2020-й глазами ИТ-директоров. Часть вторая: технологические тренды

Логотип компании
2020-й глазами ИТ-директоров. Часть вторая: технологические тренды
О том, как изменения, вызванные пандемией COVID-19 будут влиять на нашу частную жизнь и работу рассказывают российские ИТ-директора

Обсуждение технологических трендов обычно имеет две крайности. Одна – безудержный энтузиазм поставщиков решений, которые обнаруживают прогресс даже там, где он и не думал появляться. Другая – непоколебимый пессимизм отдельных ИТ-директоров, которые ничего хорошего и тем более нового не ждут от жизни: даже если новое есть, работать оно не будет. При подготовке настоящего обзора был проведен натурный эксперимент: видят ли ИТ-руководители те же тренды, что и ИТ-компании?

Технологии ИИ: поближе к бизнесу, подальше от ИТ

«Один из ключевых трендов ИТ-рынка – развитие направлений Data Science и искусственного интеллекта. Его стимулирует стремление компаний сделать работу с данными и технологиями ИИ доступной не только для профессиональных программистов, но и для специалистов бизнес-подразделений, которые не обладают такими навыками», – Юрий Овчаренко, заместитель генерального директора компании EPAM, сформулировал этот тезис в ходе пресс-клуба НП «Руссофт» в сентябре 2020 года как актуальную тенденцию. Наблюдают ли такой тренд наши эксперты?

Сергей Голубицкий (клуб ИТ-директоров Новосибирска):
Сергей Голубицкий (клуб ИТ-директоров Новосибирска):
Нужно комплексно говорить о возможностях (или невозможностях) компаний продолжать своё эффективное развитие при полной или частичной удалённой работе.

Сергей Голубицкий, президент клуба ИТ-директоров Новосибирска ничего подобного не видит. «Это пока еще относится к хайповым вещам, – считает он. – Обычные коммерческие компании (особенно производственные) работают, используя традиционные проверенные техники и технологии. Это обусловлено тем, что задача коммерческой компании – получать прибыль, а не заниматься тестированием и апробированием каких-то новомодных технологий, чья эффективность однозначно еще не доказана».

«Я безусловно наблюдаю такой тренд, слежу за тенденциями и решениями с применением технологий ИИ, – замечает Владимир Лебединский, генеральный директор «ИМС», – но в своей компании мы пока не нашли применения таким технологиям». Одна из причин, по его мнению, в недостаточном объеме данных, которые собирают для анализа, другая – в отсутствии понимания у руководителей среднего звена. «По некоторым небольшим проектам, напрямую не связанным с основным бизнесом компании, мы применяли ИИ в направлении исследований движений человека (горнолыжника) и еще два года назад получали интересные данные и возможности». – рассказывает Лебединский.

На этом мнения скептиков исчерпаны. Директор службы IT NAI Becar Роман Блонов считает, что это тренд реальный, поскольку появляется «все больше и больше low code-платформ». Михаил Петров, директор департамента цифровой трансформации Счетной палаты РФ: «Мы видим рост популярности у сотрудников выбранных нами инструментов low-code». «Мы не только видим такой тренд, но и пытаемся нести его в массы», – говорит Олег Смирнов, директор проектного направления ГК «Аскона». Он рассказывает о проекте перевнедрения BI-решения на более доступном и дружелюбном для пользователей продукте. «Мы развиваем проект «Платформа данных», который подразумевает хранение всей доступной информации о поведении клиентов и ищем в данных закономерности и корреляции. Безусловно, мы только в начале пути, но ожидаем большой эффект от применения подхода Data driven decision», – отмечает Смирнов.

Роман Блонов (NAI Becar):
Роман Блонов (NAI Becar):
Не было ИТ-проектов, которые бы мы отложили или отменили в уходящем году, поскольку руководители понимают, что цифовизация сейчас крайне важна.

Андрей Балякин, генеральный директор ООО «Смарт-Сервис», говорит о быстром развитии в области искусственного интеллекта и IoT. Именно они, полагает Балякин, уже в ближайшее время позволят значительно изменить многие бизнес-процессы и значительно повысить эффективность.

Средства производства демократизируются, считает Владимир Соловьев: «100 лет назад ездить на автомобиле или снимать кино могли очень немногие, а теперь и то и другое общедоступно. То же самое можно сказать и о технологиях искусственного интеллекта». Многие из них существовали и 20, и 50, и 200 лет назад, но доступны были ограниченному кругу математиков, и диалог между математиками и представителями заказчиков шел сложно, и данных было недостаточно, чтобы прогнозы, полученные с помощью искусственного интеллекта, приносили ощутимую ценность, напоминает Соловьев. Теперь для построения не идеальных, но вполне рабочих моделей машинного обучения достаточно с технической точки зрения понимать, какие для этого в принципе существуют методы и уметь собирать модули системы в единое целое, соединяя их «ниточками» на экране с помощью мышки.

Владимир Соловьев (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации):
Владимир Соловьев (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации):
Поскольку мы фактически не строили новых решений для перехода на «удаленку», все риски, связанные с удаленными рабочими местами, у нас уже учтены.

Гораздо важнее, по мнению Соловьева, компетенции в правильной постановке задач, решения которых с помощью технологий искусственного интеллекта может принести новую ценность, в идеале – открыть новый рынок. Также очень важна, считает он, способность выбора адекватных метрик качества для каждой задачи. В некоторых задачах такие метрики очевидны (например, в медицинской диагностике или в задачах обнаружения объектов на изображениях или в видео важнейшим показателем качества является полнота Recall). В других задачах, в частности, в прогнозировании спроса или в скоринге, эти метрики сильно разнятся в зависимости от постановки задачи. Многие задачи сейчас ставятся впервые, и успех проекта существенно зависит от того, удастся ли подобрать правильную метрику, чтобы оценить, можно ли будет использовать построенную систему в продуктиве. «Наш опыт показывает, – поясняет Владимир Соловьев, – что сейчас в случае заинтересованности бизнес-заказчика вместе с ним нам удается довольно быстро правильно поставить задачу и выбрать метрику, а построение модели – это дело техники».

Александр Леднев (НПФ «Благосостояние»):
Александр Леднев (НПФ «Благосостояние»):
Для многих семей ситуация с пандемией стала серьезным испытанием на прочность брака, но наша семья стала только крепче.

Николай Гегамов, ИТ-директор компании «Лудинг», отмечает тенденцию слияния смежных областей, размывания границ между ИТ и бизнесом, но считает, что территория ИТ в непограничной области всегда останется за ИТ. Волшебной «красной кнопки» не будет, предупреждает он.

Боты, распознавание образов и «Цифровое я»: смена ролей

Пандемия стала драйвером AI-решений, спровоцировала новые технологические тренды. Ранее интеллектуальные ассистенты, голосовые и текстовые боты использовались для улучшения клиентского опыта, но в период пандемии и после нее стали осознаваться как инструмент выживания бизнеса. Бесконтактные системы, системы распознавания лиц применялись для безопасности и комфорта, в период пандемии – для минимизации контактов и в кейсе заботы о здоровье. Дистанционная активность стимулирует развитие Digital me («Цифровое я»), для аутентификации и верификации все чаще стала применяться мультимодальная биометрия. Продолжат влиять на развитие бизнеса Big Data и речевая аналитика. Такими видит актуальные тенденции Андрей Хрулев, директор по бизнес-развитию направления биометрических систем группы компаний «ЦРТ» (цитата по пресс-релизу круглого стола НП «Руссофт», сентябрь 2020).

Николай Гегамов («Лудинг»):
Николай Гегамов («Лудинг»):
Я вижу огромное желание решить проблемы самым простым путем – за счет ФОТ.

Безусловно, пандемия подстегнула очень многие направления, которые и без того развивались достаточно активно, ИИ в частности, считает Николай Гегамов и напоминает, что искусственный интеллект (AI), включает в себя машинное обучение (ML), а оно в свою очередь – глубокое обучение (DL). Именно глубокое обучение стало развиваться с огромной скоростью, полагает он, а это всегда и Big Data, и Data Science, и их инструментарии. «Я не вижу AI без Big Data. Big Data для AI – это и знания, и опыт по человеческим меркам. Является ли это актуальным в период пандемии? Разумеется. Подобные технологии помогают избежать личных контактов, которые зачастую, в зависимости от области, запрещены или общество боится, что будут запрещены», – уверен Гегамов.

Михаил Петров (Счетная палата РФ):
Михаил Петров (Счетная палата РФ):
Модернизация ИБ-решений есть в наших планах – это очень важная составляющая нашей работы.

В работе Счетной палаты боты, биометрия и прочие новшества не очень применимы, в то время как средства обработки текста, цифровых данных и прочие инструменты работы с информацией, конечно, будут развиваться, уверен Михаил Петров.

«В период пандемии мы провели успешный пилот и внедрили решение по речевой аналитике для одной из компаний группы, занимающейся гостиничным бизнесом, – рассказывает Владимир Лебединский. – Само внедрение стало отличным примером погруженности руководителя направления в особенности текущих процессов, вовлечение всей команды сотрудников в проект и нацеленность на результат. В итоге внедрения компания получила прекрасный инструмент, помогающий новым сотрудникам выходить на совершенно новый уровень компетенций за меньший срок, и, как ни странно, достигнуто сокращение затрат за счет отказа от услуг – тайный покупатель и тайный гость».

Олег Смирнов, ГК «Аскона»:
Олег Смирнов, ГК «Аскона»:
В краткий период карантина в апреле-мае мы заморозили все проекты кроме пяти основных, но практически сразу после выхода с карантина пересмотрели и возобновили работу практически по всем направлениям.

Пандемия послужила толчком к началу внедрения технологий удаленной идентификации, отмечает Владимир Соловьев. «Будет меняться облик финансового сектора, торговли, общественного питания. Связано это не столько с развитием технологий, сколько с существовавшей до пандемии неготовности акционеров и менеджмента к внедрению этих технологий. Теперь значительная часть организаций не боится внедрения видео- и речевой аналитики, биометрии и других интеллектуальных решений, и эти рынки будут расти», – уверен он.

Все эти тренды были и раньше, напоминает Олег Смирнов, а появление дополнительных факторов только местами ускоряет их внедрение. «К моему большому сожалению, – замечает он, – я не видел ни одного интеллектуального ассистента, текстового или голосового бота, который бы облегчал мою жизнь как клиента, общение с живым человеком всегда проще и удобнее, и зачастую быстрее ведет к результату». Опыт у всех разный, и тут можно поспорить. Хотя большинство чат-ботов до сих пор не создают ощущения комфорта в общении, но информацию они передают точно и качественно. Компании, которые уже давно занялись этим направлением, добились заметных успехов: например, некоторые чат-боты «Альфастрахования» предоставляют исчерпывающую информацию по довольно сложным запросам.

Андрей Балякин (Смарт-Сервис):
Андрей Балякин (Смарт-Сервис):
Объем проектов, инициированных бизнесом и связанных с цифровой трансформацией компании, начал накрывать нас лавиной.

Когда живое общение станет привилегией или платной услугой, мы начнем задумываться, нужно ли нам сразу вызывать живого человека для решения вопросов или можно попробовать решить проблему с ботом, прогнозирует Олег Смирнов. А пока внедрение мультимодальной биометрии в массы сдерживается ее дороговизной: старые проверенные способы многофакторной аутентификации все еще работают успешно и повышают надежность аутентификации до приемлемого уровня. Проекты речевой аналитики все еще находятся в стадии длительных пилотов и с трудом принимаются пользователями, полагает Олег Смирнов.

Годовая контрольная

В школе под этим понимают проверку всех тем, пройденных за год. Но для работающих людей уходящий год стал одной непрерывной контрольной. Однако практически все наши эксперты сообщили, что не прекратили развитие ИТ-систем: лишь небольшая часть проектов была приостановлена, часть потеряли актуальность, но в основном все запланированное сделано было, а кто-то успел даже больше намеченного.

Владимир Лебединский («ИМС»):
Владимир Лебединский («ИМС»):
Часть проектов по обновлению парка техники мы остановили, но думаю, что в 2021 году мы их реализуем.

Рассказывает Александр Леднев, ИТ-директор НПФ «Благосостояние»: «В силу требования законодательства и особенностей возраста клиентов фонда (старшее поколение) практически все обслуживание до пандемии было выстроено в условиях личного приема (с учетом идентификации и сбора личных данных). Первый квартал 2020 года всем дал четкий сигнал, что при длительной пандемии такая модель обслуживания нежизнеспособна и дальнейший акцент нужно делать на дистанционные способы работы с клиентом. Поэтому проекты, связанные с внедрением обновленного личного кабинета клиента, CRM, СМС-агрегатора, использованием мессенджеров, стали приоритетными на 2020 год».

Андрей Балякин: «У нас выстрелил IoT-проект обслуживания оборудование по состоянию, но не взлетел геороутинг сотрудников (выстраивание маршрутов для мобильных инженеров)». В Счетной палате ИТ-проекты не остановлены, напротив, стартовали новые, говорит Михаил Петров: «Завершаем создание платформы «Цифрового инспектора», куда будет включена функциональность основного бизнес-процесса проверок, цифрового паспорта объекта, работы с экспертами, поручениями, интеллектуального поиска информации и т. д. Приступаем к проекту по внедрению системы управления данными, созданию Службы управления данными. Помогаем подразделениям формировать «цифровые продукты» и развивать компетенции в рамках повышения цифровой зрелости».

Владимир Соловьев отмечает, что в Финансовом институте начаты новые проекты в связи с тем, что появилось больше времени. «За пандемию нам удалось реализовать ряд проектов в области сельскохозяйственной робототехники, в том числе мы научили нейронную сеть находить почти 100% яблок на деревьях в интенсивных садах в реальных погодных условиях и освещения», – рассказывает он.

Для обеспечения удаленной работы многим сотрудникам потребовались ноутбуки, напоминает Александр Леденев, поэтому даже при резком повышении цен возник серьезный дефицит. «Силами сотрудников ДИТ было разработано кастомизированное решение, позволяющее работать на домашних и личных компьютерах сотрудников с сохранением мер безопасности и разграничений прав доступа. Таким решением стало загрузочная флэшка на Unix со встроенным VPN. Компании это решение позволило сэкономить десятки миллионов рублей на закупку дополнительной техники для удаленной работы».

Олег Апанасик, директор ИТ-департамента «Атоммаша» – филиала ЗАО «АЭМ-технологии» в Волгодонске, делится примечательным опытом приемки продукции «Аттомаша» по видео: «Часть иностранных заказчиков отменила личное пребывание на территории предприятий и очную приемку продукции. Приемка проводилась в дистанционном режиме. Применены простые, но эффективные технические решения, позволившие организовать защищенную RealTime-трансляцию через Интернет с разрешением FullHD с использованием ручной видеокамеры с оптическим приближением 30x и макросъемкой. Проведено более 20 сеансов видеопредъявлений продукции». Олег Апанасик рассказывает, что для проведения видеоприемки протестировано и внедряется оборудование дополненной реальности, а среди ближайших задач предусмотрен удаленный аудит испытательных лабораторий. Еще два проекта текущего года на том же предприятии не менее показательны: создание системы прогнозирования вероятности отказа и остаточного ресурса оборудования (вибродиагностика оборудования) и система точного позиционирования сотрудников (Real-time Locating Systems).

Олег Апанасик (АО «АЭМ-технологии»):
Олег Апанасик (АО «АЭМ-технологии»):
Ускорили переход на подписание документов в электронном виде, в том числе, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи: 25 видов документов.

В новых условиях растет востребованность облачных сервисов. Рассказывает Андрей Балякин: «Судя по нашему продукту HubEx, заказчики все чаще включают зеленый свет для облачных проектов: даже крупные компании готовы рассматривать облачные новые сервисы для «быстрых побед» (quick wins). HubEx – платформа автоматизации процессов сервисного обслуживания, позволяющая организациям оптимизировать и выстраивать сервисные процессы без разработки и долгих интеграционных проектов. «Мы вышли на открытый рынок и за полгода выросли в 4 раза, – говорит Андрей Балякин. – Смогли прийти к модели внедрения, когда запустить платформу в организации можно всего за несколько недель. При этом за счет гибкости настроек и встроенному конфигуратору бизнес-процессов платформа подходит под разные сервисные модели большинства компаний без каких-либо серьезных доработок». Компания «Смарт-Сервис», которой руководит Балякин, – один из редких примеров превращения ИТ-отдела в отдельную фирму, работающую на открытом рынке.

Помимо корпоративных проектов, ИТ-руководители не менее интенсивно трудились по специальности и дома, в основном решая проблему «последней мили». Рассказывает Александр Леденев: «Режим удаленной работы заставил меня освежить свои ит-навыки по поддержке членов моей семьи. Приходилось решать широкий круг вопросов – от «почему не печатает домашний принтер» до «куда опять пропал Интернет». Для меня это было очень тяжелое время в части обеспечения уверенной зоны покрытия Wi-Fi и стабильного Интернета (какой только можно было создать через LTE). В итоге было куплено, настроено и протестировано семь Wi-Fi роутеров, три модема, три наружных точки доступа (TP-Link, Ubiquiti NanoStation) и коммутатор NETGEAR. Кроме того, пришлось экспериментировать с разными каналами на wi-fi-роутерах и настроить IMesh-систему на даче. А в конечном итоге потребовалось провести оптоволокно для устойчивого Интернета». Можно предположить, что и другие ИТ-руководители оказались в схожем положении, и тоже с честью вышли из него. Возможно, более-менее массовый переход на удаленную работу приведет к адекватному развитию инфраструктуры связи хотя бы вблизи крупных городов.

В целом этот странный уходящий год только инициировал стратегические изменения, но нормальную работу ИТ-служб не нарушил, в чем-то даже облегчил: например, снял часть обязанностей по техподдержке. Однако долговременные изменения, вызванные пандемией COVID-19, еще долго будут влиять на нашу частную жизнь и работу, и хочется надеяться, что влияние будет положительным.

 

Опубликовано 07.01.2021

Похожие статьи