IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

ИТ-решения в помощь ЖКХ

Григорий Рудницкий | 01.10.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

ИТ-решения в помощь ЖКХ

Рынок услуг ЖКХ – один из самых сложных и ответственных участков экономики любой страны, ведь он затрагивает интересы практически всех граждан. О том, как сотрудничает с ЖКХ компания R-Style, нам рассказал Эдуард Капитонов, заместитель директора департамента бизнес-консалтинга. 

Какие направления автоматизации ЖКХ вы считаете наиболее перспективными для вашей компании?

В первую очередь – водоснабжение. За 10 лет объемы потребления этого жизненно важного ресурса значительно сократились. Однако связано это не только с установкой специальных счетчиков в организациях и квартирах, что, конечно, стимулирует людей к экономии воды, но и не самым лучшим состоянием промышленной сферы как главного потребителя этого ресурса. В итоге при мощностях, рассчитанных на большое количество воды, предприятия ЖКХ поставляют гораздо меньшие ее объемы. Другая проблема – поддержание инфраструктуры этих предприятий, изношенность которой достигает 60–80%, а в отдельных случаях и выше. Ведь практически вся инфраструктура формировалась еще в советские времена, а где-то сохранились и дореволюционные коммуникации. Рано или поздно они выходят из строя, и есть опасность, что этот процесс примет лавинообразный характер. Естественно, в этой ситуации весьма актуален вопрос ремонта и обеспечения работоспособности оборудования и всех инженерных систем – водоснабжения, водоотведения, канализации, ведь эти процессы должны происходить бесперебойно. Думаю, не надо говорить, что в противном случае последствия для города могут быть без преувеличения катастрофическими. 

Какие технологии применяются в этой сфере?

В подразделениях «Водоканала» используется ряд передовых решений, к примеру, вместо систем дросселирования воды применяется частотный метод, позволяющий в значительной степени снизить энергопотребление. А вот с очисткой воды дело обстоит намного сложнее. Чем лучше  очищается вода, тем больше энергии на это расходуется. Но поскольку вода — социально-значимый ресурс, государство сдерживает рост ее стоимости, и с учетом роста тарифов на электроэнергию возникают тарифные ножницы. Специалисты нашей компании внимательно изучили мировой опыт, проанализировали отечественную специфику, состояние автоматизации водоснабжающих организаций и разработали вертикальное отраслевое решение на базе нескольких платформ. 

В чем конкретно преимущества вашего продукта?

Базируемое в основном на технологиях IBM и Bentley, оно состоит из отдельных функциональных модулей, которые уже активно используются во всем мире. Так, большой интерес у наших заказчиков вызывает возможность построения гидравлических моделей водоканалов. Значительно снижая трудоемкость проектирования новых сетей, такое решение позволяет предприятию реально снизить капитальные затраты. Не менее интересны возможности в оперативном управлении службами таких организаций. Так, при выбросе вредных веществ система спрогнозирует пути, масштабы, направление и время их распространения, покажет, что необходимо предпринять для устранения инцидента в кратчайшие сроки, смоделирует динамику очистки водопровода. Решение объединяет работу горячей линии, геоинформационной системы, диспетчерской и технических служб, помогая оптимизировать их взаимодействие и, что очень важно, проконтролировать исполнение. Встроенный механизм бизнес-логики позволит задать определенный алгоритм действий на каждый инцидент, а значит, диспетчеру не придется тратить время на размышления и консультации в поисках решения, что предпринять. Иными словами, процесс становится максимально прозрачным, значительно увеличивается скорость реагирования на инциденты и их устранение, и в целом повышается качество обслуживания. Отдельный функциональный модуль отвечает за техническое обслуживание и ремонты: паспортизация объектов и оборудования, нормирование, технологические карты, планирование работ и контроль их выполнения, управление МТР, договоры с контрагентами и многое другое – все это сделает работу технических служб более эффективной. 

Если можно, немного подробней о возможностях управления.

Очень большое внимание в решении R-Style уделяется донесению управленческой информации до лиц, принимающих решение. Не секрет, что в водоснабжающих организациях работает большое количество информационных систем, каждая из которых решает свою узконаправленную задачу. И для выработки плана действий зачастую необходимо проанализировать информацию из нескольких источников. Наше решение позволяет связывать между собой совершенно разнородные информационные потоки: например, карту и изображение объекта, его технический паспорт, сведения о произошедших здесь инцидентах, о бригадах, осуществлявших ремонт, и многие другие – и одновременно выводить их на экран. Таким образом, управленцы получают абсолютно всю необходимую им информацию посредством одной системы. 

Одно дело — оперативно устранять аварии, и совсем другое — прогнозировать вероятность их возникновения на основании температурных или природных катаклизмов. Готовы ли вы предложить и такой функционал?

Для начала любых действий главное  — оперативно получить необходимые данные. Именно эту задачу выполняет наш «Интеллектуальный операционный центр». Решение позволяет объединить совершенно разные источники информации. Видеоряд, новостная строка, карта — все это выводится на один экран, после чего закладывается бизнес-логика, которая позволяет связывать между собой информацию из разных источников. Если пришел звонок по горячей линии, то на карте отмечается точка, после выводится рядом фото или видео изображение этого объекта, затем появляется паспорт объекта, а рядом статистика инцидентов на объекте. За статистикой подгружаются данные об инцидентах, появляется информация о мастере, отвечающем за устранение. Детализация одного из параметров приводит к автоматическому изменению других. В этом и есть бизнес-логика. Сюда же относятся прогнозы по температурным режимам. У IBM, например, имеется решение IBM SPSS, которое накапливает статистику с учетом многообразных факторов, а затем выдает прогноз по аварийности. Важно различать две вещи: техническую возможность и готовность к этому соответствующей организации. Поэтому скажу так: да, техническая возможность прогнозирования аварийности есть, однако для качественного прогноза нужна всеохватывающая статистика в необходимых разрезах аналитики, а ее, к сожалению, во многих организациях пока нет либо она носит дискретный характер. Это вопрос времени. 

Интегрируется ли решение R-Style с другими бизнес-приложениями, работающими в организациях ЖКХ? 

Мы понимаем, что в большинстве случаев бюджеты таких организаций ограничены, и, когда предлагаем им наше решение, интегрируем его с уже действующими системами. А затем, когда у систем заказчика завершится жизненный цикл, их последовательно заменяют. Наше решение модульное,  то есть его можно внедрять постепенно, по мере роста потребностей и изменения приоритетов клиента. 

Касаясь ограниченности бюджетов ваших заказчиков – а как вы представляете им экономическую эффективность от внедрения  решения R-Style?

Это один из самых сложных вопросов. Заранее просчитать экономическую эффективность трудно. Возьмем международную статистику по автоматизации технического обслуживания и ремонту. Она свидетельствует, что автоматизация ведет: к 36%-ному снижению аварийности, 15%-ному снижению стоимости технического обслуживания, 25%-му снижению затрат на складское хранение запчастей, но – и к 11%-ному росту числа предупредительных ремонтов. Я разговаривал с ИТ-директором одной из компаний-заказчиков, внедривших систему автоматизации техобслуживания и ремонта, и поинтересовался, какой эффект был получен. Он ответил, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть данных международной статистики, поскольку в его случае речь идет о госпредприятии: государство выделяет бюджет, в рамках которого они должны работать. Однако в числе несомненных плюсов им были названы формализация бизнес-процессов и наведение порядка с нормированием. Работать стало значительно легче, удалось оптимизировать штатную структуру. 

Какие инновации R-Style готова предложить управляющим компаниям?

Для управляющих и эксплуатирующих компаний мы предлагаем решение, обеспечивающее биллинг и интеграцию с приборами учета, мониторинг информации по таким приборам с предоставлением данных государственным органам, различные средства расчета для населения, а также функции диспетчеризации, техобслуживания и ремонта зданий и объектов инфраструктуры. В целом, на мой взгляд, у предприятий ЖКХ очень широкие перспективы. Это будет чуть ли не единственная отрасль, где в полную силу заработают рыночные механизмы.  

Ключевые слова: Система ERP, управление проектами

Журнал IT-Manager № 09/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Григорий Рудницкий

Григорий Рудницкий

Историк по образованию. В ИТ-прессе – бумажной и онлайновой – с 2002 года: публикуется в изданиях, ориентированных как на домашних, так и на корпоративных пользователей. Любимые темы: гаджеты, мобильность, облачные сервисы, свободное программное обеспечение.

Мероприятия

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,

26.09.2018
Loginom Day 2018: продвинутая аналитика, легкая в приготовлении

Москва, event-холл «Инфопространство»

02.10.2018 — 03.10.2018
Открытая конференция для бизнеса и ИТ «ACCELERATE»

Москва, Краснопресненская набережная, 14 Экспоцентр

02.10.2018
Практики построения современного трейдинга

Москва, Арарат Парк Хаятт, зал Саргсян

04.10.2018 — 05.10.2018
БИТ Санкт-Петербург 2018

Санкт-Петербург, проспект Медиков, дом 3, Конгресс-центр «ЛПМ»