УправлениеИТ в бизнесе

ИT-приоритеты в ретейле

Константин Ансимов, Ильяс Салихов | 31.05.2021

ИT-приоритеты в ретейле

Ретейл все больше обращает внимание на высокотехнологичные и быстро интегрируемые решения, которые позволяют привлечь новых клиентов и сделать бизнес более гибким.

По данным компании X5 Retail Group, в ближайшие годы рост рынка будет составлять 4–5% ежегодно. Интенсивнее всего будут развиваться такие форматы, как магазины «у дома», дискаунтеры и онлайн-ретейл.

КлючевыеИТ-приоритеты для ретейла в 2021 году

В прошлом и нынешнем году ИT-тенденции в ретейле задала пандемия – ведь с ее появлением существенно изменились паттерны поведения потребителей. Стали обыденными покупки онлайн даже в консервативных сферах торговли. Выигрывают те компании, которые смогли быстро адаптироваться и перевести офлайн-точки в онлайн либо развивают соответствующие каналы продаж, в противном случае бизнес будет вынужден пойти на уступки конкурентам и обречен на закрытие. Решение о переходе в онлайн действительно выигрышное: даже после снятия карантинных мер потребители стремятся избегать посещения традиционных розничных точек и привыкают к новому, «удаленному» формату заказа товаров.

При этом присутствие в Интернете в настоящее время – это не просто наличие сайта. Более того, на старте бизнеса наличие сайта уже не является обязательным фактором. Компания может запустить бизнес на маркетплейсе, в Instagram и других соцсетях. Вот почему игроки должны научиться работать с мультиканальными продажами, и в этом помогают сервисы автоматизации бизнес-процессов.

ИT-контур хорошо работающего бизнеса усложняется. Выстраивать его собственными силами становится все дороже и сложнее. Так, усиливается тренд использования SaaS-решений, в которых присутствуют готовые модули интеграции, как между собой, так и с каналами продаж.

В целом, можно выделить следующие ключевые ИT-приоритеты для ретейла:

  • Переход в облака и масштабирование инфраструктуры. Каждый современный магазин – полноценное технологическое предприятие, которое живет в связке софта и «железа». Переход в облака – это безопасность данных, поскольку работа регулируется № 152-ФЗ и GDRP. Облачные платформы удобны, так как заменяют штат ИT-специалистов. Но самое важное для ретейла – облака предоставляют сервисы аналитики Big Data, информацию о предпочтениях и привычках клиентов, на основе которой можно выстраивать или совершенствовать маркетинговую стратегию, налаживать бизнес-процессы.

  • С переходом в онлайн нагрузка на инфраструктуру выросла, у некоторых компаний начался очень активный рост. Соответственно, возросли и требования ретейла к провайдерам – например, необходимость поставки оборудования в сжатые сроки и в требуемом объеме.

  • Использование автоматических касс. Мобильные кассы продолжают масштабироваться, так как позволяют снизить расходы и ускорить обслуживание.

  • Использование ИИ-технологий. Например, внедрение биометрии предоставляет возможность упрощать сбор данных о посетителях и разрабатывать персонализированные программы лояльности и маркетинговые активности. По разным оценкам, к 2027 году мировой рынок биометрии ( а ее используют не только в ретейле, но и в метро, аэропортах, банках) может достичь объема в $75–80 млрд в год с показателями ежегодного роста порядка 18–20%.

  • Мобильные приложения. Они информируют покупателей о поступлении новых товаров, скидках и акциях, позволяют заказать доставку. Для бесперебойной работы приложений важно создать отказоустойчивую инфраструктуру, выбрать площадку для хранения и обработки данных, организовать бэкенд-приложения. Бэкенд отвечает за передачу данных о товарах, формирование заказов, проведение оплат.

  • Простой контроль логистики и доставки. Процесс доставки совершенствуется – заказ поступает к клиенту в течение 15 минут, так как склад находится в соседнем доме или появляются роботы-доставщики, которые помогают разгрузить курьеров. Информация о покупателях обрабатывается быстрее и точнее, время обработки одного заказа сокращается. Все это возможно благодаря применению ML-технологий при обработке поступающих данных и аналитике архивных данных и наблюдений.

Чем ИТ помогает ретейлу

Информационные технологии – основа развития ретейла: они помогают масштабировать продажи и трансформировать бизнес.

Пандемия стала уроком для ретейла: если в основе бизнеса ретейлера нет ИT, то такая компания становится далекой от потребителя. Традиционные игроки увидели, что их рынок существенно изменился, они потеряли конкурентные преимущества – если раньше клиенты приходили к ним напрямую, то теперь предпочли доставку. А как только ты начинаешь работать через посредников, то теряешь в выручке.

Происходит активная цифровизация офлайн-ретейла. К примеру, в марте торговая сеть «Пятерочка» запустила тестирование оплаты по селфи. Чтобы оплатить покупку, нужно было лишь посмотреть в камеру. Такая технология позволяет уменьшить время оплаты покупки. Кроме того, оплата по селфи безопасна – платежи свыше одной тысячи рублей защищаются код-паролем и предусмотрена есть защита от риска взлома.

Если раньше ретейл больше был сосредоточен на автоматизации на местах, то сейчас начались более активные процессы цифровизации на уровне фронт-офиса – «лица» компании, обращенного к потребителю.

В целом, в дальнейшем отрасль будет стремиться к автоматизации всех процессов. Через несколько лет большая часть услуг перейдет в онлайн, но при этом будет предлагаться и в традиционных форматах. У ретейла много бизнес-задач и проблем, которые нужно решать с помощью ИT. Начиная от базовых вещей типа ведения остатков, комплектации заказов и заканчивая сложными решениями типа программы лояльности и рекомендательных систем. Информационные технологии постоянно развиваются, а значит. и ретейл будет меняться и подстраиваться под новые реалии. Современный ретейл стремится к гибкости и быстрому реагированию на внешние изменения – отвечать требованиям современных потребителей и соответствовать их ожиданиям ему помогает именно ИT.

Ретейл и торговля Облачный сервис Искусственный интеллект AI

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 05/2021], Подписка на журналы

Об авторах

Константин Ансимов

Константин Ансимов

Директор по развитию выделенных серверов и оборудования, Selectel

Ильяс Салихов

Ильяс Салихов

Директор по технологиям, RetailCRM


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Митап про DataScience
ОНЛАЙН
29.07.2021
15:00
ТехноКлуб «Дефицит чипов: как выжить в новой реальности?»
Зеленоград, конгресс-центр ОЭЗ «Технополис Москва»
Бесплатно
04.08.2021
10:30
Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00