IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

Мобильные технологии в энергетике

Павел Шубный | 04.05.2020

Мобильные технологии в энергетике

Бескрайние просторы и силуэты ЛЭП, уходящие за горизонт, – такие российские пейзажи видел, пожалуй, каждый. Но не все знают, что общая протяженность линий электропередач, входящих в Единую энергосистему России (ЕЭС), – 3,2 млн километров, то есть вдвое больше, чем максимальное расстояние от Земли до Луны. А ведь есть еще семь независимых региональных энергосистем. Значительная часть сетей находится в труднодоступных местах и непростых климатических условиях, однако обеспечивать стабильное энергоснабжение населения и предприятий – задача энергетиков в любом регионе.

В рамках концепции «умных» сетей (Smart Grid), которую ПАО «Россети» реализует в соответствии с недавно принятой стратегией «Цифровая трансформация 2030», расширяется применение роботов и дронов. С их помощью можно проводить удаленный мониторинг и обслуживание высоковольтных ЛЭП, особенно на труднодоступных участках. Однако и роботы, и другие устройства не существуют сами по себе – они должны быть интегрированы в систему мобильных коммуникаций между «умной» сетью, линейными специалистами, диспетчерским центром, центрами планирования и закупок. Именно такое единое информационное пространство обеспечивает система «СИГМА:Алькор».

Видеть далеко и точно

«СИГМА:Алькор» – решение для автоматизации бизнес-процессов энергетических компаний, которое охватывает все направления отрасли – сбыт, доставку и генерацию и может использоваться в любых компаниях со сложной и масштабной инфраструктурой: на транспорте и производстве, в добывающей промышленности.

Решение состоит из мобильного приложения, которое сотрудники мобильных бригад используют во время обходов и осмотров оборудования, и панели управления – в ней работают руководители и диспетчеры: планируют задачи для мобильных бригад, отслеживают выполнение, корректируют задания, планы и маршруты. В июне 2019 года «СИГМА:Алькор» по решению Минкомсвязи включено в Реестр российского ПО.

Название решения выбрано неслучайно: по способности разглядеть звезду Алькор люди с древних времен проверяли остроту зрения. Наше решение усиливает остроту «управленческого зрения», позволяя более эффективно организовать техобслуживание и ремонты и благодаря этому снизить риски аварий и эксплуатационные затраты.

Мобильность как стимул роста эффективности

Будущее, безусловно, за системами онлайн-мониторинга, позволяющими в реальном времени отслеживать состояние сетей и оборудования, определять потребность в ресурсах на их обслуживание и проактивно планировать работу эксплуатационных служб. Однако для таких систем необходимо «топливо» – данные, качество которых напрямую влияет на качество управленческих решений всех уровней.

Системы надо насытить данными, и в первую очередь – точной и актуальной информацией о состоянии оборудования и инфраструктуры. «СИГМА:Алькор» помогает решить эту задачу. Гибкая интеграция с ERP-системами, в том числе «1C» и SAP, позволяет, с одной стороны, получать данные об оборудовании, а с другой – проверять и при необходимости корректировать их, внося изменения в паспорт оборудования. Благодаря этому в базе предприятия всегда находятся актуальные данные об оборудовании и инфраструктуре.

Рассмотрим несколько аспектов применения «СИГМА:Алькор».

img

Повышение оперативности реагирования на инциденты

Представим ситуацию: мобильная бригада выехала на удаленный участок с плановым заданием, но уже после этого на диспетчерский пост поступил сигнал, что в том же районе произошел инцидент, требующий срочного реагирования. В «домобильную» эру пришлось бы направлять еще одну бригаду или ждать, пока вернется или выйдет на связь первая. Теперь же можно быстро связаться с выехавшей бригадой, скорректировать задание, оперативно отправить на мобильное устройство всю необходимую информацию для устранения аварии, получить обратную связь, а при необходимости – подключить к решению специалистов удаленно или направить именно те ресурсы и технику, которые потребуются в данном случае.

Контроль эффективности работы и охрана труда

Обычно под этим понимают более точный учет рабочего времени и мониторинг перемещений персонала. «СИГМА:Алькор» контролирует все этапы работы, предусмотренные правилами по охране труда. Благодаря этому можно снижать производственный травматизм и обеспечивать высокое качество работ. О том, как это важно, говорит отраслевая статистика: человеческий фактор становится причиной до 95% всех аварийных ситуаций в энергетике. Кроме того, в «СИГМА:Алькор» реализовано подписание наряд-допуска квалифицированной электронной подписью, в том числе в офлайн-режиме. Весь бизнес-процесс происходит на мобильном устройстве – это позволило полностью отказаться от бумажных наряд-допусков.

Решение совместимо с широким спектром носимых устройств, включая промышленные защищенные смартфоны, «умные» браслеты и часы, GPS-трекеры. Для анализа используется информация из датчиков устройств: акселерометров, гироскопов, компасов, высотомеров, датчиков освещенности, встроенных пульсометров с возможностью постоянного измерения пульса, GPS/ГЛОНАСС. Все это позволяет контролировать не только качество работы, но и здоровье персонала.

Но мобильная бригада – это не только люди. Компании тратят средства на закупки и обслуживание автопарка, специализированной техники, ГСМ, спецодежды и других ресурсов. Собирая информацию и анализируя ее, можно точнее определять потребности и планировать закупки, а также отслеживать местонахождение транспорта и дорогостоящего оборудования, соблюдение режимов его работы во избежание хищений и поломок. 

Оперативная обратная связь

Сокращение времени аварийно-восстановительных работ на технологических объектах энергетического комплекса – одна из важнейших задач, поскольку от стабильности энергоснабжения зависит всё: от комфорта и жизнеобеспечения людей до безопасности инфраструктуры городов. Если возникшую ситуацию не решить своими силами, ремонтная бригада может связаться с центральной диспетчерской и отправить через мобильное приложение «СИГМА:Алькор» максимально точную информацию – фото, описание, результаты осмотров и измерений.

В «СИГМА:Алькор» реализован собственный модуль ГИС, а также возможность интеграции с общедоступными сервисами типа «Яндекс.Карты» и собственными картографическими данными заказчика. Модуль ГИС позволяет формировать оптимальные маршруты к месту выполнения заданий, фиксировать отклонения от запланированных маршрутов, определять местоположение объектов контроля, транспортных средств и сотрудников мобильных бригад.

Единство и непротиворечивость информации

«СИГМА:Алькор» позволяет работать в едином информационном пространстве всем участникам процесса: от рядового сотрудника и руководителя мобильной бригады до начальника смены, цеха, главного инженера предприятия. Решение интегрируется с ERP-системой предприятия и помогает повысить достоверность данных о наличии, технических характеристиках, географических координатах техобъектов, наличии дефектов, сроках фактического выполнения мероприятий по ТОиР и фактически израсходованных МТР.

Все данные собираются в единой базе и в дальнейшем их можно использовать для масштабной аналитики и принятия решений не только для планирования работы мобильных бригад, но и в других бизнес-процессах: закупках, планировании, расчетах себестоимости и тарифов, так как в них заложены и эксплуатационные расходы. При этом затраты снижаются, во-первых, на этапе получения данных, где наиболее вероятен риск ошибок, а во-вторых – за счет отказа от двойного ввода: сначала на бумажный носитель, а затем на перенос с бумаги в систему.

Соблюдение регламентов и нормативов

«СИГМА:Алькор» помогает проводить по установленным правилам обходы, осмотры, диагностику, техническое обслуживание, ремонты, фиксацию выявленных дефектов, не упуская важной информации и существенных деталей. В системе можно настроить бизнес-процессы для всех бригад в соответствии с корпоративными регламентами, отраслевыми нормами и требованиями производителей оборудования (это особенно важно для нового оборудования на гарантии), использовать данные из общей централизованной системы нормативно-справочной информации. Стандартизированные формы отчетов позволяют тратить меньше времени на их подготовку без ущерба для корректности и информативности.

Точность и актуальность информации о сети

Россия – одна из самых больших стран мира, и необходимая паспортизация объектов энергетических сетей – задача уникального масштаба. «СИГМА:Алькор» помогает решить ее системно благодаря возможности точно фиксировать географические координаты объектов сети и соотнести их с данными паспортизации: что за объект, чем оснащен, когда и кем проведены инспекция и обслуживание. Все данные поступают в единую базу, можно работать с информацией в разных форматах: текстовых описаниях, фото, схемах, таблицах и других материалах.

img  

 Состав решения

Наименование модуля

Описание

Подсистема администрирования (веб-интерфейс)

Управление списком пользователей и групп пользователей, настройка ролей пользователей, управление справочниками и классификаторами, логирование работы системы и действий пользователей в системе

Подсистема хранения данных

Хранение данных, контроль целостности данных, хранение нормативно-справочной информации

Подсистема интеграции

Синхронизация данных с мобильными устройствами, интеграция с ERP-системой заказчика

Рабочее место оперативного персонала (мобильное приложение)

Управление списком заданий (заказов), привязка дефектов к заданию, фиксация факта о выполнении задания. Подписание наряда-допуска, распоряжения и других документов КЭЦП

Рабочее место диспетчера (веб-интерфейс)

Создание задания, назначение задания на исполнителя (бригаду), контроль (утверждение) выполненных заданий

Подсистема контроля местоположения оперативного персонала

Контроль нахождения оперативного персонала (с применением NFC-меток и GPS/ГЛОНАСС в случае наличия объектов на открытых территориях, определяющих местоположение пользователя мобильного устройства)


Компании, связанные с распределением энергии, в последние годы активно занимаются информатизацией своих мобильных бригад. Так, генеральный директор, председатель правления ПАО «Россети» Павел Ливинский в рамках рабочей встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным привел в качестве примера проект «Цифровой электромонтер», где использование такого решения совместно с онлайн-мониторингом электрооборудования позволило многократно снизить операционные затраты на обслуживание подстанции.

Согласно проекту «Цифровая энергетика», разработанному Минэнерго России, к 2024 году внедрение новых технологий должно на 20% снизить аварийность на объектах электроэнергетики, на 5% повысить уровень технического состояния производственных фондов и также на 5% сократить продолжительность перерывов в электроснабжении и других технологических нарушений. Сегодня это особенно важно, так как пандемия привела к сокращению промышленных производств во всем мире, а это может отразиться и на объеме потребления энергоресурсов, и на возможности энергетических компаний инвестировать в развитие инфраструктуры. 

мобильные технологии

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 04/2020], Подписка на журналы

Об авторах

Павел Шубный

Павел Шубный

Павел Шубный, директор департамента заказной разработки компании СИГМА


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия