Цифровая трансформация в деятельности ФКУ медико-социальной экспертизы
Цифровая трансформация госуправления, инициированная соответствующим федеральным проектом в конце 2018 года, направлена на проведение качественных изменений в части упрощения взаимодействия граждан и организаций с органами власти, а также государственных учреждений между собой. Одна из целей проекта – перевод приоритетных государственных услуг и сервисов в онлайн (без обязательного личного посещения государственных органов и иных организаций) для получения услуг по возможности в автоматическом режиме, проактивно.
Реализация проекта планируется в течение шести лет, но промежуточные результаты можно увидеть уже сейчас. Многие государственные структуры переходят на реализацию реестровых моделей предоставления своих услуг, триггером для запуска которых все чаще служат уже не обращения граждан (заявительный принцип), а иные события и факты, получаемые, например, от других организаций и учреждений, по каналам межведомственного взаимодействия.
Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) осуществляют признание лица инвалидом на основе анализа структуры и степени ограничений жизнедеятельности, а также определяют потребность лиц с инвалидностью в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Деятельность учреждений МСЭ организуется и регулируется Минтрудом России.
Об изменениях, связанных с цифровой трансформацией деятельности учреждений МСЭ, мы побеседовали с руководителем федерального казенного учреждения «Главное бюро МСЭ по Московской области» Минтруда России, главным экспертом по медико- социальной экспертизе Александром Шустом.
Александр Григорьевич, какие значимые изменения последнего времени в деятельности учреждений МСЭ вы можете выделить?
Наша деятельность относится к категории медицинских экспертиз. Мы проводим медико-социальную экспертизу, целью которой может являться установление инвалидности, разработка индивидуальной программы реабилитации и (или) абилитации инвалида, установление степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и многие другие.
К сожалению, далеко не всегда можно провести такую экспертизу без личного визита гражданина в наше учреждение, но все последние годы число заочных освидетельствований неуклонно растет, во многом благодаря выстраиванию эффективной системы взаимодействия в электронной форме с медицинскими организациями, которые направляют к нам граждан. С 2020 года мы начали получать медицинские направления в виде электронных документов по стандарту CDA (Clinical Document Architecture), которые попадают напрямую в нашу информационную систему. К концу 2021 года, согласно дорожной карте проекта, 100% медицинских организаций должны обеспечить передачу направлений на МСЭ в форме электронных документов. Таким образом, мы не без оснований рассчитываем на повышение качества как самих медицинских документов, так и скорости их поступления к нам в электронном виде, что напрямую повлияет и на результаты нашей работы, а значит, и на удовлетворенность граждан.
Кроме того, хочу отметить, что еще в 2019 году Минтрудом России были инициированы и внесены изменения в нормативную базу, регулирующую нашу деятельность, которые избавили граждан от необходимости подавать заявления на проведение МСЭ. Теперь при получении нужных документов от медицинской организации мы сами связываемся с гражданами и информируем их о предстоящей экспертизе, реализуя таким образом один из ключевых принципов цифровой трансформации – проактивность.
Александр Нуров, заместитель руководителя по информационному обеспечению,
Александр Шуст, федерального казенного учреждения «Главное бюро МСЭ по Московской области»
Как устроено ИТ-обеспечение деятельности учреждений МСЭ? Кто или что является основным драйвером изменений в этой области?
Все учреждения МСЭ в каждом субъекте Российской Федерации с 2014 года работают в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе по проведению медико-социальной экспертизы (ЕАВИИАС МСЭ). Заказчиком данной системы является Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, а разработчиком – компания «Программный Продукт». Таким образом, наше учреждение является одним из операторов ЕАВИИАС МСЭ, но поскольку ее текущая архитектура – распределенная, на наших ИТ-специалистах лежат задачи по обеспечению функционирования программно-аппаратных компонентов системы, размещенных на территории учреждения, таких как серверный узел, региональный банк данных, рабочие места пользователей системы, необходимое сетевое оборудование, средства защиты информации, периферийная техника.
При этом у нас в учреждении существует свой аналог проектного офиса – рабочая группа по управлению эксплуатацией ЕАВИИАС МСЭ. В ее состав входят ИТ-специалисты, представители организационно-методических подразделений, и, конечно, врачи-эксперты, являющиеся основными пользователями системы. Задачи проектного офиса включают обеспечение штатного режима функционирования системы, выявление замечаний, сбор предложений пользователей по улучшению функционала, взаимодействие с постановщиками задач и разработчиками по развитию функций системы, установку пакетов обновлений, доведение до конечных пользователей изменений, вносимых в работу системы, взаимодействие с коллегами из смежных ведомств по вопросам обмена данными в электронной форме и так далее.
Благодаря работе проектного офиса в каждом учреждении МСЭ формируется поток инициатив снизу с предложениями по развитию функций системы и ИТ-ландшафта в целом. Эти инициативы собираются на уровне нашего методического центра – Федерального бюро МСЭ – и сопрягаются с требованиями, исходящими сверху от Минтруда России.
Описанный подход позволяет на практике реализовать элементы гибкой методологии разработки и поддержки жизненного цикла применительно к Федеральной государственной информационной системе (ФГИС) ЕАВИИАС МСЭ. Полагаю, что именно такой гибкий подход разрешает в кратчайшие сроки проводить довольно серьезные изменения в работе системы без значимых прерываний ее функционирования.
Можете привести пример таких изменений?
Самый яркий пример последнего времени связан, на мой взгляд, с пандемией, вызванной новой коронавирусной инфекцией. Мы помним, насколько внезапно все оказались в совершенно непривычной для себя ситуации и нужно было оперативно решать типовые вопросы граждан в условиях, когда возможности для очного визита в государственные организации и учреждения были сведены к минимуму.
Мы помним, что в тех условиях ряд ведомств принял решение о продлении срока действия документов личного пользования, подлежащих замене по его истечении (например, российские паспорта, водительские удостоверения и др.). И это был относительно «спокойный» вариант решения вопроса. В нашем случае Минтрудом России было принято непростое, но, пожалуй, единственно верное решение о проведении заочных медико-социальных экспертиз всем гражданам, у которых закачивался срок действия справки об инвалидности, и выдачи таким гражданам новых справок. Правительством Российской Федерации в кратчайшие сроки была поддержана данная инициатива. В результате в учреждениях МСЭ была налажена работа по приему от Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о гражданах, нуждающихся в получении новых справок, а само продление выполнялось на «нетиповой» срок в шесть месяцев. Самое важное – внедрение указанных изменений в работу учреждений МСЭ должно было произойти практически моментально, то есть все организационные и технические процедуры нужно было реализовать в экстремально сжатые сроки.
И тут я могу только восхититься профессионализмом коллег из Федерального бюро МСЭ и разработчиков из «Программного Продукта», которые совместными усилиями в кратчайшие сроки решили эту задачу по-настоящему государственного масштаба. В результате граждане получали новые справки заочно, сведения о них передавались в автоматическом режиме в Пенсионный фонд, выплаты пенсий по инвалидности не прерывались.
Какое будущее, на ваш взгляд, ждет службу МСЭ в эпоху цифровой трансформации?
Полагаю, как и вся система госуправления, мы будем двигаться вперед в части совершенствования своей деятельности, в том числе благодаря внедрению новых ИТ-сервисов и подходов к взаимодействию с гражданами и организациями. Будет расти доля электронного документооборота, будут происходить инфраструктурные изменения при формировании и ведении баз данных и базовых государственных информационных ресурсов, будут внедряться реестровые модели предоставления услуг.
Уже сейчас идет реализация проекта по созданию на Едином портале государственных услуг суперсервиса «Онлайн-помощь при инвалидности», который должен cвести в одну точку решение широкого спектра вопросов лиц с инвалидностью, вне зависимости от того какое ведомство ответственно за их реализацию: будь то назначение пенсии по инвалидности, получение технических средств реабилитации или регистрация транспортного средства для бесплатной парковки.
Кроме того, Минтрудом России планируются мероприятия по модернизации деятельности нашей службы, предполагающие, например, внедрение технологий удаленного освидетельствования с использованием средств видеофиксации, которые уже находят применение у наших коллег из здравоохранения (телемедицинские консультации).
Опубликовано 03.03.2021
На протяжении нескольких лет компания «Программный Продукт» выполняет ИТ-проекты для учреждений медико-социальной экспертизы. За это время у наших специалистов сформировались необходимые знания предметной области и понимание подходов к реализации ИТ-стратегии заказчика, например, в части импортозамещения. Полагаю, это один из ключевых факторов нашего успешного сотрудничества и гибкости при внедрении новых решений. Вместе с тем наш опыт показывает, что для многих заказчиков государственного сектора был бы эффективен переход на сервисную модель поддержания полного жизненного цикла их систем, предусматривающую постоянное и комплексное совершенствование ИТ-инфраструктуры и доработку программной части систем в условиях непрерывного изменения нормативной базы и требований к работе ведомств, вытекающих из потребностей гражданского общества в цифровую эпоху.