IT ExpertМир технологийЭто интересно

Как становятся программистами?

Андрей Виноградов | 26.02.2020

Как становятся программистами?

За чем стоит будущее программирования, в чем находят азарт айтишники и почему важно выбрать правильный вуз, рассказала независимый эксперт SAP Мария Абазьева.

С чего начался ваш путь в профессию?

В сфере ИТ я оказалась еще в юности: поступила в технический университет на кафедру, где обучали и программированию на различных языках, и построению архитектуры информационных систем, и многому другому. Давались мне эти знания легко, потому что нравилось то, чему учили. Конечно, сталкивалась со сложностями, но в целом интересно.

А первая работа? Что это за проект?

На последнем курсе университета я устроилась на полный рабочий день инженером-программистом в одну из крупных производственных компаний в своем родном городе,. Занималась программированием на PL/SQL для базы данных Oracle. Помню, зарплата была где-то 22-25 тысяч рублей. Для 2005 года – в провинции и без опыта работы – на тот момент неплохие деньги. Через пару лет компания приняла решение разворачивать у себя систему SAP, точнее система функционировала, но не все модули. Так я и оказалась в полноценном проекте. Все шло, как и описано в проектной методологии Waterfall: проектные решения реализация, тесты, запуск.

С чего, на ваш взгляд, следует начинать новичку?

Первое – выбрать правильный вуз, то есть не идти на поводу у моды. Я понимаю, что ИТ сейчас звучат из каждого утюга, но в самой индустрии масса направлений. Гораздо больше, чем 10-15 лет назад. К тому же в принципе рынок труда стал разнообразней и вне ИТ, есть из чего выбрать. Если все-таки надумали идти в высокие технологии, то почитайте, чем занимаются в этих областях. Возможно, удастся пообщаться непосредственно со специалистами – это самый лучший вариант. Будет хотя бы примерно понятно, чего ждать, да и хороший способ убрать романтические иллюзии и реально представить свое будущее. Далее, попав на свое первое место работы, – учитесь. Учитесь у самых лучших, кого найдете. Впитывайте знания, как губка. Третье – тренируйте навыки общения. Услуги и продукты люди покупают у людей. Коммуникация – это движущая сила в любой профессии.

Чего вам не хватало в начале пути?

Никто никогда не рассказывал мне, чем конкретно занимаются программист или архитектор ИТ-систем, представление складывалось по статьям из иностранных журналов и фильмам про хакеров. Кое-что уже было и в Интернете. Не знаю, практикуют ли сейчас вузы встречи старшекурсников со специалистами индустрии, но в мое время такого не было. А ведь полезно было бы послушать профессионала, задать ему несколько вопросов. Информации по программным продуктам, которыми я занималась, тоже практически не было – что-то встречалось на англоязычных сайтах, что-то – в Рунете. Сейчас, казалось бы, информации много, она открыта, но качество ее очень низкое. В итоге все равно нужно, как и раньше, все собирать самому по крупицам.

А ваше самообразование продолжается? Какие новые направления изучаете?

Тут главное – не распыляться. Профессионал, он, как правило, силен в одном-двух близких направлениях. Про себя могу сказать, что у SAP, как поставщика, очень много разнообразных продуктов. Например, сейчас идет активное развитие мобильных решений, применение цифровых двойников. Такое сразу лучше пробовать на практике, и хорошо, что поставщики решений стали предоставлять тестовые платформы. Информация по новым решениям быстрее всего появляется в соцсетях, в специализированных группах. Дальше уже можно более углубленно изучать на порталах, где общаются специалисты и есть документация. Кроме того, периодически проходят узкоспециализированные конференции, где можно пообщаться как с поставщиком продуктов, так и с профессионалами-практиками.

С какими трудностями пришлось столкнуться на пути к успеху?

У меня никогда не было наставника – всё приходилось постигать самой. Помню, как первый раз попала в консалтинг: работа очень интенсивная, требует колоссальных сил – и физических, и моральных. В общем, стресс обеспечен. С другой стороны – интересно, много разных проектов. Случались и длительные командировки, где не обходилось без спиртного и заедания стресса в больших количествах, и рабочие дни по 24 часа. После адаптации пришло понимание, что так долго не протянешь, и всё само собой сошло на нет. Конечно, ежедневная работа в таком режиме в активной фазе проекта никуда не ушла, но вот на вредных привычках поставила крест.

А остается ли время на личную жизнь при таком ритме работы?

Сейчас модно говорить о life balance – балансе личной жизни и работы, мол, работать по четыре часа в день и получать баснословные деньги. По мне, так эта формула не работает для всех. Да, я провожу за работой по 16-18 часов в сутки, нередко и в выходные. Но если тебе нравится твоя работа, если нравится проводить на ней много времени, если работа для тебя – любимое хобби, то и живи по своим правилам. А если захочется отвлечься, пообщаться с друзьями, заняться спортом, чем-то новым, то и так найдешь время. Не надо навязывать самому себе какие-то императивы и становиться заложником какого-то строгого подхода в жизни.

Есть ли ограничения по полу и возрасту для тех, кто хочет попасть в ИТ?

Нет. ИТ вообще дружелюбная сфера для всех. Раньше индустрия была более закрытой, ходило много мифов, ИТ-специалист в глазах многих представлялся сухим очкарником в растянутом свитере. Сейчас многое ушло в прошлое. Конечно, люди не всегда понимают, чем мы занимаемся, часто думают, что вся работа заключается в переустановке операционки. Но информированность населения растет. Сейчас в ИТ приходит много интересных людей обоих полов и разных возрастов. Это радует.

Расскажите, пожалуйста, по пунктам – какими путями можно попасть в проектную деятельность, связанную с внедрением или развитием SAP?

Пункт 1. В компании, где вы работаете, либо уже идет SAP-проект, либо планируется в ближайшее время. То есть надо активизироваться и попасть в него или как бизнес-аналитик – если совсем нет никакого SAP-опыта либо опыт как пользователя. Или, если есть опыт работы с другой ИТ-системой, попробовать себя в качестве стажера по приложению SAP, то есть это больше техническая позиция. Я, например, попала на проект SAP именно таким образом. Компания, где я работала, решила развивать решение SAP ERP (Enterprise Resource Planning), которое состоит из модулей – производство, логистика, сбыт, финансы и т. д. Требовалось развернуть контроль качества, для этого сформировали рабочую группу: бизнес-аналитик, консультант по приложению, ABAP-разработчик. В нее я и вошла. Опыта в SAP не было ни у кого, поэтому изучали всё сами – искали документацию, общались на интернет-форумах. В итоге реализовали все требования бизнеса. Таким получился мой первый проект.

Пункт 2. Практически каждая консалтинговая компания пару раз в год производит набор на стажерские программы. Можно подать заявку, пройти отбор и продолжить дальше свою работу в компании. Стажеров очень часто после минимального теоретического обучения отправляют сразу на реальный проект. Потому что теория – это теория, а реальность несколько иная. В данном варианте можно попасть в SAP без опыта. Если же имеешь опыт от одного года именно как консультант – то есть уже делал хоть какие-то настройки в системе, писал спецификации для разработчиков (пускай и простые), то можно претендовать на позицию младшего консультанта. В принципе там достаточно быстро идет рост.

Пункт 3. Есть еще вариант, если вы работаете в поддержке. Например, для вашей компании консалтинг реализовал проект на SAP, передал знания команде поддержки. В принципе это тоже опыт работы в SAP, и через год-два можно подыскивать себе проект. Опять же, скорее всего, возьмут на позицию младшего консультанта. Сейчас есть тенденция – организация больших центров поддержки SAP, то есть компания отдает поддержку на аутсорсинг. Такие центры периодически организуют набор сотрудников разной квалификации, в том числе без опыта либо с минимальным опытом.

На мой взгляд, второй способ ─ самый лучший. Первый ─ дело случая: можно работать долго-долго и ждать, когда компания созреет. Третий на любителя: для работы в поддержке требуется характер определенного склада.

А какие ждут подводные камни?

Самый большой настигает после первого проекта. Называется «я все знаю». Корона до небес. Знать, как настроить систему, ─ это одно, а вот знать, как задать вопросы бизнесу, чтобы получить исчерпывающие ответы, ─ совсем другое. Каждый проект, если он выполняется консультантом в данной индустрии впервые, – уникальный для него самого. То есть для добычи нефти – это одно решение, а для металлургии ─ другое. После первого проекта вы чуть больше знаете, чем продвинутый пользователь системы. Поэтому велика вероятность в состоянии всезнайки на следующем проекте переругаться со всеми, в том числе и с экспертами SAP, у которых желательно учиться. Еще один камень ─ представление о самой работе в SAP. Как правило, все рассказы сводятся к тому, что в SAP платят баснословно много и сразу. Нет такого. Вначале ─ опыт, потом деньги. Если идти в SAP только из-за денег, то надо быть готовым, что необходимо будет потратить несколько лет на завоевания авторитета. Очень многие разочаровываются, узнав такое положение вещей. Поход в офис ─ каторга. На некоторых проектах придется работать практически по 24 часа в сутки с затяжными командировками и работой в выходные дни. К этому тоже многие не готовы. Это только кажется, что легко можно выдержать такой график, – некоторых из стажеров хватало на две недели. Кроме того, надо иметь в виду, что рынок SAP достаточно узкий. Кто не первый год на нем работает, друг друга знают. Поэтому, если собираетесь оставаться в SAP надолго, надо следить за профессиональной репутацией. Происходили случаи, когда на проект просто не брали скандальную личность, несмотря на ее статус «звезды».

Какие есть способы развиваться?

SAP – это не только ERP (сейчас на смену постепенно приходит S/4 HANA), которая состоит из модулей. Это еще и множество различных продуктов. Поэтому можно развиваться путем «захвата» близких модулей и/или изучения близких продуктов. Например, в ERP есть «Закупки». В портфеле SAP есть продукт для управления закупками – Ariba. Возможно, у текущего клиента, где вы работаете, есть потребность, которая может быть покрыта каким-то SAP-решением. Можно его изучить и предложить. Конечно, много времени уйдет на поиск и анализ информации, но оно того стоит. Кроме того, важно мониторить рынок: какие потребности возникают у компаний и как они их решают, какой SAP-продукт используют, с какими проблемами сталкиваются. Причем следить надо не только за российским рынком, но и за тенденциями в мире. По сути, у вас будет представление о спросе на тот или иной SAP-продукт. У SAP также есть свои программы обучения для различных продуктов ─ тоже хороший источник пополнения багажа.

Куда вы советуете двигаться потом

Если говорить о карьерном росте, то быстрее всего вырасти в консалтинге. Можно дорасти до архитектора приложения. Это, по сути ,эксперт, гуру. Знает, как взаимодействуют между собой производство, финансы, логистика и т. д., держит в своей голове все бизнес-процессы проекта. Конечно, не до деталей, но в целом точно. На проекте эту роль исполняет либо один человек, либо несколько ─ по направлениям. Это более горизонтальное развитие. Если же нравится менеджмент и хочется вертикального роста, можно уйти в руководители проектов. Некоторые считают, что руководителем SAP-проектов может работать руководитель любых других ИТ-проектов. На мой взгляд, лучше иметь опыт в качестве консультанта или аналитика на реальном SAP-проекте. Будет глубже понимание, что вообще происходит и о чем все говорят, так как терминология специфичная.

*   *   *

Итак, выводы следующие: работать на проектах SAP интересно, но надо помнить, что сразу больших денег платить не будут. Желательно иметь стальные нервы и выдержку, так как придется много общаться с разными людьми и отстаивать свою точку зрения.

ИТ кадры, образование и обучение, ERP-система

Журнал: Журнал IT-Expert [№ 02/2020], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Не успели мы отбиться от вызовов и задач, которые взвалила на нас принудительная удаленка, как уже растут новые вызовы. В частности, нас ждет будущее всеобщей цифровизации, и будущее это будет непременно светлым и радостным, но только если мы в него впишемся.
Назрела острая необходимость вытравить рабскую покорность ИТ-директоров, разогнуть спины и поднять головы
Есть ситуации, когда в ответ на вопрос о том, какие цифровые решения нужны компании, ИТ директор говорит: «А давайте спросим у коллег из маркетинга, продаж или производства, чего они хотят»

Компании сообщают

Мероприятия

Micro Focus Fortify
ОНЛАЙН
26.10.2020
11:30
HI-TECH Building 2020
Москва, Крокус Экспо
27.10.2020 — 29.10.2020
Integrated Systems Russia 2020
Москва, Крокус Экспо
27.10.2020 — 29.10.2020
Blue Prism Roadshow Russia
ОНЛАЙН
27.10.2020
11:00
Summit & Award 2020
ОНЛАЙН
5 000 руб
28.10.2020 — 29.10.2020
10:00