Особенности российской биометрии

Логотип компании
Особенности российской биометрии
В России автоматизация учета рабочего времени на рынке биометрических технологий на протяжении последних четырех лет в среднем увеличивается на 54% ежегодно

Первые попытки проанализировать российский рынок биометрических технологий компания J’son & Partners Consulting предприняла еще в 2016 году. Не вышло! Большинство проектов были в пилотном состоянии; рынка как такового еще не существовало. Поэтому в шестнадцатом, да и в семнадцатом году компания сделала просто большое исследование мирового рынка биометрических технологий. Лишь в 2018-м российский рынок биометрии перерос статистическую погрешность, и его удалось посчитать.

Мы рекомендуем обратить внимание на тенденции, указанные J’son & Partners в своем первом исследовании отечественной биометрии, и отметить особый путь, который проходит Россия в этом бизнесе, в отличие от остального мира.

Доля России

В опросе, проведенном компанией, приняли участие 41 топ-менеджер ключевых вендоров и поставщиков биометрических технологий в России и крупных компаний – потребителей биометрических технологии из разных отраслей. По мнению специалистов J’son & Partners, рынок биометрических технологий в России существенно отличается от мирового.

Как обычно, российские потребители долго запрягали. Сейчас доля нашей страны в общем объеме рынка составляет чуть больше 1%. Зато, как водится на старте, в ближайшие четыре года темпы роста российского рынка будут сильно превышать мировые – по прогнозам J’son & Partners, в полтора раза. ИТ-компаниям следует включить биометрию в свой портфель предложений.

Технологии

Обратим внимание еще на одну отечественную особенность. Во всем мире превалируют технологии распознавания отпечатков пальцев (Fingerprint). А в России за три последних года технологии распознавания лица (Facial Recognition) увеличили свою долю в общем объеме биометрического рынка почти до 50%, с 2015 по 2018-1 год ежегодно вырастая на 107%.

Исследователи J’son & Partners считают, что это объясняется нашим поздним стартом. Российский рынок биометрии начал активно развиваться, когда появились технологии машинного обучения. И продолжает развиваться вместе с искусственным интеллектом. Поэтому лицо в России – основной драйвер роста биометрического рынка.

Существенная доля отечественного рынка приходится на технологии распознавания по рисунку вен ладони. Во всем мире доля вен в биометрии небольшая, за исключением Японии, в которой существенный вклад внесли компании Fujitsu и Hitachi. Исследования показывают, что в России высок интерес к данной технологии благодаря оптимальному сочетанию цены и качества. Рынок подогрет, а потому уже в 2019 году к нам приходит Hitachi со своей технологией распознавания вен, это позволяет предположить, что и Fujitsu тоже подтянется. Тем более что в среднем российский рынок Vein Recognition растет на 46% ежегодно уже в течение четырех лет, и это в четыре раза больше, чем мировой показатель.

Вызывает удивление, что распознавание по радужной оболочке глаза, при высокой надежности технологии, занимает среди российских компаний менее 1% рынка, в том время как в мире она получила широкое распространение – порядка 12%. Видимо, существенную роль играет высокая стоимость самого решения. Аналитики J’son & Partners думают, что большой доли технология Iris Recognition в России не получит, но некоторого ее увеличения они, тем не менее, ожидают – на 0,2% до 2022 года.

С Voice Recognition в России, как и следовало ожидать, крайне плохо. Распознавание голоса сдерживается как ограниченным функционалом применения (кол-центры), так и несовершенной модальностью технологии.

В исследовании говорится о надеждах аналитиков на распознавание эмоций и вообще на поведенческую биометрию (прогноз J’son & Partners: 24% роста за ближайшие 4–5 лет в России), но психологи уверяют, что математически точного обозначения эмоций в ближайшее время ожидать не приходится. Так что, несмотря на очевидный спрос, технически человечество пока не готово.

Драйверы

Говоря о рынке и росте, невозможно не сказать о тех компаниях, которые за все это должны платить.

В России биометрия развивается во многом за счет государства. Например, ряд нормативных актов, направленных на внедрение технических средств обеспечения транспортной безопасности, принесло прибыль компаниям, работающим с государством в этой сфере. Развивается направление «умных городов». Одно из самых заметных событий на российском рынке биометрии произошло летом 2018 года, когда по инициативе Министерства связи и массовых коммуникаций и Центрального банка РФ была запущена Единая биометрическая система (ЕБС). Первыми ей начали пользоваться банки, а доля государства в российских банках составляет 70%, в отличие от 20% в Европе. Еще один лакомый клиент в области биометрии – спортивные сооружения. За рубежом большинство стадионов принадлежит клубам, а в России они, опять же, принадлежат либо государству, либо государственным структурам. Так что и основным потребителем, и инициатором подобных проектов СКУД (систем контроля и управления доступом) было и остается государство. Более того, доля государства в объеме биометрического рынка в ближайшее время станет только расти.

Наиболее перспективные рынки

Что же остается на долю негосударственных компаний? Прежде всего то, что приносит прибыль их клиентам. Это учет рабочего времени, который раньше интересовал только крупные холдинги с разветвленной сетью, а сейчас аналитики видят активный спрос на подобные технологии со стороны небольших компаний, особенно системы контроля отпечатков или вен на ладонях (из-за относительной дешевизны). Впрочем, растет и количество «коробочных» продуктов по распознаванию лиц. В любом случае, в России автоматизация учета рабочего времени на рынке биометрических технологий на протяжении последних четырех лет в среднем увеличивается на 54% ежегодно.

Существует еще одна специфика, связанная с доступом людей на объекты и площадки. По данным Международной организации труда, ежегодно на промышленных объектах умирает порядка 3 млн людей и еще 340 млн получают различные травмы из-за несоблюдения техники безопасности. Экономический ущерб от этой жуткой статистики составляет порядка 4% от мирового ВВП. Причем 60% всех несчастных случаев связаны с тем, что человек вообще не должен был находиться в таком месте. Это автоматически наводит на мысль о технологиях биометрии в СКУД на объектах повышенной опасности и строительства.

Имеется огромный спрос на технологии, которые позволяют сократить очереди в сфере транспорта и авиаперевозок. Так, к 2024 году три четверти всех аэропортов мира собираются инвестировать в биометрические технологии.

Хочется несколько слов сказать и о туристическом бизнесе. Отели не меньше авиакомпаний к новым тенденциям и готовы заменить стойки регистрации компьютерными технологиями с использованием биометрии. Проекты с получением ключей от номера по сэлфи уже существуют.

Сети быстрого питания «Папа Джонс», КС и магазин «Азбука вкуса» проводят пилотные проекты по использованию распознавания лиц при оплате. Такая система позволяет не только сокращать операционные расходы и уменьшить очередь, но и является маркетинговым инструментом, позволяющим проводить различные коммуникации с потребителем и выстраивать персонализированный сервис. Что касается объема этого рынка, то J’son & Partners говорит о 1,5 млрд транзакций в год на общую сумму 1350 млрд рублей.

Как мы видим, биометрия становится слишком важным компонентом жизни людей. От нее зависит свобода передвижения, финансы и безопасность. Поэтому и вендоры, и пользователи стремятся увеличить надежность этих решений, защиту от взлома и подлога. Сейчас они говорят о том, что будущее биометрических технологий лежит в мультимодальности. Это важный аспект, и рынок ждет таких решений. Пользователи хотят получить идентификаторы одновременно нескольких биометрических данных, что делает мультимодальность одним из важных трендов в настоящее время.

 

Опубликовано 04.05.2019

Похожие статьи