Поверх голоса

Логотип компании
Поверх голоса
Аналитики прогнозировали, что отказ корпоративных клиентов от традиционной телефонии в пользу виртуальных IP-решений для бизнеса примет массовый характер. Однако сами операторы подчеркивают, что голосовую связь как таковую становится все труднее монетизировать...

Несколько лет назад аналитики прогнозировали, что отказ корпоративных клиентов от традиционной телефонии в пользу виртуальных IP-решений для бизнеса примет массовый характер. Однако сами операторы подчеркивают, что голосовую связь как таковую становится все труднее монетизировать вне зависимости от того, каким способом эта услуга предоставляется. Поэтому будущее операторского рынка – за новыми бизнес-моделями, в которых голос будет лишь фундаментом для развития инновационных сервисов.

Компания J’son & Partners оценила среднегодовой темп роста российского рынка виртуальных АТС и услуг IP-телефонии в 2010–2016 гг. в 30% и предсказала, что на финише его объем достигнет 3,8 млрд рублей. «Тенденция роста трафика в сервисах IP-телефонии очевидна как в B2C-, так и B2B-сегменте. В рамках оказания услуг “МТТ Бизнес” и YouMagic мы наблюдаем существенный рост не только трафика, но и прибыли, которая уже составляет более 60% валовой прибыли компании», – констатирует Анна Бойко, директор по корпоративным коммуникациям ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ).

Поверх голоса. Рис. 1
Анна Бойко

По словам Михаила Сергеева, директора по коммуникациям компании «Гарс Телеком», в корпоративном секторе ощутимый рост потребления IP-телефонии в последние годы отмечается в противоположных клиентских сегментах – очень малого и очень крупного бизнеса, а представители SMB и SOHO тяготеют к розничной модели потребления телекоммуникационных сервисов, основанной на принципе «цена важнее качества». Благодаря этому рынок IP-телефонии демонстрирует ежегодный прирост количества подключенных к данной услуге юридических лиц. Крупные же предприятия, по оценке Михаила Сергеева, обеспечивают взрывной рост потребления услуг IP-телефонии в минутах и выручке, делая ставку на качественный сервис. Это обусловлено тем, что для таких компаний эффективность коммуникаций с клиентами – одно из их ключевых конкурентных преимуществ.

Поверх голоса. Рис. 2
Михаил Сергеев

Мультитул для бизнеса

На заре отечественного рынка IP-телефонии основная часть доходов в сегменте B2B приходилась на услуги междугородней и международной связи. Однако, по словам Марии Тюриной, генерального директора компании «Телфин», картина претерпела кардинальные изменения из-за снижения прибыли операторов от голосовых звонков как базовой услуги: благодаря этому неутешительному тренду операторы вынуждены фокусироваться на предоставлении новых сервисов и бизнес-инструментов, позволяющих повысить ARPU клиента.

Поверх голоса. Рис. 3
Мария Тюрина

«Просто связь корпоративным клиентам нужна все меньше – им необходимы инструменты для решения бизнес-задач, и операторы стремятся сделать свое предложение комплексным», – соглашается Дмитрий Бызов, генеральный директор «Манго Телеком». По его словам, у компании опережающими темпами растет выручка от SaaS-услуг «Виртуальная АТС» и «Центр обработки вызовов». А также от ряда дополнительных сервисов, которые помогают повысить качество взаимодействия компаний-заказчиков с клиентами, таких как автоинформатор о времени до ответа на входящий звонок, безлимитная запись телефонных разговоров, «умные» алгоритмы распределения входящих звонков, переадресация по АОН.

Поверх голоса. Рис. 4
Дмитрий Бызов

Анна Бойко (МТТ) подчеркивает, что ситуация действительно резко поменялась: если раньше представители B2B-сегмента рассматривали услуги IP-телефонии в основном как экономичную альтернативу мобильной связи, то с расширением функционала виртуальных АТС современная OTT-телефония превратилась в полноценный инструментарий телеком- и IT-услуг для компаний любого масштаба бизнеса. Сюда могут входить и аналитика, и call tracking (отслеживание звонков), и различные интеллектуальные услуги для отдельных подразделений бизнеса.

Мобильный конкурент

Поступательное развитие отечественного рынка IP-телефонии долгое время шло путем перетекания коммуникационного трафика из традиционных телефонных сетей в IP-сети. Но на текущем этапе развития рынка наблюдается новый тренд: трафик постепенно уходит из IP-телефонии в мобильные приложения и мессенджеры. «Массовый розничный сегмент последовательно переходит к операторам мобильной связи и альтернативным средствам коммуникаций на базе мобильной связи. Туда же в перспективе пяти-семи лет уйдут нынешние потребители IP-телефонии из SOHO и SMB. IP-телефония постепенно закрепится в статусе нишевого сервиса, обязательного для предприятий крупного розничного бизнеса, разделив пьедестал с другими инструментами и технологическими решениями для взаимодействия с потребителями», – прогнозирует Михаил Сергеев («Гарс Телеком»).

Однако, по мнению Антона Липанина, руководителя отдела по развитию бизнеса департамента глобальных сервисов компании Orange Business Services, мобильные мессенджеры пока не слишком активно проникают в корпоративную среду, поскольку эти решения еще недостаточно зрелые. «Пока доля подобного трафика незначительна, а операторы лишь присматриваются к развитию данного тренда, но не меняют принципов своей работы», – подчеркивает он.

Поверх голоса. Рис. 5
Антон Липанин

Впрочем, неизбежная конкуренция с мобильными приложениями оказывает и положительное влияние на рынок IP-телефонии. «За счет этой тенденции рынок растет и развивается. Смартфон становится единой точкой входа для получения разнообразных услуг, поэтому неудивительно, что трафик переходит на пользовательские устройства. Благодаря унифицированным инструментам разработки ПО для мобильных операционных систем создавать приложения для этих устройств можно легко и быстро, а это приводит к здоровому развитию рынка», – считает Анна Бойко (МТТ).

Дмитрий Бызов («Манго Телеком») убежден, что будущее за моделью унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC), в рамках которой все сервисы связи будут группироваться в различных приложениях и потребляться по мере необходимости. Например, клиент заказывает на сайте обратный звонок, ему перезванивает менеджер, а потом они общаются в чате. «Это не хорошо и не плохо, это неизбежно и говорит лишь о том, что если компания не развивает сервисы UC и не пытается встроить свои услуги в партнерскую экосистему унифицированных коммуникаций, то трафик будет проходить мимо нее», – поясняет Дмитрий.

В законодательном русле

На пути дальнейшего развития российского рынка IP-коммуникаций есть препоны, требующие вмешательства государства. В первую очередь это недостаточный уровень развития интернет-инфраструктуры в населенных пунктах, удаленных от больших городов. В рамках принятой в 2014 году федеральной программы по устранению «цифрового неравенства», рассчитанной на пять лет, «Ростелеком», как единый оператор универсальных услуг связи, должен (по условиям контракта с Федеральным агентством связи) обеспечить к 2018 году решение этой проблемы. На текущий момент проект реализован более чем на 20%, и есть основания полагать, что он будет выполнен в срок.

Другое серьезное препятствие для развития IP-телефонии лежит непосредственно в законодательном русле. По словам Дмитрия Бызова («Манго Телеком»), согласно действующей редакции Федерального закона «О связи», предоставление российскими операторами полноценных услуг в области IP-телефонии до сих пор невозможно ни в корпоративном, ни в массовом сегменте. Отраслевой регулятор уже не первый год работает над совершенствованием нормативной базы, но подвижки в этой области происходят существенно медленнее, чем того ждут участники рынка. Так, недавно Микомсвязи внесло очередные изменения в проект правил межоператорского взаимодействия: в частности, из очередной версии этого документа, выложенного на портал regulation.gov.ru, исчез запрет на звонки пользователей VoIP-сервисов в сети других операторов.

«Несмотря на экономический спад, мы наблюдаем рост IP-составляющей в общем объеме бизнеса, и перспективы на 2016 и 2017 годы выглядят позитивно. Конкретные темпы зависят от того, какие законы будут приниматься в нашей стране, но общий курс отрасли действительно продолжает смещаться в сторону IP-телефонии, и этот тренд никто не может отменить», – убежден Антон Липанин (Orange Business Services).

Платформа будущего

Участники рынка IP-телефонии связывают его будущее с превращением данной услуги в плацдарм для развития новых сервисов с коммуникационной составляющей. «Именно этот подход лежит в основе нашей бизнес-модели: мы предоставляем построенные вокруг телефонии облачные сервисы, которые решают коммуникационные задачи компаний. И эти задачи далеко не ограничиваются связью одного абонента с другим. Телефонные сервисы предоставляют широкие возможности аналитики и интеграции с другими типами бизнес-приложений – CRM-системами, платформами для интернет-магазинов, клиентскими базами и бухгалтерскими программами, офисными и отраслевыми приложениями. В результате бизнес получает комплексное решение с совершенно новым уровнем возможностей аналитики и автоматизации работы», – поясняет Дмитрий Бызов («Манго Телеком»).

По словам Марии Тюриной («Телфин»), облачные телекоммуникационные услуги постепенно становятся привычными не только в крупных городах, но и в регионах. При этом бизнес-заказчикам таких услуг важны интеграция корпоративных программ, конвергентные решения, возможность анализировать эффективность вложений в рекламу и контролировать работу менеджеров. «Современный бизнес стремится быть мобильным, работать без привязки к фактическому местоположению. Создание единого удобного функционального пространства для работы предпринимателя – основная цель игроков рынка сервисов для B2B, потому что бизнес готов за это платить», – резюмирует Мария Тюрина.

Читайте также
Закон Мура, на протяжении десятилетий определявший развитие полупроводниковых технологий, перестает работать. Производители чипов сталкиваются с фундаментальными физическими ограничениями и возрастающей сложностью производства. IT-World задался вопросом: остановится ли на этом прогресс в вычислительных мощностях, или инженеры найдут новый путь вперед?

Мария Тюрина,

генеральный директор компании «Телфин»:

«Использование мобильных приложений и месенджеров – это реальность, к которой все уже привыкли, однако в бизнесе новые каналы дополняют, но не заменяют привычных способов связи».

Анна Бойко,

директор по корпоративным коммуникациям ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком»:

«Мы верим в концепцию Cloud Communications и в модель, при которой IP-телефония – это фундамент, на основе которого можно реализовать всевозможные сервисы не только в формате голосовых услуг, но и в виде интегрированных, комплексных бизнес-систем».

Михаил Сергеев,

директор по коммуникациям компании «Гарс Телеком»:

«В новой реальности, чтобы правильно спрогнозировать будущее IP-телефонии для сегмента B2B, стоит отделить IP и рассматривать эту функцию как системную, на основе которой в режиме ОТТ могут быть реализованы совершенно разные услуги, в том числе и голосовой связи».

Дмитрий Бызов,

генеральный директор «Манго Телеком»:

«Просто связь корпоративным клиентам нужна все меньше – им необходимы инструменты для решения бизнес-задач, и операторы стремятся сделать свое предложение комплексным».

Антон Липанин,

руководитель отдела по развитию бизнеса департамента глобальных сервисов компании Orange Business Services:

«Внедряя IP-решения для внутренней коммуникации наших клиентов, мы позволяем им полностью отказаться от публичной телефонной сети вне зависимости от того, городская это связь или МГ/МН».

Опубликовано 22.08.2016

Похожие статьи