10 лет рынку B2B электронного документооборота в России

Логотип компании
26.12.2014
10 лет рынку B2B электронного документооборота в России
В декабре 2014 года российский рынок электронной коммерции отмечает важный и большой юбилей — 10-летие внедрения в практику торговых сетей электронного документооборота с поставщиками.

В декабре 2014 года российский рынок электронной коммерции отмечает важный и большой юбилей — 10-летие внедрения в практику торговых сетей электронного документооборота с поставщиками. Число различных рутинных документов, которые ежедневно курсируют между офисами ритейлеров и поставщиками, в масштабах страны достигает астрономических величин. Это сведения о каталогах продукции, заказе и подтверждении заказа, об отгрузке товара и его приемке и т.д., — и все эти документы успешно меняются с бумажных версий на электронные.

EDI (англ. Electronic data interchange — электронный обмен данными) — это обмен простыми сообщениями «хочу заказать товар», «товар отправлен», «ваш товар принят», и т.д., которые ранее передавались по факсу, электронной почте или согласовывались по телефону. С внедрением EDI эти сообщения приобрели стандартизованный вид и могут отправляться прямо из учетной системы поставщика и торговой сети (1С, SAP и т.п.).

В России идея EDI витала в воздухе уже в начале 2000-х, для ее реализации требовался местный оператор и программное обеспечение. Работоспособное решение, которое принял рынок, впервые было предложено в 2004 году петербургской консалтинговой компанией «КОРУС Консалтинг» вместе с польской компанией COMARCH SA, ведущим центрально-европейским вендором ПО в области электронного документооборота. Первыми поддержали проекты компании P&G, Mars, Gillette, METRO Cash & Carry. Они использовали опыт своих зарубежных офисов для оптимизации логистики. Среди торговых компаний пионерами по внедрению EDI в России стали METRO Cash & Carry, «Лента» и тогда еще работавший «Мосмарт», которые увидели большой потенциал электронного документооборота в снижении издержек бизнеса.

По-настоящему о развитии рынка EDI в России начали говорить с 2012 года, когда к операторам этого сервиса стали ежегодно подключаться сотни новых компаний. Сегодня рынок электронного документооборота растет гигантскими темпами, по телекоммуникационным каналам связи в 2014 году передано в 3-4 раза больше электронных документов, чем за 2013 г. В ноябре 2014 года месячный EDI-трафик только в «КОРУС Консалтинг СНГ» достиг отметки более 6 млн. сообщений. Подобный рост отмечают все без исключения компании, которые работают на этом рынке.

Сегодня в сегменте «Розничная сетевая торговля» использование EDI достигает более 50% рынка, причем в ЦФО, СЗФО и УрФО этот процент значительно выше среднего. Активное внедрение EDI сейчас наблюдается также в ЮФО, в меньшей степени — в Сибири и на Дальнем Востоке. Пока слабо охвачена EDI-сервисом промышленность, госорганы. Перспективы рынка EDI на 2015 и последующие годы выглядят довольно оптимистичными, особенно в свете последних тенденций бизнеса по всемерному сокращению издержек.

В 2015 году рынок услуг обмена электронными сообщениями, кроме роста трафика и подключения новых компаний, с большой вероятностью ждет основательная консолидация. Ряд операторов EDI, вышедших на рынок в 2013 и 2014 году с демпинговыми ценами, в новой макроэкономической ситуации, скорее всего, будут вынуждены повышать цены и терять долю рынка или вообще уходить из бизнеса. На маржинальность бизнеса EDI-операторов будет давить растущая рублевая стоимость сетевого и серверного оборудования, необходимого для развития их технологической базы. Соответственно, для клиентов все большее значение будет приобретать стабильность бизнеса EDI-оператора и прогнозируемость его присутствия на рынке, поскольку любые отключения от сервиса или нарушения в трафике ведут к прямым убыткам участников сделок.

Похожие статьи