УправлениеИТ в бизнесе

Особенности применения бизнес-аналитики в разрезе различных отраслей

| 12.10.2014
Часто специалисты, занимающиеся изучением средств бизнес-анализа, задаются вопросом – что общего и какие отличия процесса и целей бизнес анализа на предприятиях в зависимости от отрасли?
Часто специалисты, занимающиеся изучением средств бизнес-анализа, задаются вопросом – что общего и какие отличия процесса и целей бизнес анализа на предприятиях в зависимости от отрасли?

С большой долей вероятности можно сказать что, процесс бизнес-анализа на всех предприятиях схож и состоит из нескольких основных этапов. Прежде чем проводить анализ необходимо определиться с его целями, далее собрать все необходимые данные и информацию и  уже только потом проводить анализ, используя стандартный Excel или специализированные BI-инструменты. В зависимости от уровня зрелости компании и бюджетов, выделяемых на автоматизацию, могут быть использованы различные инструменты анализа и сбора информации, начиная от ручного, заканчивая полностью автоматизированным процессом. Говоря же об основных целях анализа стоит сразу разделить организации на коммерческие и некоммерческие и поговорить о них в отдельности.

Перечислим основные цели, стоящие перед коммерческими организациями:
  • Увеличение клиентской базы
  • Развитие текущей клиентской базы
  • Увеличение уровня продаж
  • Увеличение доходности продаж
  • Увеличение объемов производства
  • Оптимизация производства
  • Оптимизация цепочек поставок и другое.
Основными же целями некоммерческих организаций являются норма-контроль деятельности организации, формирование плана и его выполнение. При этом все организации объединяет желание достичь таких результатов, как сокращение издержек и оптимизация всех процессов, протекающих на предприятии. Достижение всех вышеизложенных целей невозможно без проведения анализа. Остановимся на основных целях более подробно.

Клиентская аналитика

В условиях конкурентной борьбы для бизнеса все более острой становится задача по работе с клиентом. Организации, работающие в телеком, банковском и ретейловом секторах экономики уже давно активно работают со своей клиентской базой. Одной из подзадач работы с клиентской базой является удержание клиента. Организации пришли к персонализации работы с клиентом: с каждым клиентом, основываясь на его персональных особенностях, выстраиваются определенные взаимоотношения, делаются персональные предложения и т.д.  Для проведения верной клиентской работы служат следующие инструменты бизнес-аналитики:

  • Классические BI-системы
  • Инструменты DM (Data Mining)
  • Инструменты CM (Campaign Management)
  • Инструменты веб аналитики
  • Инструменты Big Data.

Классические инструменты BI применяются  для наблюдения и анализа поведения клиента во времени: уровень продаж клиенту, изменение потребительской корзины во времени и т.д. Проведение данного анализа позволит корректировать политику взаимоотношений с клиентом в соответствии с его изменениями. Инструменты DM в части клиентской аналитики служат для кластеризации и сегментации клиентской базы, что позволяет выделять схожих клиентов и выстраивать с ними идентичную политику взаимодействия. В частности, это необходимо для проведения различных маркетинговых.

Так же по средствам DM можно определять вероятность склонности клиента к вовлечению в ту или иную компанию, что позволят не тратить бюджет на коммуникации с клиентами, которые с большой долей вероятности не откликнуться на маркетинговую компанию. Для управления маркетинговыми компаниями, начиная от создания, заканчивая подведением итогов, подходят инструменты CM.  Для выстраивания взаимодействия с клиентами через веб-сайт и его оптимизации, в соответствии со спецификой клиента, служат инструменты веб-аналитики.

План-факт анализ и прогнозная аналитика

Прогнозная аналитика предназначена для прогнозирования различных показателей деятельности организации, таких как  финансы, эффективность, KPI и многое другое. Прогнозирование выполняется на основании текущей ситуации в организации и исторических данных, отображающих изменения ситуации в организации с течением времени. Для автоматизации процесса прогнозирования могут быть использованы программные продукты DM. На основании построенных прогнозов формируется план.
Основой бюджетирования в любой организации является план-факт анализ, выполняться он может как с помощью классических инструментов BI, так и с помощью программных продуктов, специализированных под бюджетирование. План-факт анализ проводится для контроля исполнения бюджет, а также для контроля отклонений и выявления их причин.

Аналитика эффективности

Аналитика эффективности производится с помощью расчета KPI , по результатам сравнения рассчитанного значения с эталонным определяется уровень эффективности. KPI может иметь как подразделение, так и отдельные сотрудники. На основании проведенного анализа эффективности на предприятии  выполняется премирование сотрудников и предпринимаются попытки по устранению причин неэффективности там, где это необходимо и возможно.

Расчет KPI – это очень не простая задача. Многие из показателей взаимосвязаны и зачастую при их расчете у организаций возникают проблемы. Сегодня большинство классических BI-инструментов имеет встроенную функциональность, предназначенную специально для расчета KPI. Помимо автоматизации процесса расчета KPI, становится максимально прозрачна взаимосвязь отдельных KPI между собой, так же можно наблюдать достижение необходимого KPI в течение времени.

Оптимизация цепочек поставок

Оптимизация затрат на поставки и их оптимизация – очень острая проблема, которая стоит перед многими организациями. Существуют программные продукты, которые позволяют ответить на следующее вопросы, возникающие на предприятии:

  • Как сбалансировать спрос и предложение по всей цепи поставок?
  • Когда необходимо расширять цепь поставок (производства, склады, транспорт)?
  • Следует ли привлекать сторонний транспорт, или можно обойтись собственным парком?
  • Какие производства закрыть в случае кризиса?
  • Куда инвестировать свободные средства?

Подводя итог

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что вне зависимости от того, в какой отрасли работает организация и на какой стадии развития она находится, обязательным процессом, который в ней протекает, является бизнес-анализ. На всех предприятиях он идентичен по своей сути и этапам, за исключением разницы в направлениях, которые компания ставит в приоритет в зависимости  от отрасли, в которой она работает, и от ее уровня зрелости.

Для решения любой задачи однозначно существует инструмент, который позволяет автоматизировать процесс получения информации  и сделать его максимально эффективным, своевременно обеспечив информацией руководство для принятия управленческих решений.

Николай Сосиков, ведущий консультант отдела бизнес-аналитики компании R-Style










Бизнес-аналитика (BI) KPI


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Apple Tech Business Week
Санкт-Петербург, IT-пространство для бизнеса Resonance Space
22.06.2021 — 24.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021
Москва, Космодамианская наб., 52/7, «Центр Цифрового Лидерства»
25.06.2021
09:00