Банк «Открытие» автоматизировал бизнес-процессы с помощью FIS

21.04.2023
Банк «Открытие» автоматизировал андеррайтинг и верификацию с помощью low-code платформы FIS Platform — флагманской разработки резидента Сколково, компании FIS (Финансовые информационные системы).

Российский универсальный коммерческий банк «Открытие» занимает 7-е место по размеру активов среди банков России и входит в перечень системно значимых кредитных организаций. Он развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking.

В 2018 году банк принял новую стратегию развития бизнеса на 3 года — до 2020-го. Перед банком стояла амбициозная задача – в кратчайшие сроки провести модернизацию и начать зарабатывать прибыль. Поскольку «Открытие» было сформировано в результате объединения 15 банков, в нем одновременно функционировали более 600 ИТ-систем – и 60% из них требовалось оптимизировать. В том числе — в корне трансформировать систему андеррайтинга и верификации, консолидирующую различные данные.

Тогда клиентская база банка насчитывала более 10,4 тыс. крупных корпоративных клиентов, 510 тыс. клиентов МСБ и около 3,1 млн. физических лиц. Региональная сеть банка состояла из 410 клиентских офисов в 73 регионах страны.

Цифровая трансформация бизнес-процессов

Для решения задачи повышения качества оценки клиентов банк выбрал low-code платформу компании FIS, которая сотрудничала ранее с присоединенным к «Открытию» Бинбанком, и принял решение о создании кастомизированной системы «Атрибут» на ее основе.

Критически важно было, чтобы решение вписалось в комплексный план изменения ИТ-инфраструктуры банка. Разрабатываемое решение было призвано полностью автоматизировать процессы андеррайтинга и верификации, заменив собой сразу три системы, ранее внедренных в банке.
Задачами проекта стали создание единого рабочего стола для верификаторов, единого поискового интерфейса, единого хранилища негативных списков и единой точки входа для интеграции с рядом внешних источников. За счет этого планировалось получить существенные дополнительные выгоды для удовлетворения бизнес-требований и оптимизации работы департамента проверки клиентов (ДПК) и департамента ИТ-развития банка (ДИТР).

Бизнес. Наращивание клиентской базы стало основной бизнес-задачей банка, необходимо было:

  • в 2 раза увеличить число клиентов розничного бизнеса;
  • в 5 раз – клиентов МСБ;
  • в 3 раза – клиентов крупного корпоративного бизнеса.
Для достижения этих результатов внедряемая система «Атрибут» должна была позволить увеличить объем и скорость обработки заявок минимум на 15%, а также повысить эффективность риск-проверок и сделать их быстрее.

Департамент проверки клиентов. Автоматизировать бизнес-процессы ДПК «Открытия» было решено по ряду причин:

  • время рассмотрения заявки составляло порядка 120 минут – за эти два часа многие клиенты, которые искали оперативное решение, могли принять решение о выборе другого банка;
  • пропускная способность снижалась из-за использования трех разных систем для проверки разных типов заемщиков.
Оптимизация работы департамента должна была позволить банку нарастить клиентскую базу и свести к минимуму число операционных ошибок.

Департамент ИТ-развития банка. Работа ИТ-департамента также должна была соответствовать параметрам новой стратегии:

  • оптимизация множества систем и приведение их в соответствие с актуальными требованиями рынка;
  • сокращение бюджета на ежегодное содержание системы андеррайтинга;
  • синхронизация внедрения с другими системами.
Новая система должна была стать единой базой для развития процессов андеррайтинга и верификации в банке «Открытие», а также основой для работы с другими направлениями в дальнейшем (розничный бизнес, МСБ, корпоративный бизнес, РКО, дебетовые операции).

Внедрение системы андеррайтинга и верификации

Команда FIS занималась реализацией проекта «Атрибут» с 2019 года. Ключевой особенностью проекта стало то, что большая часть работ выполнялась силами банка, FIS была привлечена для создания интерфейса одного из модулей системы. Все работы по интеграции выполнены специалистами банка «Открытие». Система была встроена в ИТ-ландшафт банка. Были разработаны и интегрированы дополнительные функциональные модули, а также осуществлено масштабирование.

Ключевые функции


Благодаря сотрудничеству банка и вендора работы по созданию базовой версии системы были выполнены за 6-8 месяцев.
В результате:

  • в экосистеме банка существует единая точка входа для сбора информации из внешних/внутренних источников для всех систем – CRM, кредитного конвейера, бэк-офисных систем;
  • обработка данных из внутренних и внешних систем происходит автоматически;
  • создан единый рабочий стол верификатора;
  • создан единый интерфейс для поиска информации о клиенте банка;
  • реализована возможность сбора данных по всем внутренним источникам (в том числе, по черным спискам);
  • реализована возможность быстрого сбора данных из внешних источников;
  • автоматизированы стратегии принятия решений по заявке.
Стратегия внедрения

Для внедрения эффективной системы автоматизации и решения задач в установленные сроки команда проекта:

  • Оптимизировала процесс верификации. Весь функционал был перенесен в единую систему, что кратно ускорило процесс работы с заявками и повысило качество их обработки.
  • Разработала универсальный пользовательский интерфейс. В нем были учтены пожелания конечных пользователей, применен новый подход к созданию виджетов.
  • Работала по методологии SCRUM. Проект реализовывался итерационно, спринтами по три месяца. В конце каждого спринта у команды банка был свой KPI.
  • Работала совместно с командой банка. В банке была выделена команда по развитию и сопровождению low-code платформы FIS Platform. На этапе развития кастомизация системы оперативно проводилась силами команды банка.
Автоматизация работы верификаторов и андеррайтеров: каких результатов удалось достичь

В результате работы над проектом «Атрибут» было разработано единое универсальное решение для автоматизации процессов андеррайтеров и верификаторов. FIS Platform стала целевой платформой для создания новых ИТ-решений банка.

Мария Сашевская, начальник управления верификации и андеррайтинга, банк «Открытие»: «Внедрение low-code платформы в экосистему банка, в первую очередь, способствовало созданию единого рабочего стола верификатора. Это положительно сказалось на производительности – например, время рассмотрения кредитных заявок у нас сократилось в 3 раза. Также была реализована система управления очередью – она учитывает и часовые пояса, и графики работы сотрудников, и систему приоритетов. Естественно, это тоже позволило увеличить нашу производительность. Такой системы управления очередью больше нет нигде на рынке. Сегодня мы уже перевели на платформу несколько продуктов – потребительские кредиты, ипотечное кредитование, андеррайтинг залогов, верификацию запросов РКО и кредитование МСБ».

Результаты оптимизации бизнес-процессов

С помощью системы «Атрибут» бизнес-процессы были ускорены, упрощены и стали более прозрачными для пользователей. Теперь проверки клиентов проходят быстрее, а решения по заявкам стали более точными, так как поиск и анализ данных автоматизирован и сводит к минимуму риски совершения операционных ошибок.

Были оптимизированы следующие параметры:

  • стратегии проверки клиентов были улучшены – теперь они отвечают тенденциям рынка и экономической ситуации. В них добавлены новые кросс-проверки триггеров по экспресс-кредитованию, кредитованию МСБ, ипотеке, потребительскому кредитованию (вывод функционала из RTDM);
  • количество автоматически принимаемых решений значительно выросло;
  • качество решений тоже увеличилось – за счет расширения перечня доступных источников информации;
  • поиск и анализ данных был автоматизирован;
  • был сформирован единый центр затрат группы на информационные ресурсы – теперь все расходы полностью прозрачны.


Дополнительно был запущен процесс непрерывной оптимизации и адаптации системы для работы с входящими бизнес-требованиями.

Повышение эффективности автоматических процессов и экспертных проверок

Система андеррайтинга и верификации была комплексно улучшена: скорость проверки заявок увеличилась в 2 раза, а число операционных ошибок в 2 раза сократилось. Теперь каждый линейный сотрудник легче ориентируется в системе и обрабатывает на 15-25% больше заявок, чем раньше. Время ожидания обработки заявки также сократилось (в среднем на 10%), а качество принимаемых решений повысилось за счет расширения перечня доступных источников информации.

Повышение эффективности ИТ-департамента


Работа по оптимизации ИТ-департамента проводилась поэтапно:

  • по факту внедрения системы «Атрибут» в марте 2019 года была создана единая система учета клиентских данных, автоматически обновляемая и пополняемая информацией из разных источников;
  • уже через 3 месяца после внедрения удалось полностью автоматизировать обработку запросов и стратегию принятия решений — в том числе сократив на 30% время обработки процессов розничного кредитования и МСБ;
  • через полгода после старта работы 80% пилотной группы из участников процессов андеррайтинга и верификации уже были включены в систему;
  • на начало 2020 года 3 фронт-системы МСБ и розничного кредитования были интегрированы в систему, а все участники процессов верификации
и андеррайтинга подключены к работе.

Заключение
Система андеррайтинга и верификации «Атрибут», разработанная на FIS Platform, позволила банку ускорить обслуживание клиентов, улучшить качество принимаемых решений, а также внесла вклад в улучшение качества портфеля.

В результате внедрения процессы андеррайтинга и верификации ускорились, их обслуживанием занято гораздо меньше людей, а все необходимые для работы данные агрегируются и подготавливаются автоматически.

Система «Атрибут» развивается в экосистеме банка уже более 3 лет. С ее помощью автоматизированы более 40 процессов и увеличен объем обрабатываемых запросов до 100 млн. Каждый день системой пользуются более 100 пользователей, а среди внешних источников — около 40 баз.
За 3 года портфель кредитов физическим лицам банка вырос в 5 раз и достиг 462 млрд. рублей.

Похожие статьи