Проверка на прочность

Логотип компании
Проверка на прочность
Хотелось бы провести широкую и открытую дискуссию, где бы выступили не только региональные руководители по информатизации, но и представители бизнеса и общественности

В уходящем году в России проходило одно из крупнейших спортивных мероприятий мирового значения — Кубок конфедераций по футболу. В Санкт-Петербурге, как и в других городах, он стал проверкой на прочность и генеральной репетицией чемпионата мира — 2018, затронувшей все муниципальные службы, в том числе и ИТ. Какую подготовительную работу к чемпионату осуществляет Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга? Над какими еще проектами сегодня работают его специалисты? Об этом нам рассказал Денис Чамара, председатель Комитета.

Проверка на прочность. Рис. 1
 

Какие вопросы решал Комитет по информатизации и связи в 2017 году? Что удалось сделать, а что еще находится в процессе реализации?

Одним из наиболее значимых проектов для Комитета в 2017 году стало создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Это целый комплекс различных информационных систем и аппаратно-программной инфраструктуры, которые обеспечивают безопасность Санкт-Петербурга. Он объединяет и ранее созданные информационные системы, и новые, создаваемые автоматизированные системы. Эти системы наиболее полно реализуют требования федеральной концепции по созданию функциональных блоков АПК «Безопасный город». Сегодня это 12 систем, включая городскую систему видеонаблюдения, систему экстренных вызовов «112», систему мониторинга безопасности социальных объектов, систему контроля передвижения автотранспорта и другие.

Важным этапом стало открытие Единого центра АПК «Безопасный город». В едином пространстве размещаются различные ведомства и службы, обеспечивающие безопасность города и его жителей. Это и Центр обработки вызовов «112», Центр управления транспортом, подразделения Дежурной службы Аппарата Губернатора Санкт-Петербурга, МЧС и силовых структур, Центр управления транспортом, а также Единый центр обработки данных.

С момента открытия, в мае этого года, практически сразу же началась активная работа, связанная с подготовкой к Кубку Конфедераций. Отработка всех сценариев реагирования и функционирование служб осуществлялась в «боевых условиях». В Едином центре располагался штаб наблюдения за оперативной обстановкой и штаб Центра управления транспортом, который создавался в соответствии с требованиями FIFA. Работа штабов позволила нам апробировать разработанные алгоритмы действий представителей органов власти и силовых ведомств в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Результаты показали, что эта работа соответствует всем требованиям проведения самых серьезных и масштабных мероприятий, а также всем стандартам обеспечения безопасности. Главное – мы отработали необходимые методики и сценарии реагирования и пришли к выводу, что Единый центр может стать основным центром на время проведения чемпионата. Полученный опыт будет использован для организации оперативных штабов не только при проведении масштабных мероприятий, но и в любых ситуациях, требующих общегородской координации и контроля.

В дальнейших планах развития АПК «Безопасный город» — создание мобильного приложения, с помощью которого можно передавать видео прямо с места происшествия в городскую систему видеонаблюдения, осуществлять запрос для архивирования записей городской системы видеонаблюдения и многое другое. Также прорабатывается вопрос создания пилотной зоны «Безопасный двор». Это дворовое (подъездное) видеонаблюдение с широким набором дополнительных функций.

Какие шаги сделаны за последний год в Петербурге от «Безопасного города» к «Умному городу»?

До конца года мы должны принять концепцию развития Санкт-Петербурга, как «умного города». Она уже готова на 80%, мы должны провести ее через проектный офис и экспертов, а к концу года выйти на ее утверждение. Эта концепция позволит нам развиваться по трем основным направлениям, таким как транспорт, ЖКХ и здравоохранение. Не секрет, что здравоохранение является самым отстающим из трех областей. Инфраструктура есть, квалифицированных врачей тоже хватает, но отсутствует система прохождения электронных медицинских карт в том объеме, который необходим для удобства горожан. По плану, 75% медицинских карт должно существовать в электронном виде, и наша задача в следующем году реализовать данный проект. Мы пришли к единому мнению с Комитетом по здравоохранению о том, как это делать. Создан региональный фрагмент ЕМИАС в Санкт-Петербурге, который до настоящего времени просто служил платформой для обмена данными, хотя на его базе можно внедрять целый ряд функций, в том числе телемедицинских.

Как развивается в Петербурге государственно-частное партнерство в сфере ИТ-проектов?

Год назад губернатор поддержал инициативу частного инвестора по развитию системы фиксации нарушений ПДД на принципах концессии. В этом году должны быть завершены все организационные процедуры, а в следующем инвестор может начать внедрение системы. Запланирована установка более тысячи новых комплексов фиксации нарушений ПДД по 600 адресам. Эти комплексы будут фиксировать несколько типов правонарушений: нарушение скоростного режима, движение по полосе для маршрутных транспортных средств, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме и др.

Какие задачи стоят перед вашим Комитетом перед чемпионатом мира по футболу?

Как правило, задачи, связанные с ИТ-инфраструктурой, откладываются на последний момент, главное — поставить стены, а остальное — «просто и легко». Но эта «простота и легкость» в конце концов свелась к очень короткому периоду, за который мы должны были принять всю инфраструктуру. И эта инфраструктура используется FIFA и целым рядом других организаций, предъявляющих свои жесткие требования, не подлежащие обсуждению. Поэтому мы обкатали всю инфраструктуру на Кубке конфедераций и спокойно подходим к чемпионату мира, где мы отвечаем за обеспечение безопасности, управление транспортом, а также за организацию связи и взаимодействие на мероприятиях. Все должно не просто работать, а работать бесперебойно. Есть еще вопросы по частотам и схемам взаимодействия, но нам, так или иначе, необходимо их решить перед чемпионатом. Что касается конкретных шагов, была создана высоконадежная система связи для обеспечения работы служб стадиона и Единого центра управления и наблюдения. Это стационарная телефонная связь, система радиосвязи стандарта Tetra, высокоскоростные каналы связи для организации надежной работы на стадионе. Для удобства болельщиков запущена единая система бесплатного Wi-Fi-доступа в Интернет. Под нашим контролем сотовые операторы совместными усилиями организовали инфраструктуру сотовой связи достаточной производительности, чтобы обеспечить свыше 70 000 человек, включая зрителей, организаторов, команды, персонал и волонтеров. В 2017 году на территории Крестовского острова в городскую систему видеонаблюдения было интегрировано более 130 источников видеоизображения высокой четкости с формированием сигнала Wi-Fi. К чемпионату мира и в связи с открытием метро «Новокрестовская» планируется установить еще 29 источников. Возле стадиона размещено и запущено шесть новых уличных терминалов вызова полиции, 120 уличных точек бесплатного Wi-Fi-доступа в Интернет, 70 громкоговорителей системы уличного информирования и оповещения о нештатных ситуациях.

Как продвигается проект «Чистое небо», в рамках которого убирают кабели под землю? Удалось ли договориться с операторами?

По плану Комитета, в 2017 году предполагается создание централизованной альтернативы для существующих воздушных оптоволоконных линий связи, пересекающих Невский проспект. В соответствии с №126-ФЗ «О связи» мероприятия по выносу сетей связи оплачивает инициатор выноса, поэтому реализация мероприятий по данному проекту происходит за счет города. Мы построили для операторов равнодоступную подземную инфраструктуру для переключения на нее оптоволоконных кабелей операторов, которые сейчас пересекают Невский проспект. Буквально на днях начался процесс переключения на нее городских кабелей, и небо над Невским проспектом уже стало на несколько кабелей чище. Нужно обязательно подчеркнуть, что сегодня законодательство не содержит норм, по которым воздушные оптоволоконные кабели являются незаконными. Поэтому мы не можем заставить операторов связи, сейчас владеющих пересекающими Невский проспект кабелями, принудительно их убрать и переключиться на построенную инфраструктуру. Однако операторам небезразличен исторический облик нашего города. Поэтому весной горожане должны увидеть небо над Невским проспектом, очищенное от оптоволоконных кабелей.

Троллейбусные силовые кабели, конечно, пока не трогаем, но коллеги из Комитета по транспорту очень бодро подхватили нашу инициативу и тоже думают о том, как убрать и их с Невского проспекта. Если результаты окажутся удачными, распространим эту модель на другие магистрали города, такие как Суворовский, Каменноостровский и Новоизмайловский проспекты.

В городе готовится к внедрению комплексная система управления общественным транспортом. Какие новые возможности она предоставляет пассажирам и городским службам?

Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ) решает сразу несколько задач: централизованное одноуровневое диспетчерское управление наземного городского пассажирского транспорта, автоматизированный контроль исполнения договоров перевозчиками, предоставление пассажирам корректных информационных сервисов, своевременный ввод в обращение новых проездных билетов и изменение действующих тарифов.

Конечно, чтобы этого достичь, нужно провести большую работу, как административную, так и техническую. Система должна обзавестись технологическими датчиками, интеллектуальными функциями, поддерживать процедуры регламентирования, администрирования и т. д. Я всегда исхожу из того, что мы работаем на благо горожан, люди должны почувствовать нашу работу. Во время Кубка конфедераций транспортное обслуживание действовало четко и бесперебойно. Были, конечно, вопросы, требующие доработки. Чаще всего они касаются так называемой последней мили. Это регламентация управления процессом посадки пассажиров и доставки до определенного места. Второй момент состоит в том, что мы создали удобную систему управления потоками болельщиков для наших силовых ведомств. Мы можем разводить людские потоки и оповещать болельщиков, куда лучше двигаться.

На автобусах маршрута № 36 проходит тестовая эксплуатация комплекта оборудования, состоящего из бортового компьютера, терминалов оплаты проезда, автомата продажи разовых билетов, датчиков пассажиропотока и информационных табло. В целом, мы провели много пилотных проектов, выбрали лучшие решения, финансирование получено, и в течение двух лет мы должны внедрить комплексную систему управления городским пассажирским транспортом.

Вы использовали какое-то уже готовое решение?

Мы изучали опыт многих мегаполисов, таких как Мадрид, Москва и другие. Но это будет именно петербургское решение, учитывающее специфику и особенности нашего города.

Комитет по информатизации и связи является организатором традиционного ежегодного Всероссийского форума «ИТ-диалог». Когда он состоится в следующем году? Будут ли под эгидой Комитета проводиться еще какие-либо крупные ИТ-мероприятия?

По прошедшему «ИТ-диалогу» у меня есть несколько вопросов. Они касаются организационных аспектов. Работа участников Форума должна стать более удобной. Сам формат мероприятия также требует некоторых изменений. Суть в том, что к участию в «ИТ-диалоге» мы привлекали в основном специалистов, но мало внимания уделяли общественному мнению. Иными словами, нам нужно не только экспертное мнение, но и «глас народа», который поможет экспертам взглянуть шире на проблемы. Кроме того, различные ИТ-мероприятия хорошо бы разнести по времени. Хотелось бы провести широкую и открытую дискуссию, где бы выступили не только региональные руководители по информатизации, но и представители бизнеса и общественности. Это не только мое мнение. Я слышал такие же пожелания и от многих коллег.

 

Опубликовано 10.01.2018

Похожие статьи