что человечество заплатило за это достаточную цену?

Могу предположить, что нет. А ведь вопрос довольно любопытный: какова цена такого «решения»?

Возьмем, к примеру, цифровую трансформацию, о которой разве что ленивый не говорит. В последнее время все только и обсуждают новомодные технологии цифровой трансформации, используя заумную терминологию.

И вроде бы все это очень красиво и достоверно звучит. Судите сами. Вот несколько определений:

Цифровая трансформация – преобразование бизнеса (формирование принципиально новых бизнес-моделей и бизнес-процессов, создание инновационных продуктов и услуг) на базе комплекса передовых технологий, таких как облака, мобильность, продвинутая аналитика, социальное взаимодействие и «Интернет вещей».

Forbes

Цифровая трансформация – изменение бизнес-процессов с помощью современных цифровых технологий, data-driven подходов, происходящее под воздействием конкуренции/

Microsoft

Для себя я вывел следующее определение.

Цифровая трансформация – это не про ИТ, это про бизнес и как его изменить с учетом современных ИТ-инструментов. Раньше была автоматизация, она, в отличие от ЦТ, не меняла кардинально существующие процессы (бизнес-процессы), а всего лишь убирала рутину, так как является одним из инструментов оптимизации бизнес-процессов.

Со всех сторон звучат призывы о необходимости использования новых технологий и о том, какие это сулит огромные барыши бизнесу. В противном случае бизнесу уже не выжить.

Но давайте на это посмотрим с другой стороны. Есть ли обменный курс у цифровой трансформации, а волатильность?

В чем будет выражаться стоимость единицы цифровой трансформации – в биткоинах, ВВП на душу населения, биржевых индексах? Да и что вообще принимать за единицу измерения?

А если приземлиться с высоты цифровых облаков и оценить ЦТ по количеству счастливых людей? Ведь как говорил Линус Торвальдс в своей книге, «все в нашей жизни ради удовольствия – «just for fun».

Для меня работа в ИТ всегда была удовольствием. Впрочем, за последние 15 лет я стал рассматривать любой «вау-тезис», связанный с новомодной технологией, как гипотезу, которую надо сначала проверить и апробировать, несмотря на хайп, который неизменно уж поднят вокруг.

Вспомните хотя бы аутсорс, который уже «через год-два полностью заменит внутренние ИТ-подразделения» или концепцию BYOD (Bring Your Own Device – не путать с Bring Your Own Drink).

К примеру, вот выдержки из глобального отчета Cisco 2012 года:

  • BYOD – глобальное явление. Мы получили убедительные доказательства того, что сотрудники используют для работы собственные устройства по всему миру; 89% ИТ-отделов поддерживают BYOD в той или иной форме, 69% руководителей ИТ-отделов положительно относятся к BYOD.

  •  Преобразующий потенциал BYOD заключается во внедрении инновационных подходов по инициативе сотрудников. Это достигается за счет того, что сотрудникам позволяют решать, как, когда и с помощью каких средств выполнять свою работу, что помогает компаниям реализовать новые преимущества.

С тех пор прошло почти 10 лет. Оглянитесь вокруг, посмотрите, используют ли ваши коллеги на работе личный ноутбук? А вы сами?

Тот же вопрос можно задать и по поводу аутсорсинга, массовый переход на который нам обещали более 10 лет назад.

Так почему же все эти хайповые концепции прочно не вошли в бизнес-сферу? Чего им не хватало или не хватило, чтобы из разряда бизнес-гипотезы перейти в класс обязательных к использованию в бизнесе инструментов?

Может быть, не было существенной платы, которую, в частности, должен отдать бизнес, чтобы сохранился баланс при повсеместном использовании?

Баланс, все в мире сводится к нему

Что я подразумеваю под балансом?

При ответе на этот вопрос так и хочется вспомнить известную цитату: «чтобы понять, что такое баланс, необходимо пройти над пропастью по канату».

Иначе говоря, прежде чем канатоходец ощутит эйфорию от победы, он должен приложить максимум усилий, причем как физических, так и эмоциональных. И только тогда наступит баланс, а равно и достижение.

Так что же мы кладем на чаши весов, которые будут оценивать баланс цифровой трансформации?

С одной стороны, в основе концепции лежит ряд технологий. Вопрос о том, насколько они прорывные, как периодически утверждают в различных публикациях, оставим историкам. Могут ли сами по себе технологии изменить мир? Пожалуй, нет. Потому как им не хватает комплементарности. То есть «взаимного соответствия фрагментов, обеспечивающего образование связей между взаимодополняющими (комплементарными) фрагментами вследствие взаимодействий». И это то, пожалуй, чего, не хватало BYOD и аутсорсу.

Иначе говоря, цифровая трансформация – это не просто внедрение новых технологий, это изменения, связанные с применением цифровых технологий во всех аспектах человеческого общества.

Согласитесь, достаточно сложно и непонятно. Поэтому давайте рассмотрим это на нескольких примерах.

Д.: Ну и как же технологии начинают влиять на общественный уклад?
Л.: Вообще-то, вся индустриализация шла под знаком выживания или выживания в лучших условиях. Для автомобилей это значит, что они должны быстрее ездить и лучше смотреться. Но потом технологии приобрели и социальное значение. Телефон, например. И отчасти телевидение. Раньше в телепередачах шла чуть ли не одна пропаганда. И по радио тоже. Именно поэтому многие страны начинали вкладывать деньги в радио – из-за его роли в формировании общественного уклада.
Д.: Установлении и поддержке общественного уклада...
Л.: Именно. Но потом оно прошло эту стадию. Ясно, что сегодня ТВ используют в первую очередь для развлечения. Теперь всюду появились мобильные телефоны. Их основная роль –социальная, но и они постепенно переходят в разряд развлечений.

Итак, изобретение парового двигателя когда-то тоже была абсолютно новой технологией. Можно ли сказать, что само по себе изобретение одномоментно изменило жизнь человечества? Пожалуй, нет, потому что была только технология, но отсутствовала комплементарность. Это впоследствии нашу жизнь изменило изобретение паровозов, строительство железных дорог, создание общественного мнения, что поезда это «удобно и не страшно», и конечно, культура использования этой «комплементарной технологии». Да и цена, которую заплатило человечество, была достойной.

И именно поэтому такие изобретения предваряли целые промышленные революции. А ведь если задуматься, то сколько изобретенных технологий «не пошли в тираж».

Вот еще один пример. На этот раз из области информационных технологий – экспертные системы. Идеи и первые реализации появились еще в начале второй половины прошлого столетия.

Однако совсем недавно о них заговорили всерьез, потому что готовы не только вспомогательные технологии, но и общество.

Сейчас появилось большое количество цифровых сервисов, выступающих в роли помощников в сфере услуг. Неважно, что вы хотите купить – гамбургер или машину. Они начнут задавать вам вопросы, на основании которых вам будет предложен выбор. Казалась бы, есть комплементарность, однако не всегда на выходе получается ожидаемый результат. Почему? Потому что для соблюдения баланса необходимо заплатить соответствующую цену. И если цена «экспертной системы» автопилота автомобиля понятна и оценивается в человеческих жизнях, то в системе-помощнике по выбору машины эта цена перекладывается на плечи покупателя. И речь идет не о деньгах, а о тех усилиях, которые затратит покупатель. Представьте себе, что на основе формальных вопросов-ответов, будет предложен автомобиль, «подходящий» только вам. Абсурд же. Более того, совсем недавно моя знакомая искала себе машину. Все началось с того, что, вернувшись из отпуска, она твердо решила купить себе мини-купер. Однако первые осмотры мини-куперов не дали ожидаемого эффекта, хотя на уровне буклетов и цифр все было отлично. При этом наблюдался знакомый многим казус: головой понимаешь, что что-то не так, а знаменитое «хочу» все еще пытается взять верх. Потом в ход пошли «системы» по выбору автомобиля и тоже безрезультатно.

А дальше как раз-таки и начался трудный этап «оплаты». Буду краток и не стану описывать, сколько рекламных буклетов, отзывов и форумов она перечитала. За те три недели, в которые я помогал ей в поездках по салонам, было пересмотрено множество автомобилей и проведена пара десятков тест-драйвов. При этом стоит отметить, что первые полтора десятка очень подходили по параметрам, сформированным в самом начале системами помощи. Но что же вы думаете? Все не то... здесь сиденье не удобное, тут кнопочки далеко от рук, а тут и вовсе внутри цветовая гамма не нравится.

И вот, уже совсем отчаявшись, проезжая мимо автосалона одной известной марки, чтобы повторно взять тест-драйв, в процессе ожидания она села в модель, которую ранее не рассматривала, потому что та не подходила по первоначальному чек-листу.

И чудо свершилось... Она в мгновение ока поняла, что это ее машина.

С тех пор прошел год. И каждый раз, когда она садится в свою машину, не перестает радоваться своему выбору. Ведь действительно она и ее #КрошкаАМО отлично подходят друг другу.

Вот вам еще один пример того, что помимо технологий и комплементарности должна быть оплачена цена. И вышеприведенные примеры показывают еще и то, что у каждой цены есть свой курс и волатильность.

Алиса, Сири и другие онлайн-друзья

Кстати, продолжу тему искусственного интеллекта. Оглянитесь вокруг – сейчас каждый пятый задает вопросы «искусственному интеллекту» Сири или Алисе. А каждый первый уже сформировал за собой цифровой след для биг дата длиною в сотни гигабайт информации, который уже сейчас анализирует искусственный интеллект.

Даже мой семилетний сын Василий, возвращаясь домой, разговаривает с Алисой. Если его долго не было дома, то спрашивает, не соскучилась ли она и как у нее дела.


Д.: Так, и каким же ты видишь будущее технологий? Мы уже перешли с этапа выживания на этап общественного уклада, да?
Л.: Именно. Технологии всегда просто облегчали жизнь. Быстрее доехать, дешевле купить, жить в лучшем доме и прочее. То же самое и с информационными технологиями. Вот предположим, все соединены со всеми. Что дальше? Что тут еще можно сделать? Конечно, можно улучшить качество связи, но это не принципиальная разница. Значит, куда нас ведут технологии? На мой взгляд, следующий серьезный шаг – это развлечения.
Д.: Развлечения как венец развития...

Мог ли я каких-то 30 лет назад представить, что сейчас будут доступны такие технологии. Мне тогда было всего 10 лет, и именно тогда я приобщился к таинственному миру информационных технологий. И каждый раз, когда я смотрю, как Вася беседует с Алисой или смотрит подкасты в сети, задумываюсь что нас ждет дальше. Что принесет нам та самая пресловутая цифровая трансформация. Ведь все в мире имеет баланс. Изобрели двигатели – отлично, стали быстрее перемещаться из точки А в точку Б. Однако тем самым нарушается экологический баланс за счет выбросов в атмосферу. Приняли этот факт во внимание – построили атомные электростанции. Баланс – все помнят трагические события Чернобыля и Фукусимы.

Какую цену нам, человечеству, придется заплатить за цифровую трансформацию, чтобы соблюсти баланс? Быть может, общение? Да-да, настоящее живое человеческое общение. И мне кажется, начало этому уже положено.

К примеру, в прошлом году на eBay один из покупателей «приобрел» общение с основателем Berkshire Hathaway Уорреном Баффетом $4,57 млн. На первый взгляд ничего необычного, да и причем, казалось бы, тут цифровая трансформация?

А ведь вы только вдумайтесь: была продана не сама встреча, было продано живое общение. Общение, которое в эпоху всеобщей цифровизации становится дефицитом. По сути, живая беседа с интересным нам человеком уже может стать полноценным продуктом.

Причем стоит отметить, что информация об аукционе появилась до того, как началась пандемия. А как повлияла пандемия на живое общение, мы все с вами прекрасно знаем – резкий всплеск скачиваний и установок мессенджеров и резкое снижение очных встреч. А ведь есть еще сервисы доставки еды, онлайн-вебинары вместо очных курсов, сервисы онлайн-знакомств, компьютерный игры, AR/VR, а скоро появятся и автопилоты в такси.

Ведь цифровая трансформация – это не только технологии, это про то, как изменить процессы, мышление людей, связи между ними и т. д., при условии, что фундаментом изначально являются информационные и цифровые технологии, открывающее новые возможности.

И в заключение хочу отметить небольшой факт: драфт этой статьи был написан еще в начале прошлого, 2020 года. И наблюдения, на основе которых она была написана, сделаны еще до пандемии, когда никто о ней и не догадывался, тем более не мог предположить, к чему она приведет. Спустя год цифрового заточения, когда даже самые ярые противники смирились с необходимостью выходить в мир через сеть, можно сказать одно – живое человеческое общение становится все более дефицитным продуктом. Не является ли пандемия своеобразной платой за цифровую трансформацию – фактически живой контакт с человеком стал роскошью уже сейчас.

Единственный вопрос, который я себе задаю: что это – очередной хайп, который со временем пройдет? Или все-таки очередная революция, но только уже не промышленная, а цифровая? Революция, в которой есть и комплементарность, и другие важные составляющие. Вот только она пока не в бизнесе, а в обществе. И только время покажет, что еще нас ждет впереди и какую конечную плату нам с вами придется заплатить.

А по какому курсу ты готов оплатить цифровую трансформацию, прежде чем достигнешь третьего этапа – удовольствия?

Опубликовано 02.02.2021

Похожие статьи