Визуализация управления бизнес-процессами: для чего это нужно?
Бизнес-процессы – это реальные активы любой компании, напрямую влияющие на ее прибыльность и капитализацию. Управление бизнес-процессами (BPM) должно вовлекать в себя всех, кто принимает в них какое-либо участие.
Однако у разных участников и визуализация этого управления будет выражаться по-разному. У простого исполнителя она воплощается в четком понимании ответственности, выраженной в ключевых показателях эффективности и наличии простого и понятного интерфейса информационной системы. Проще говоря, он должен понимать, что и как следует делать, а также что ему за это будет. Руководителю же среднего звена необходимо наглядное представление эффективности его подразделения, а также прозрачность коммуникаций со смежными подразделениями. Что касается топ-менеджера, ему важно видеть цели и результаты, лежащие в зоне его ответственности, не только в сравнении с общей картиной по компании, но и всю динамику изменений в режиме реального времени, наблюдать за происходящим и уметь корректировать промежуточные результаты, ориентируясь на стратегические цели компании, поставленные руководителями или акционерами.
Все эти факторы приводят к необходимости образования нового направления развития бизнес-процессов, задача которого не столько сбор и анализ данных, сколько их демонстрация в понятном и доступном виде конечному потребителю. Реализовать все это не так сложно, как кажется, поскольку на помощь приходят современные ИТ-решения. Причем взаимодействие с конечным потребителем в результате сводится к минимуму. К примеру, такие технологии, как анализ поисковых запросов, большие данные, социальные сети и многие другие, позволяют собирать данные в том формате, в котором их надо представлять. В конечном итоге формируется та самая картина, необходимая и понятная потребителю.
По сути, визуализация – это новый пласт процессов, которые нужно уметь описывать, которым нужно следовать и уметь ими управлять, а также новый пласт инструментов, позволяющих собирать, анализировать и выдавать результат людям, принимающим управленческие решения. Более того, эти инструменты помогают и потребителям решать, будут ли какие-то изменения вноситься в существующий продукт, либо необходим совершенно новый продукт, ориентированный на новые потребности.
В создание подобных инструментов активно инвестируют многие крупные игроки рынка. Например, компания Google на основании сбора данных о пользовательских предпочтениях может предоставлять своим партнерам информацию о том, какие товары или услуги могут быть популярны в том или ином городе, округе или государстве. Разумеется, подобное взаимодействие с передачей результатов может существовать и между смежными подразделениями одной компании.
Многие разработчики BPM-систем сегодня задумываются о переходе с чисто «процессной» модели к модели «процессы + данные», в которой упор делается в первую очередь на данные. Классические BPM-системы всегда рассматривали данные исключительно внутри процесса: как только процесс заканчивается, заканчивается и потребность в данных и с ними никто больше не работает. Но сегодня вендоры понимают, что данные нужны и после завершения процессов, что с ними необходимо работать дальше – при анализе, планировании, прогнозировании и т. д. Эту же тенденцию отмечает аналитическое агентство Gartner: по его прогнозам в ближайшие шесть лет классический BPM сойдет на нет, а фокус сместится на данные, получаемые в том числе с мобильных устройств.
Сегодня можно говорить о появлении нового класса систем – так называемых «конструкторах», в основе которых лежат именно данные, а все процессы выстраиваются исходя из их востребованности. В конечном итоге из такого конструктора может получиться BPM, CRM, IAM и многое другое. Такой конструктор позволяет снизить затраты на программистов, пишущих код, поскольку при реализации конечного решения для потребителя в большей степени с ним взаимодействуют не разработчики, а консультанты, используя при этом обычный графический интерфейс.
Важно отметить, что подобный подход существовал еще на заре BPM – новое это всегда хорошо забытое старое. Так что будущее BPM в руках не программистов, а консультантов и аналитиков. Это ведет не только к снижению затрат, но и к ускорению реализации требований потребителя, что в нынешних экономических условиях критически важно.
Петр Рыбаков,
начальник отдела управления процессами и сервисами компании RedSys