УправлениеИТ в бизнесе

Кит, на котором держится мир!

Марина Аншина | 05.10.2017

Кит, на котором держится мир!

«Почему было потеряно королевство»

Каждый, кто занимался непростым делом интеграции программных приложений, знает, что начинать надо, как водится, с начала, с формирования единого информационного справочника, с системы НСИ (нормативно-справочной информации), которая позволит приложениям заговорить на одном языке. В противном случае они просто не поймут друг друга. И те, кто не уделяет этому вопросу должного внимания, живет как бы в Вавилонской башне, когда никто никого не понимает. Например, решили мы интегрировать ERP- и CRM-системы. И структура данных о сотрудниках там разная. Тогда нам никогда не узнать, кто из продавцов с каким клиентом работает, кто отличился так, что его надо поощрить, а кому наоборот урезать премию. Или, как это, увы, обычно бывает, придется вести таблицы соответствия и не забывать обновлять их всякий раз, когда в самих системах что-то изменилось. Ошибки множатся, недомотивированные сотрудники увольняются, компания теряет рынок и приходит в упадок. «Преувеличение», — скажете вы. Но ведь есть довольно старый английский стишок:

Не было гвоздя —

Подкова пропала.

Не было подковы —

Лошадь захромала.

Лошадь захромала —

Командир убит.

Конница разбита —

Армия бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя.

И какие бы сложные глобальные задачи, например, цифровой трансформации своего предприятия или даже шире, вы ни решали, всегда следует помнить про этот гвоздь, , вполне возможно, и решит судьбу важного проекта, а то и всей организации.

Кто должен отвечать за НСИ

Придя в довольно крупную отечественную компанию директором по ИТ, я обнаружила полную неразбериху с данными, которые, как бог на душу положит, велись по-разному в разных системах. Понимая, что с этим надо что-то делать, вынесла вопрос на совет директоров компании. Получила вполне естественный ответ из серии «спасение утопающих — дело рук самих утопающих»: «Вам надо — вы и делайте!» Правда, штатную единицу все же выделили. Не сразу, но навели порядок. И если кто-то из вас считает, что не дело ИТ-руководителя заниматься НСИ, то напомню, что CIO — это про информацию, а вовсе не про технологии, которые, конечно, ее обеспечивают, но не выпячивают собственную роль даже в наименовании.

Не знаю, как у вас обстоит дело со справочниками и метаданными. Надеюсь, что все же несколько лучше. А иначе поставляемая вашими системами информация гроша ломаного не стоит. Но в любом случае стоит озаботиться вопросами, во-первых, анализа, а во-вторых, улучшения структуры информационных объектов.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Ох, недаром Ротшильд утверждал, что тот, кто владеет информацией, владеет миром! И не только сказал, но и полностью доказал своей судьбой. Причем речь тут, естественно, идет о свежей, то есть актуальной информации. А уж в современном мире, когда счет иногда идет на секунды, тот, кто умеет получить доступ к нужной информации прежде других, всегда будет на коне.

И конечно, что опять-таки хорошо понимал еще Ротшильд, информацию надо защищать. И поскольку она так ценна, за нее надо платить. Тут возникает множество проблем не только организационного и технического плана, но и юридического. И если с первым и вторым вам придется справляться своими силами, возможно, опираясь на лучшие практики, международные и отечественные стандарты, то последнее развивается на государственном уровне. И если вы не видите, как развивается, то можете оказаться в один прекрасный день в тяжелом положении. Ведь, как известно, незнание не освобождает от ответственности. Во всем мире идет громадная работа по оцениванию информационных активов и придания легитимности операциям с ними.

Компании — лидеры крупнейших отраслей деятельности, все в большей степени осознают важность системного подхода к информационным объектам и на своем уровне создают подразделения, отвечающие за формирование, хранения и качество информации. Однако этого мало. Вопросы структуры информации межкорпоративны по своей природе, поэтому должны решаться на еще более глобальном уровне.

Профстандарт — обучение — сертификация

Именно об этом задумались мои коллеги, занимающиеся НСИ в одной из крупнейших российских компаний. Их заинтересовала идея сертификации специалистов, оттуда ниточка протянулась к профстандартам. Совместно мы решили, что это хороший путь для развития области деятельности — в данном случае довольно широкой, охватывающей различные отрасли и производства. Увидев четкую цепочку: профстандарт — обучение (по соответствующему образовательному стандарту) — сертификация, мы поняли, что таким образом можно сформировать слой профессионалов, которые, обладая необходимыми компетенциями, займутся развитием и укрепление грамотной работы в информационными объектами.

В этой области существует огромное количество международных стандартов, которые продолжают активно развиваться. Зафиксировав их в профстандарте, можно инициировать освоение этих стандартов в масштабах всей страны. Именно на это мы надеемся.

И приглашаем всех принять участие в такой работе. Потому что стандарты, и профстандарты в частности, в обязательном порядке проходят процедуру широкого публичного обсуждения. И все замечания, предложения и вопросы рабочая группа обязана учитывать. Если какое-то предложение отклоняется, то причина должна быть обязательно описана. И подобное описание входит в пояснительную записку, которая является неотъемлемым документом профстандарта. Если не верите, может сами посмотреть на сайте Минтруда, а по профстандартам ИТ — еще и на сайте АПКИТа. Так что присоединяйтесь, чтобы сделать профстандарт «Специалист по управлению данными и информационными объектами» лучше.

Скачать стандарт и текущую версию пояснительной записки можно, например, здесь http://www.apkit.ru или на сайте Минтруда. Из пояснительной записки вы можете узнать, насколько важно появление стандарта и какую роль сыграют последующие действия по его применению.

Замечания присылайте мне anshina@mail.ru, как руководителю рабочей группы по разработке профстандарта «Специалист по управлению данными и информационными объектами».

цифровая трансформация

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 09/2017], Подписка на журналы

Об авторах

Марина Аншина

Марина Аншина

Президент фонда ФОСТАС, председатель правления Российского союза ИТ-директоров


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

К намекам Gartner о том, что пора бы AI перестать тратить и начать зарабатывать, добавляются требования суровой действительности о необходимости быстрой адаптации к изменениям и скорости принятия решений в условиях растущей конкуренции.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям?
Несколько человек из пришедших на курс оказались ярыми противниками любых стандартов, методик и лучших практик. Причем подавали своё неприятие под соусом «я – практик с более чем десятилетним опытом».

Компании сообщают

Мероприятия