IT ManagerИТ в бизнесеЧто хочет бизнес

Итоги от друзей

Григорий Рудницкий | 09.01.2020

Итоги от друзей

Под занавес уходящего года принято подводить итоги. Все мы вспоминаем и пытаемся проанализировать, какие изменения произошли в 2019 году в экономической сфере, в ИТ-индустрии, в отраслях и компаниях, в которых мы трудимся, а также в нашей профессиональной карьере. Жить и работать сегодня приходится в совершенно новых реалиях – в условиях цифровой трансформации бизнеса, подходы к которой у каждого свои. Но в каждой компании, идущей по этому непростому, но очень интересному пути, ИТ-специалистам приходится меняться и в первую очередь в ментальном аспекте. Мы решили обратиться к старым друзьям нашего журнала, неоднократно выступавшим на его страницах в качестве авторов и героев публикаций. Как провели год они? Какими профессиональными открытиями и суждениями они готовы сегодня поделиться с читателями?

Новый опыт

Владимир Лебединский, директор по ИТ компании «Росинжиниринг», рассказал о серьезных организационных изменениях в возглавляемом им подразделении. «За этот год мы закрепили сервисную модель услуг в договорах, перезаключили договоры со всеми обслуживаемыми юрлицами; поработали над биллингом и научились лучше считать услуги, готовить более точные расшифровки о потреблении услуг нашими заказчиками. Мы закрепили новый сервис — «Обслуживание сетевой инфраструктуры заказчика» и заключили договоры, позволившие частично компенсировать наши затраты на поддержку сети обслуживаемых компаний. Под своим брендом стали оказывать услуги по применению ГИС-технологий для сторонних компаний, показывая, что компетенции, полученные на внутренних проектах группы, так же востребованы на открытом рынке», – говорит он. Все это позволило как заказчику, так и подрядчику выйти на новый уровень зрелости ИТ-обслуживания. Кроме того, компания получила уникальный опыт по трансформации ИТ-департамента в отдельное юридическое лицо, а теперь готова поделиться этим опытом с коллегами.

Владимир Лебединский (Росинжиниринг)
Владимир Лебединский (Росинжиниринг)
Я вижу продолжающееся стремление операторов стать интеграторами и, как следствие, увеличение количества услуг, которые операторы готовы оказывать от себя или на базе своей сети и технологий. С интересом наблюдаю, как операторы ищут стартапы и интегрируют их в свой пакет услуг

Для Алексея Затопляева, президента Клуба ИТ-директоров Калининградского региона и ИТ-директора «Бауцентр Рус», одним из наиболее ярких событий года стала встреча с всемирно известным ИТ-консультантом Терри Уайтом. «Несмотря на ее скоротечность, мне удалось заполучить от него несколько практических советов в части приоритизации ИТ-проектов в общем портфеле компании. И не просто получить, а попробовать применить эту методику на практике», – рассказывает Алексей.

Финансовые организации действуют в условиях серьезного регулирования со стороны государства. По словам Александра Леднева, финансового директора НПФ «Благосостояние», в 2019 году большая работа проводилась в рамках прохождения стресс-тестов по методике Банка России. Она предусматривала работу с инвестиционным портфелем, отработку различных сценариев стресс-тестов для подтверждения финансовой устойчивости фонда. Кроме того, в уходящем году регулятор проводил в НПФ «Благосостояние» плановую проверку, в ходе которой большое внимание уделялось вопросам информационной безопасности и защиты персональных данных клиентов. «Фонд прошел ее достойно, не получив по итогам проверки каких-то серьезных предписаний», – резюмирует Александр.

Цифровая трансформация в разнообразии

С неменьшим воодушевлением рассказали наши собеседники о реализованных проектах в области цифровой трансформации бизнеса, над которыми они работали в уходящем году. Уровень зрелости у каждой компании свой, соответственно, каждый бизнес стартует с собственной позиции. По словам Александра Леднева (НПФ «Благосостояние»), одним из важных решений стало дальнейшее развитие ИТ-инфраструктуры на базе микросервисов с целью ускорения процесса доработки и адаптации программных комплексов к требованиям бизнеса. Кроме того, с подключением фонда к СМЭВ появилась возможность автоматизировать определение статуса пенсионера. Как отметил наш собеседник, сейчас фонд самостоятельно проверяет действительность паспорта в СМЭВ, упростив для своих клиентов, получающих пенсию, процедуру продления выплаты на следующий календарный год.

Александр Леднев (НПФ «Благосостояние»)
Александр Леднев (НПФ «Благосостояние»)
Руководители ИТ-блоков компаний полны инновационных идей, способных помочь бизнесу стать более конкурентным. Для того чтобы яркая идея получила реализацию, CIO необходимо найти сильные аргументы и использовать весь набор soft skills, чтобы обосновать внедрение того или иного решения. В том числе уметь обосновывать необходимость внедрения финансовыми показателями окупаемости инвестиций

«За последние пару лет наша основная компания очень сильно «оцифровалась», – делится с нами Андрей Балякин, директор по ИТ ГК «Мелстон». – Автоматизировано большинство бэк-офисных процессов, выстроена система, управляющая многими бизнес-процессами производственного подразделения компании (сервисной службой), отлажена модель предикативного обслуживания оборудования заказчиков на основе полученных данных. «Умными» датчиками и контроллерами оснащено не только технологическое, но и торговое оборудование». Об изменениях, которые приносит цифровая трансформация в медицину, говорит Алексей Максимачев, директор по цифровой трансформации компании «Медицинский центр XXI век». «Люди, работающие в медицине, достаточно консервативны, чтобы не оказаться в первых рядах трансформирующихся компаний. И мы не исключение. Изменить информационные системы оказывается не самой трудной задачей. Гораздо сложнее перестроить сотрудников. А если компания относится к ним бережно и внимательно, процесс трансформации не получится сделать быстрым. Однако наше руководство хочет изменений и не только всячески их пропагандирует, но и принимает непосредственное участие в изменении процессов, в создании инструментов, в переходе к цифре», – комментирует он. По словам Алексея, цифровую трансформацию можно условно разделить на два направления: цифровизация внутри компании (be digital) и цифровой продукт, направленный от компании к клиенту (do digital). «Что касается be digital, мы серьезно изменили некоторые процессы внутри компании. Эти изменения основаны на проделанной нами огромной работе по интеграции как информационных систем, так и информации, хранящейся в этих информационных системах. Внедрение шины и сервисной модели позволило предоставлять нашим сотрудникам необходимую информацию из разных онлайн-систем в единых интерфейсах. В этом году проведена разработка и внедрение мобильного приложения для выездных исполнителей, что позволило перевести традиционные для медицины бумажные документы в электронный вид, оставив их там, где от них невозможно отказаться с юридической точки зрения. Важно, что при этом информация, которая раньше появлялась в компании с задержками до месяца, теперь появляется в информационных системах онлайн, что предполагает ее обработку и моментальное использование в различных сопутствующих процессах, – говорит он. – Процесс Do digital развивается несколько медленнее, но тут тоже есть прогресс. Например, теперь мы предоставляем результаты анализов и рекомендации из консультационных заключений пациентам в электронном виде опять же сразу по окончании приема и по готовности результатов лабораторной диагностики».

Юрий Шойдин, заместитель генерального директора по проектной работе компании «Евросиб-ТС», не очень понимает значение термина «цифровая трансформация», однако, по его словам, в компании реализуются проекты с использованием технологий блокчейн и машинного обучения. Один из примеров – проект по созданию цифрового двойника контейнерного терминала для моделирования оптимальных условий использования.

Юрий Шойдин («Евросиб-ТС»)
Юрий Шойдин («Евросиб-ТС»)
Хайп по ИИ и блокчейну прошел, сейчас многие реализуют на этих технологиях интересные проекты

Взлетевшие технологии

Если говорить о новых технологиях, то практически каждая из них проходит несколько стадий – научные исследования и разработки, создание прототипов, маркетинговая кампания, интерес заказчиков, первые проекты и, наконец признание и активное использование большинством участников рынка. По мнению Андрея Балякина («Мелстон»), в 2019 году рынок признал технологии промышленного «Интернета вещей», позволяющие отслеживать состояние оборудования и предупреждать о грядущих проблемах, сбоях и поломках. В то же время так и не стали популярными решения в области геопозиционирования сотрудников, с помощью которых можно определять местоположение мобильных специалистов, работающих «в поле» или на стороне заказчика. «Я в своей банковской отрасли назвал бы минувший год годом подготовки к сбору биометрических данных в рамках всех региональных отделений. В этом случае речь идет не о «выстреливших» технологиях, а «стреляющих» указов регуляторов, – рассказывает Александр Квасов, президент Нижегородского клуба ИТ-директоров. – Особенно туго пришлось региональным банкам. Требование по сбору биометрии вылилось банкам в копеечку. Также остро стояли вопросы обеспечения требований регуляторов по информационной безопасности. Это в большей степени коснулось промышленной и в первую очередь военно-промышленной отрасли. Здесь, как говорится, не до хайпа». Александр Леднев (НПФ «Благосостояние») отметил сразу несколько технологических направлений, для которых уходящий год стал знаковым и даже, возможно, определяющим. Среди них интеграция информационных систем государства и бизнеса (один из ярких примеров – налоговый мониторинг), импортозамещение программного обеспечения (российские почтовые системы и СЭД), внедрение блокчейна для контроля жизненного цикла оборудования и агрегатов в РАО «РЖД», повсеместное внедрение юридически значимого электронного документооборота с контрагентами, а также более тесная интеграция ПО различных производителей с помощью API. Несколько скептически настроен Алексей Затопляев (Клуб ИТ-директоров Калининградского региона). «Я пока не вижу, или мне напрямую не удалось столкнуться с такими технологиями, которые можно назвать прорывными и которые удалось бы не просто пощупать или даже запустить в жизнь, а еще и получить значительный финансовый эффект от их использования. Сейчас мы думаем о роботизации, в первую очередь на наших распределительных центрах. Это мобилизация в смысле предоставления максимально оперативной информации на «кончики пальцев». Это использование ИИ в той части, которая поможет предугадывать поведение и потребности нашего покупателя», – поясняет он.

Александр Квасов (Нижегородский Клуб ИТ-директоров)
Александр Квасов (Нижегородский Клуб ИТ-директоров)
В этом году нам удалось сколотить настоящую команду единомышленников, готовую к новым свершениям. Повысился также уровень понимания и соблюдения специалистами ИТ-требований информационной безопасности

Интересы бизнеса – прежде всего

Сегодня ИТ генерируют множество инновационных изменений, влияющих на бизнес. Эти изменения создают новые возможности, позволяют применять новые подходы, снижать затраты и увеличивать эффективность. Но готов ли сам бизнес к таким темпам? Успевает ли он за ИТ? «Я полагаю, что бизнес не должен успевать за ними, – считает Александр Квасов (Нижегородский клуб ИТ-директоров). – Бизнес крупной организации – сложный механизм, который не может изменяться под все ИТ-инновации. Роль ИТ-директора, или, если хотите, директора по инновациям, как раз и заключается в том, чтобы отсеивать всё лишнее, прогнозировать тренды и применять в своей компании только то, что будет полезно ей, не гоняясь за хайпами и рискованными инновациями. Это очень поможет бизнесу. В небольших компаниях можно делать ставку на быстрые изменения, это их преимущество». Александр Балякин («Мелстон») признает, что в последнее время объем проектов в области цифровой трансформации, которые были инициированы бизнесом, стал буквально лавиной накрывать айтишников. «Поэтому наша главная задача состоит в том, чтобы не утонуть в изменениях и не уйти в автоматизацию ради достижения ошибочных целей. Интересы бизнеса первичны, а автоматизация неэффективных процессов повлечет за собой серьезные проблемы. Надеюсь, мы все делаем верно, время покажет», – резюмирует он. «Мы живем во время цифровой трансформации. Сегодня не бизнес, а окружение диктует необходимость изменений. И если руководство бизнеса это понимает, то цифровая трансформация компании становится возможной. Информационные технологии – составляющая бизнеса и не должны противопоставляться ему. Однако именно ИТ приносит инновационные инструменты в бизнес. Для того чтобы предоставить в нужный момент новый инструмент, необходимо на один шаг опережать, прогнозировать, что понадобится компании или клиентам в следующий момент, и создавать такой инструмент. И этот инструмент должен быть не только прост и удобен, но и информационно связан с уже существующими, работающими в компании информационными системами», – уверен Алексей Максимачев («Медицинский центр XXI век»). «В нашей компании все наоборот: бизнес генерирует инновационные идеи, а ИТ пытается их реализовать, – делится Юрий Шойдин («Евросиб-ТС»)– Почему пытается? Ну, потому что у нас все как обычно: то разработчиков нет, то денег не хватает, то технология страдает».

Андрей Балякин (ГК «Мелстон»)
Андрей Балякин (ГК «Мелстон»)
Даже большие компании сегодня готовы рассматривать облачные сервисы для «быстрых побед», позволяющие без дорогостоящих и долгих внедрений получать современные и эффективные ИТ-услуги

Мир уже не будет прежним

Российский ИТ-рынок, как единодушно утверждают наши собеседники, уже давно преодолел последствия кризиса и развивается достаточно быстрыми темпами, хотя основным заказчиком был и остается государственный сектор. По мнению Александра Квасова (Нижегородский клуб ИТ-директоров), драйверами роста традиционно выступают облачные услуги, к которым примкнули сервисы по разработке заказного ПО в рамках того же импортозамещения и цифровой трансформации, а также услуги ИТ-консалтинга. «В минувшем году не назову какое-то конкретное событие, но всем понятно, что технологии развиваются семимильными шагами. Значительно продвинулись технологии распознавания и обработки больших данных, роботизации и искусственного интеллекта. Мир цифровых технологий уже никогда не будет тихим и спокойным. При этом, как бы ни был избалован пользователь или клиент, ради которого все это делается, всегда остается к чему стремиться», – заключает он.

Алексей Затопляев (Клуб ИТ-директоров Калининградского региона)
Алексей Затопляев (Клуб ИТ-директоров Калининградского региона)
До полной цифровизации нашей компании еще очень далеко, но пусть небольшие, но новые и уже востребованные возможности, в первую очередь влияющие на скорость и удобство коммуникаций покупателей с нашей компанией, мы в этом году реализовали

цифровая трансформация, CIO

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 12/2019], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

24.01.2020
Десятая церемония награждения лучших спикеров CFO-Russia.ru

Москва, Radisson Collection Moscow, Кутузовский проспект, 2/1, стр. 1

04.02.2020
ELMA DAY 2020 — презентация новой low-code платформы ELMA4

Москва, Цифровое деловое пространство (ЦДП), ул. Покровка, 47

07.02.2020 — 09.02.2020
Свободное программное обеспечение в высшей школе

Переславль-Залесский, г. Переславль-Залесский, ул. Петра Первого, д. 4А (Веськово, «Институт программных систем»).