IT NewsФакты и прогнозыТехнологии

Телефон запомнил оператора

Наталья Рыжкова | 27.11.2012

Телефон запомнил оператора

Брендированные телефоны стали нормой для российского ритейла – в том смысле, что ими уже никого не удивишь. В розничной сети МТС среди прочего продаются аппараты с фирменной маркой, в розничной сети «ВымпелКома» обязательно представлены трубки с логотипом «Билайн». У «МегаФона», понятное дело, тоже есть своя линейка. Даже «Ростелеком» выпустил пару моделей под собственным брендом.

Для всей этой телефонной «аппаратуры» аналитики привычно применяют словечко «нишевый»: нишевая модель, нишевые продажи, нишевый спрос. Однако сами операторы не всегда согласны идти со своей продукцией, с позволения сказать, в нишу.

«МегаФон» за последние полгода выпустил несколько новинок, которых бы не постыдился любой из вендоров (впрочем, это и есть продукция крупнейших производителей, так как сам оператор с паяльником над ними, разумеется, не стоял). Но вот будут ли продажи массовыми или операторский бренд не даст трубкам пойти по рукам, ограничив их распространение кругом собственных абонентов, не поленившихся заглянуть в операторский салон… Второе, конечно, вероятнее.

Трубка под акцию

С возникновением сетей операторского ритейла сотовые операторы начали экспериментировать и с пользовательским оборудованием. Если продажи USB-модемов были продиктованы необходимостью, то вот собственные телефоны появились в качестве «закуски». Как правило, они выпускаются в бюджетном сегменте: цена и является их козырем. Эти трубки, изготовленные китайскими производителями (чаще всего Huawei, ZTE), уходят чуть ли не по себестоимости, так как в этом случае оператор намерен заработать на продаже не железа, а сервисов. Так, приобретая дешевый операторский смартфон, можно с уверенностью сказать, что при работе с Интернетом устройство будет снабжено закладками, так или иначе имеющими отношение к оператору (официальный сайт, площадка со «своим» контентом и т. д.). Кроме того, операторы часто продают «залоченные» телефоны, которые не хотят работать с чужими SIM-картами. В частности большинство аппаратов «МегаФона» продаются с таким условием. У МТС иначе: если в характеристиках телефона указано, что он предназначен для работы только в сети МТС, то такая трубка и стоить будет дешевле точно такой же брендированной модели.

Разумеется, любой «залоченный» аппарат можно сделать терпимым к сетям посторонних операторов (повторяется та же история, что с USB-модемами). Но операторы делают ставку на то, что большая часть пользователей поленится этим заниматься.

У брендированных трубок есть и еще одно назначение – они становятся украшением любой акции. Речь может идти о скидке на пользование услугами при покупке телефона (как на голосовую связь, так и на интернет-доступ), причем растянутой на несколько месяцев (гарантия того, что в этот период абонент никуда не денется). В некоторых случаях в «подарок» при подключении идет сам телефон – как правило, при условии выбора определенного тарифного плана (премиальный или любой другой, на данный момент нуждающийся в дополнительной раскрутке). В качестве примера вспомним «Билайн», который «отдавал» корпоративным абонентам свои трубки начального уровня: и оператору недорого, и заказчику приятно.

Отдельная история получилась у «тройки» с производителями, продающими аппараты через операторские сети, – RIM и Apple. Не очень вразумительные попытки продавать смартфоны Blackberry (у каждого оператора на них отдельные тарифы и специальные условия обслуживания) смотрятся беспомощно, но хотя бы соответствуют общему мировому тренду. RIM переживает нелучшие времена. А вот пробуксовка с продажами iPhone объясняется как завышенными для России ценами (на фоне изобилия более дешевых «серых» трубок в Интернете), так и отсутствием принятой на Западе схемы продаж по операторскому контракту, когда размер скидки на телефон зависит от заявленного в договоре срока обслуживания.

К вопросу о контрактах. Несмотря на то, что эта практика пока законодательно запрещена (абоненту непозволительно навязывать услуги), сами операторы не исключают, что рынок в конце концов к ней придет. И заигрывания с брендированными трубками – лишь первые шаги в этом направлении.

Модель на витрину

Давайте посмотрим, какие же брендированные аппараты продают сотовые операторы сегодня. В отчетах по рознице, которые регулярно выпускают МТС и «МегаФон», в лидерах собственных продаж стабильно держатся модемы. Если МТС и упоминает о брендированных трубках, то это чаще всего модели нижнего ценового диапазона, в то время как «МегаФон» в отдельных регионах относит к ним как дешевейший «Минифон» (эта уже узнаваемая трубка величиной с маленький калькулятор продается оператором далеко не везде и неоднократно участвовала в качестве «бесплатного» довеска в ходе различных акций), так и смартфон премиального уровня Mint (на момент выхода летом этого года он стоил порядка 18 тыс. рублей).

imgМТС 960, смартфон начального уровня на Android 2.3, стоит 2990 рублей при работе только с SIM’ками МТС и 3990 рублей – без всяких условий. Самый дорогой смартфон оператора, МТС 968 (Android 4.0, 5-Мп камера), обойдется в 7490 рублей. Телефоны МТС стоят от 590 рублей (простейший бюджетник МТС 252 с радиоприемником) до 2990 рублей за модель с полноценной QWERTY-клавиатурой (МТС Qwerty 665).

У «Билайна» начальная модель А100 при подключении к тарифу «Мир Билайн» будет стоить 500 рублей – то есть 850 рублей за комплект вместе с ТП. Модель С100 с тарифом «Добро пожаловать 2012» (100 рублей на счете) продается за 2340 рублей. В интернет-магазине оператора ассортимент устройств Билайн» представлен лишь этими двумя моделями. Выбор невелик, учитывая, что МТС продает порядка 10 моделей, не учитывая тех, что с продажи уже сняты. А ведь когда-то «Билайн» не меньше других представителей «тройки» интересовался выпуском собственных устройств, например полтора года назад они с МТС наперегонки выпустили по собственному планшету. Но продажи бюджетных операторских планшетов так и не пошли.img

Теперь перейдем к «МегаФону», который настойчивее других развивает это направление розницы, причем не ограничивается бюджетниками, а предлагает смартфон на процессоре Intel (уже упоминавшийся Mint). Есть в его линейке и брендированный смартфон на базе ОС Windows Phone 7. На Mint недавно снижена цена, и теперь он стоит около 12 тыс. рублей. Появилась возможность обновить версию Android до 4.0. Кроме того, действуют разнообразные акции: например, при покупке смартфона можно два месяца пользоваться интернет-безлимиткой. Впрочем, этих телефонных безлимиток не жалко и МТС, тоже практикующей аналогичные акции. Модель SP-W1 на WP 7 за 8900 рублей будет интересна тем, кто хочет попробовать именно эту ОС, так как выбор на российском рынке по-прежнему невелик, а вариант «МегаФона» выглядит оптимально по соотношению цена/характеристики.

img МегаФон SP-W1 На данный момент самый доступный смартфон «МегаФона» – U8110 – предлагается за 2390 рублей. Снижена цена и на более продвинутую модель – TP-DS1, она обойдется в 2900 рублей. Выбор «просто телефонов» также довольно широк, причем «МегаФон» сделал акцент не столько на дешевизну (бюджетных «звонилок» от производителей первой величины на рынке пруд пруди), сколько на привязку модели к конкретной аудитории: необычный «Минифон» в качестве второй трубки, модель для маленьких детей «С1», «бабушкофон» TDM15 (с большими кнопками). И МТС, и «МегаФон» продвигают примерно одинаковое количество моделей, но у «МегаФона» практически ни одна трубка не повторяет другую.

Однако столь целенаправленный подход и хорошо подобранная линейка, с одной стороны, упираются при продажах на оборотную сторону операторского ритейла: приобрести аппарат можно только в собственном монобрендовом салоне (проходимость у мультибрендов типа «Связной» и «Евросеть» выше), а случайные покупатели исключены, так как трубки «МегаФона» предназначены только для SIM’ок этой сети.

Мобильная связь

Журнал: Журнал IT-News [№ 20/2012 (03.12)], Подписка на журналы

MTS | МТС, MegaFon | МегаФон, Beeline | Билайн, Apple


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия