IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Кит, на котором держится мир!

Марина Аншина | 05.10.2017

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Кит, на котором держится мир!

«Почему было потеряно королевство»

Каждый, кто занимался непростым делом интеграции программных приложений, знает, что начинать надо, как водится, с начала, с формирования единого информационного справочника, с системы НСИ (нормативно-справочной информации), которая позволит приложениям заговорить на одном языке. В противном случае они просто не поймут друг друга. И те, кто не уделяет этому вопросу должного внимания, живет как бы в Вавилонской башне, когда никто никого не понимает. Например, решили мы интегрировать ERP- и CRM-системы. И структура данных о сотрудниках там разная. Тогда нам никогда не узнать, кто из продавцов с каким клиентом работает, кто отличился так, что его надо поощрить, а кому наоборот урезать премию. Или, как это, увы, обычно бывает, придется вести таблицы соответствия и не забывать обновлять их всякий раз, когда в самих системах что-то изменилось. Ошибки множатся, недомотивированные сотрудники увольняются, компания теряет рынок и приходит в упадок. «Преувеличение», — скажете вы. Но ведь есть довольно старый английский стишок:

Не было гвоздя —

Подкова пропала.

Не было подковы —

Лошадь захромала.

Лошадь захромала —

Командир убит.

Конница разбита —

Армия бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя.

И какие бы сложные глобальные задачи, например, цифровой трансформации своего предприятия или даже шире, вы ни решали, всегда следует помнить про этот гвоздь, , вполне возможно, и решит судьбу важного проекта, а то и всей организации.

Кто должен отвечать за НСИ

Придя в довольно крупную отечественную компанию директором по ИТ, я обнаружила полную неразбериху с данными, которые, как бог на душу положит, велись по-разному в разных системах. Понимая, что с этим надо что-то делать, вынесла вопрос на совет директоров компании. Получила вполне естественный ответ из серии «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»: «Вам надо — вы и делайте!» Правда, штатную единицу все же выделили. Не сразу, но навели порядок. И если кто-то из вас считает, что не дело ИТ-руководителя заниматься НСИ, то напомню, что CIO — это про информацию, а вовсе не про технологии, которые, конечно, ее обеспечивают, но не выпячивают собственную роль даже в наименовании.

Не знаю, как у вас обстоит дело со справочниками и метаданными. Надеюсь, что все же несколько лучше. А иначе поставляемая вашими системами информация гроша ломаного не стоит. Но в любом случае стоит озаботиться вопросами, во-первых, анализа, а во-вторых, улучшения структуры информационных объектов.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Ох, недаром Ротшильд утверждал, что тот, кто владеет информацией, владеет миром! И не только сказал, но и полностью доказал своей судьбой. Причем речь тут, естественно, идет о свежей, то есть актуальной информации. А уж в современном мире, когда счет иногда идет на секунды, тот, кто умеет получить доступ к нужной информации прежде других, всегда будет на коне.

И конечно, что опять-таки хорошо понимал еще Ротшильд, информацию надо защищать. И поскольку она так ценна, за нее надо платить. Тут возникает множество проблем не только организационного и технического плана, но и юридического. И если с первым и вторым вам придется справляться своими силами, возможно, опираясь на лучшие практики, международные и отечественные стандарты, то последнее развивается на государственном уровне. И если вы не видите, как развивается, то можете оказаться в один прекрасный день в тяжелом положении. Ведь, как известно, незнание не освобождает от ответственности. Во всем мире идет громадная работа по оцениванию информационных активов и придания легитимности операциям с ними.

Компании — лидеры крупнейших отраслей деятельности, все в большей степени осознают важность системного подхода к информационным объектам и на своем уровне создают подразделения, отвечающие за формирование, хранения и качество информации. Однако этого мало. Вопросы структуры информации межкорпоративны по своей природе, поэтому должны решаться на еще более глобальном уровне.

Профстандарт — обучение — сертификация

Именно об этом задумались мои коллеги, занимающиеся НСИ в одной из крупнейших российских компаний. Их заинтересовала идея сертификации специалистов, оттуда ниточка протянулась к профстандартам. Совместно мы решили, что это хороший путь для развития области деятельности — в данном случае довольно широкой, охватывающей различные отрасли и производства. Увидев четкую цепочку: профстандарт — обучение (по соответствующему образовательному стандарту) — сертификация, мы поняли, что таким образом можно сформировать слой профессионалов, которые, обладая необходимыми компетенциями, займутся развитием и укрепление грамотной работы в информационными объектами.

В этой области существует огромное количество международных стандартов, которые продолжают активно развиваться. Зафиксировав их в профстандарте, можно инициировать освоение этих стандартов в масштабах всей страны. Именно на это мы надеемся.

И приглашаем всех принять участие в такой работе. Потому что стандарты, и профстандарты в частности, в обязательном порядке проходят процедуру широкого публичного обсуждения. И все замечания, предложения и вопросы рабочая группа обязана учитывать. Если какое-то предложение отклоняется, то причина должна быть обязательно описана. И подобное описание входит в пояснительную записку, которая является неотъемлемым документом профстандарта. Если не верите, может сами посмотреть на сайте Минтруда, а по профстандартам ИТ — еще и на сайте АПКИТа. Так что присоединяйтесь, чтобы сделать профстандарт «Специалист по управлению данными и информационными объектами» лучше.

Скачать стандарт и текущую версию пояснительной записки можно, например, здесь http://www.apkit.ru или на сайте Минтруда. Из пояснительной записки вы можете узнать, насколько важно появление стандарта и какую роль сыграют последующие действия по его применению.

Замечания присылайте мне anshina@mail.ru, как руководителю рабочей группы по разработке профстандарта «Специалист по управлению данными и информационными объектами».

Ключевые слова: цифровая трансформация

Журнал IT-Manager № 09/2017    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Марина Аншина

Марина Аншина

Председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров.
Руководила службой ИТ, подразделениями ПО и системного администрирования в ряде российских и иностранных предприятий, работала руководителем проектов, ведущим программистом и системным администратором в России и в США.
Автор книги «Технология создания распределенных систем» (совместно с А. Цимбалом), «Питер», 2003 г., переводчик книги «CORBA 3» «Малип», 2002 г., технический редактор книги «Основы CORBA» «Малип», 1999 г.
Автор и преподаватель курсов «Strategic Information Management» (Школа Бизнеса МГУ), «Корпоративная Архитектура» (программа МВА для CIO в Школе ИТ-менеджмента), «Реинжиниринг бизнес-процессов» (программа МВА в АНХ при Правительстве РФ), разработка стратегии ИТ (ТМКонсалт) и других.
Автор множества статей по тематикам стратегии ИТ и архитектуры предприятия, оценки эффективности ИТ и управления проектами ИТ, технологии CORBA.
В 2004 г. прошла стажировку по теме «Стандарты в области ИТ» по программе SABIT Министерства Торговли США.
Имеет диплом с отличием Российско – бельгийской программы EMBA (2008 г.), международный сертификат по управлению проектами GAPPS (2008), сертификаты MCSE и MCDBA.

Мероприятия

15.11.2018
Teradata Форум 2018

Москва, Отель «Ритц-Карлтон»

15.11.2018
Docsvision User Day 2018

Москва, ул. Поклонная, д.3 (м. Кутузовская), конференц-центр Newsroom

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».