Крупнейший вендор в сфере ИБ поделился опытом в подготовке кадров на рынке

29.03.2023
Крупнейший вендор в сфере ИБ поделился опытом в подготовке кадров на рынке
Отрасль информационной безопасности (ИБ) сегодня входит в число приоритетных, государство поддерживает отрасль и инициирует активности по ее развитию. Кадровый вопрос в ИБ все еще остро стоит на повестке большинства профильных мероприятий и требует консолидированной работы всех участников рынка.

Одним из таких мероприятий стала конференция «Кадры и образование по информационной безопасности в России: настоящее и будущее», которая состоялась 10-11 марта на федеральной территории «Сириус». Вопросы качества подготовки специалистов по ИБ, планы развития и предложения обсудили представители Минцифры, ФСБ России, ФСТЭК России, Министерства просвещения, при участии представителей учреждений высшего и среднего профессионального образования, а также крупных работодателей в сфере ИБ. Компания «ИнфоТеКС» выступила соорганизатором мероприятия и представила собственную экспертизу в подготовке специалистов в области информационной безопасности и эксплуатации средств защиты информации ViPNet.

Каким должен быть идеальный специалист по ИБ?

В настоящее время идет формирование нового специалиста. Дмитрий Гусев, заместитель генерального директора АО «ИнфоТеКС», рассуждая о портрете идеального работника, отметил, что компании-разработчики сегодня испытывают потребность в квалифицированных кадрах, обладающих фундаментальными знаниями и практическим опытом, готовых быстро включаться в проектную деятельность. «Мы на своем примере убедились, что получить такого специалиста из вуза очень сложно. Как правило, после окончания учебного заведения специалист ищет, как ему приобрести практический опыт и релевантные знания, чтобы выполнять свои прямые обязанности. Понимая сложности, с которыми сталкиваются молодые ИБ-специалисты, мы разработали собственную стажировочную программу, благодаря которой решаем кадровые задачи», — прокомментировал Дмитрий Гусев.

Готов ли вендор тратить средства на подготовку кадров?

Стажировочная программа в ИнфоТеКС появилась несколько лет назад. Работа ведется в рамках программы поддержки и развития молодых специалистов и инновационных разработок «ИнфоТеКС Академия». Это отдельная практика, разработанная вендором, которая не пересекается с вузовскими программами. Оплачиваемая стажировочная программа длится 3-4 месяца, она работает не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах, например, в Томске, Уфе, Пензе.

Большой процент кандидатов отсеивается на первичном отборе. Например, в осенний набор 2022 года поступили 8473 заявки. Их них было отобрано 225 кандидатов, которые прошли собеседование. На стажировку были приглашены 63 человека, 54 из них после успешного окончания стажировки были приняты на работу. Стоит отметить, что прошедший стажировку сотрудник, является гораздо более мотивированным и лояльным к компании, чем пришедшие со стороны специалисты. В долгой перспективе из таких сотрудников вырастают ценные кадры, которые остаются в компании на 3-5 лет и более.

У этой формы есть и свои сложности – это наставничество. Как отмечает Роман Кобцев, генеральный директор АО «Перспективный мониторинг»: «Стажерская программа не работает без кураторов. Мы проводим большую работу внутри компании для привлечения опытных специалистов к работе со стажерами, ведь куратор – это ценный специалист, который вкладывает свое время и знания в стажера. Для этого нужна мотивация, мы объясняем нашим коллегам ценность проекта, и это находит отклик. Только благодаря кураторам большинство молодых специалистов успешно проходят стажировку и строят у нас свою карьеру».

Грантовая программа – это еще одна форма поддержки талантливой молодежи и развития отрасли, реализуемая «ИнфоТеКС Академией». Принять участие может любая команда, представив актуальный проект в области ИБ. Чаще всего участниками выступают студенческие группы под руководством преподавателей. Такое сотрудничество всем идет на пользу – компания получает свежие идеи и прототипы новых решений, а молодые специалисты получают возможность протестировать свои гипотезы и реализовать научный и творческий потенциал с привлечением ресурсов крупнейшего отраслевого вендора.

Зачем вендору собственный учебный центр?

Как показывает практика, большинство разработчиков приходят к созданию собственных учебных центров, ИнфоТеКС не стал исключением. В 2014 году компания открыла дочернюю структуру НОЧУ ДПО ЦПК «Учебный центр «ИнфоТеКС», получившей лицензию на ведение образовательной деятельности. Таким образом, у вендора появилось отдельное образовательное направление работы.

Учебный центр «ИнфоТеКС» разработал 63 курса повышения квалификации и 2 курса профессиональной переподготовки, более 30 учебно-методических пособий. Преимущественно это курсы по Network Security, PKI, Industrial Security, Mobile Security. Также есть курсы для представителей финансово-кредитной сферы и курсы по общим вопросам ИБ, согласованные с ФСБ России и ФСТЭК России. В год проходят обучение более 2000 специалистов.

Существует отдельная программа сотрудничества с образовательными учреждениями, в рамках которой на их базе создаются специализированные лаборатории ViPNet, проводятся совместные семинары и мероприятия, ведется работа со студентами. В Учебном центре «ИнфоТеКС» работают преподаватели и специалисты с опытом работы в системе образования, что позволяет готовить учебные пособия и практикумы, которые легко внедрять в образовательный процесс.

Анна Чефранова, генеральный директор Учебного центра «ИнфоТеКС», рассказывая об опыте подготовки кадров в области информационной безопасности, отметила: «Для разработки качественного контента нужны совместные усилия всех участников образовательного процесса и работодателей, которые являются заказчиками услуги. Поэтому мы проводим собственные и совместные мероприятия, олимпиады по ИБ, различные активности – хакатоны, мастер-классы, открытые уроки, летние школы, где мы выступаем как организаторы, спонсоры и непосредственно участники».

Какие нужны треки подготовки?

В рамках конференции эксперты обсудили также различные треки подготовки специалистов в сфере ИБ – их стадии, баланс между качеством подготовки и количеством выпускников, объем востребованности специалистов. По оценке работодателей, современные выпускники обладают достаточно поверхностными знаниями и не готовы приступить к выполнению своих профессиональных обязанностей сразу после окончания учебного учреждения. Всем участникам рынка предстоит большая работа по корректировке образовательных программ, основой которых должны стать базовые знания. Только после получения фундаментальных знаний в области ИБ студента можно погружать в специфику тех или иных средств защиты информации, привлекать к проведению практических работ на реальных объектах.

По данным исследования Минтруда России потребность в кадрах в области ИБ в 2021 году составила порядка 5000 человек со средним профессиональным образованием и более 15000 человек с высшим образованием. При этом по мнению самих работодателей, специалисту по ИБ совсем не обязательно иметь высшее образование. Именно образовательные учреждения среднего профессионального образования должны восполнить основной недостаток в конечных специалистах, занимающихся эксплуатацией средств защиты информации. Выпускников высшей школы необходимо готовить меньше, но делать из них более качественных специалистов, которые смогут решать глобальные и сложные задачи в области обеспечения информационной безопасности.

Конференции подобного формата могут стать хорошей площадкой для расширенного диалога представителей государственных структур и бизнеса по вопросам подготовки кадров в сфере ИБ. Дмитрий Гусев, заместитель генерального директора АО «ИнфоТеКС», подчеркнул: «Такой формат позволяет образовательным структурам увидеть больший спектр существующих проблем и послушать предложения представителей рынка, а у бизнеса сложится понимание, как готовятся кадры и развиваются федеральные программы образования в ИБ. Все мы заинтересованы в оптимизации этих процессов, поэтому только совместные усилия помогут определить правильный вектор, выработать наиболее эффективные подходы к подготовке технических специалистов и сократить кадровый разрыв, существующий на рынке».

Похожие статьи