Управление ИТ: проверка на прочность

Логотип компании
Управление ИТ: проверка на прочность
Насколько верными оказались прогнозы, сделанные год назад? Что сбылось, а что нет, что удивило, с какими проблемами пришлось столкнуться и как их удалось решить.

В мае 2022-го на виртуальном круглом столе с членами Санкт-Петербургского клуба ИТ-Директоров мы обсуждали, как им работается в новой реальности и чего они ждут от будущего. И вот спустя почти год эксперты вновь собрались, чтобы поговорить от том, насколько верными оказались прогнозы, что сбылось, а что нет, что удивило, с какими проблемами пришлось столкнуться и как их удалось решить. Впрочем, несмотря на все трудности, год выдался весьма продуктивным.

Ожидания и реальность

Управление ИТ: проверка на прочность. Рис. 1
Для Ивана Козлова, главы клуба ИТ-директоров SPb CIO Club и ИТ-директора группы «Латео», это был год смены работодателя, что совпало с перестройкой всех процессов и инфраструктуры на новом месте. Эксперт отмечает, что практически все аспекты ИТ-инфраструктуры, от файерволов до бизнес- и офисных приложений, изменились радикально. В частности, произошел существенный рост популярности отечественного софта, связанный с ограничениями на использование иностранного программного обеспечения. Если в начале года, когда ушли западные игроки, многие предприятия занимали выжидательную позицию и думали, что пока есть возможность, они будут продлевать свои лицензии или параллельно импортировать их через соседние страны. Однако теперь все больше компаний осознают, что это не лучший вариант, и коммерческие структуры все чаще отдают предпочтение российскому софту.

Сергей Бородин, директор департамента ИT-инфраструктуры компании OCS Distribution говорит, что прошлый, 2022-й можно считать как год за три, в котором было три абсолютно разных периода. В первой части года все казалось привычным: компания имела согласованные проекты и готовые планы. Затем наступило время неопределенности и турбулентности, когда было непонятно, чего ожидать завтра, и требовалось оперативно принимать множество решений. Заключительная часть года стала периодом сплочения и плодотворной работы к достижению намеченных планов. Сергей подчеркивает, что прошлый год очень сильно сплотил людей, и многие начали работать вместе, чтобы как-то помочь друг другу. Удивительно, что несмотря на глобальные изменения на рынке, состав проектов компании практически не изменился. Однако некоторые проекты пришлось притормозить, впрочем, на финише все, к чему компания стремилась, было достигнуто.

Алексей Максимачев, директор по цифровой трансформации сети клиник «Медицинский центр XXI век» добавляет, что у него наблюдалась похожая ситуация. Команда, с которой он работает, оказалась очень сильной и сделала больше и лучше, чем ожидалось. Внешняя среда тоже изменилась, появились новые продукты и железо. Стало ли труднее работать? По мнению Алексея, речь идет не о сложности — просто теперь приходится искать другие пути и варианты решений. Что касается затрат, они действительно выросли. Но это скорее не проблема, а просто факт, который нужно учитывать, и находить новые пути оптимизации расходов.

Уроки пандемии

Когда COVID-19 бросил вызов всему миру, айтишники в одночасье стали супергероями. Именно от них во многом зависело, выживет ли предприятие, сможет ли работать также эффективно при удаленном режиме, можно ли обеспечить всех сотрудников необходимым функционалом. Пригодился ли этот опыт сегодня?

Управление ИТ: проверка на прочность. Рис. 2
По словам Алексея Максимачева, сейчас очевидно, что до пандемии жилось легко и спокойно и если что-то не получалось, то это было неважно. Пандемийный год научил всех быстрее действовать и не останавливаться. Алексей считает, что год помог в части планирования решений и работы, а также в сплоченности коллектива. Кроме того, в его департаменте есть специалисты, которые до сих пор, кроме отдела поддержки пользователей, трудятся удаленно. Их работа на удаленке оказалась более эффективной, нежели в офисе. В целом, Алексей считает, что пандемийный год подготовил к тому, чтобы столкнуться с новыми вызовами.

С коллегой согласен Сергей Бородин: «Действительно, привыкаешь быстро принимать решения, быстро перестраиваться, быстро реагировать на любые внешние факторы, вне зависимости от того, какие это факторы».

Иван Козлов отмечает, что после пандемии в России вышел закон об электронном кадровом документообороте, который предоставил возможность создавать системы для заключения трудовых договоров и ведения всех отношений с сотрудниками удаленно. Это изменило характер работы в целом.


Глобальные перемены

Насколько поменялся ИТ-ландшафт предприятий за последний год или вообще не поменялся? Удалось ли найти на замену зарубежным продуктам?

Алексей Максимачев говорит, что есть ряд российских продуктов, способных стать адекватной заменой зарубежным, но это зависит от конкретной сферы. Медицинские информационные системы использовались и ранее в основном российские.

По словам Сергея Бородина, портфель продуктов и решений их компании очень серьезно пополнился новыми продуктами. И многие из них действительно являются неплохими альтернативами тому, что было ранее. При этом часть решений компания уже выпустила на рынок, а часть находится в пилотном режиме — проходит тестирование и апробацию. Но внедрение новых систем — это не только запуск продукта, это еще и обучение сотрудников, разработка инструкций и накопление эксплуатационной экспертизы. Кроме того, OCS имеет собственное производство, что позволяет брать в эксплуатацию то, что компания производит самостоятельно и помогает в решении задач.

Иван Козлов считает, что у него уникальная ситуация, так как ему пришлось заново строить инфраструктуру и объединять различные хозяйственные единицы в общую систему. Для этого был разработан большой roadmap на год, чтобы внедрить общие решения в каждом юрлице. Эксперт также отмечает, что проблема текущих приложений заключается в том, что они не являются единой экосистемой, а потому затрудняется их использование и интеграция друг с другом. «Проблема текущих приложений в том, что есть отдельная хорошая система ВКС, есть отдельная хорошая система чатов, есть почтовый сервер, какой-то почтовый клиент, но когда вот это все пытаешься «скрестить» между собой, получается не очень аккуратно, — поясняет Иван. — Ну и конечно, есть пользователи, которые полностью довольны российскими продуктами, но есть и те, кто недоволен». Он делает вывод, что сейчас российские системы переживают период детских болезней, но это со временем пройдет.

Управление ИТ: проверка на прочность. Рис. 3
Сергей Бородин уточняет, что в любом случае внедрение новой технологии — это всегда привыкание к новому интерфейсу, новым инструментам и способам эксплуатации. И иногда пользователи ожидают, что новая технология будет абсолютно такой же, как старая, только с другим дизайном или лейблом. Однако на самом деле новые технологии могут иметь свои особенности и правила применения, которые не всегда совпадают со старыми.

Исходя из опыта, он считает, что переобучение пользователя новым инструментам может быть трудным, так же как переобучение ИТ-специалиста. Сергей говорит, что заставить специалиста по Windows работать на Linux-системе или наоборот — очень сложно, и порой специалист начинает оттягивать этот момент.

Таким образом, внедрение новых технологий всегда связано с привыканием к новым интерфейсам и правилам использования, и это может быть трудно как для пользователей, так и для профессионалов. Поэтому все должно быть хорошо продумано и подготовлено, чтобы минимизировать негативные последствия и обеспечить более гладкий переходный период.



Чего хочет бизнес?

Он по-прежнему стремится к автоматизации и цифровизации своих процессов, а также к экономии времени сотрудников. Главное для бизнеса, чтобы решения были надежными, работающими, а интерфейсы — удобными. И платформа, на которой это реализуется, не так важна. Боты частично могут заменить сотрудников, например кол-центра, позволяя упростить работу и сократить расходы на персонал. Однако при критичных ситуациях, по мнению Алексея Максимачева, все же требуется человеческая реакция. В целом, ИТ должны предоставлять больше функций, которые помогут заменить человека в каких-то точках.

Иван Козлов добавляет, что с прошлого года запросы все-таки несколько изменились. Бизнес был сильно напуган происходящим и начал обращать больше внимания на надежность и безопасность. Запросы на цифровизацию отодвинулись на второй план, а на первый вышли инфраструктурные вопросы. Бизнес хочет уверенности в том, что все будет работать завтра, чтобы оставаться стабильным. Однако общение с коллегами показало, что это временное явление и после обеспечения надежности бизнес снова будет готов продвигаться вперед по пути цифровой трансформации.

По словам Сергея Бородина, запросы стали более срочными и требуют быстрого решения. Это связано с ростом конкуренции и увеличением Time to Market. «И мы стараемся на этой волне максимально помогать бизнесу, решать их проблемы, даже если иногда решения могут быть не всегда правильные. Зато это быстрое решение, а не ожидание, пока мы тут придем в правильную точку. Хорошая практика MVP. Когда мы быстро попробовали, посмотрели — хорошо пошло, поехали дальше развивать. Не пошло — быстренько свернули, направились в другую сторону», — добавляет он.

Проектная деятельность

Начиная с прошлого года многие приостановили инвестиции в длинные проекты, сосредоточившись на коротких. А что происходит в компаниях наших ИТ-директоров? Выросли ли их расходы? Изменились ли ИТ-стратегия и горизонты планирования?

Алексей Максимачев говорит, что от запланированных проектов они не отказывались, но затраты по некоторым направлениям выросли, например, на то, что не поставляется напрямую в Россию. В остальном все запланированные проекты были реализованы. Стратегия не менялась, и фокус по-прежнему остается на цифровизации и автоматизации бизнес-процессов, а также на повышении безопасности и надежности инфраструктуры. Он отмечает, что может меняться подход к реализации стратегии и используемым инструментам, но основная цель неизменна. Например, в сети клиник «XXI век» стараются запускать продукты, используя минимальные решения, чтобы понять, в какую сторону развиваться и что наиболее важно совершенствовать дальше. Это очень быстро делается на спринтах, и если получается кусочек решения, даже небольшой, но с самыми важными функциями, то его внедряют, а потом дорабатывают на следующем этапе. Соответственно, появилось и краткосрочное планирование.

По мнению Ивана Козлова, рассуждать о том, выросли или снизились затраты, сложно из-за запуска множества новых инфраструктурных проектов, которые ранее не реализовывались. При планировании бюджета на 2023 год трудно отталкиваться от показателей 2022-го. Однако компания готова запускать новые проекты, включая проекты в области ИТ, и продолжать развиваться. Иван подчеркивает, что это нормально и требует определенных затрат.

В компании OCS стараются не строить грандиозных планов на три года вперед, но если речь идет о базовых, ERP-, CRM- и подобных системах, то горизонты остаются долгосрочными. Поэтому ИТ-службы стараются быть гибкими и оперативно реагировать на изменения как внутри компании, так и во внешней среде. Сергей Бородин добавляет, что стратегия компании достаточно фундаментальная и не зависит от технологий или вендоров. Может измениться тактика, но стратегия остается постоянной.

В целом же все запланированные проекты были реализованы, хотя затраты стали менее предсказуемыми из-за инвестиций в оборудование на несколько лет вперед. Вместе с тем компания стала тратить меньше на сопровождение «железа», но больше на ZIP, который необходимо единовременно приобретать в нужном объеме.

Есть ли проблемы с персоналом?

Начиная с марта прошлого года бизнес стал активно жаловаться на отток кадров, на то, что айтишники массово уехали. Потом кто-то вернулся, а кто-то нет. А осенью случилась новая волна отъезда, что, конечно, повлияло на устойчивость и развитие компаний.

Сергей Бородин заявляет, что культура его компании нивелировала проблему оттока кадров и объем компетенций в их департаменте, наоборот, значительно вырос. Кроме того, он закрыл все позиции, которые очень долго не мог закрыть, и в целом считает, что у них нет серьезных проблем с персоналом.

В группе «Латео», по словам Ивана Козлова, только один сотрудник уехал из его штата, и сейчас он работает удаленно. Он также отмечает, что у партнеров, с которыми они сотрудничали, могут быть уехавшие специалисты, но это неважно, поскольку контракты остаются в силе и на бизнес это никак не влияет.

Алексей Максимачев подтверждает, что их команда сохранила свой состав, несмотря на отток кадров в ИТ-секторе. Некоторые сотрудники работают удаленно, в том числе даже не в России, но в целом команда осталась очень сильной. Он также добавляет, что они закрыли практически все вакансии чуть больше года назад и есть некоторые вакансии, где всегда происходит текучка кадров. Однако в целом ситуация с кадрами у них неплохая.

Бронь от Минцифры

Основной регулятор ИТ-отрасли приложил все усилия, чтобы специалисты не боялись оставаться в России. В кратчайшие сроки были выпущены документы и регламенты, подтверждающие права на отсрочку от мобилизации для айтишников. Так, бронь получили ИТ-компании, правда, с определенными требованиями к образованию сотрудников. Стало ли это стимулом для того, чтобы не уезжать?

По мнению Сергея Бородина, спокойствие айтишника зависит от многого, а не только от наличия официальной брони. Он считает, что если человека все устраивает и ему компания помогает работать эффективно, то он не уйдет, даже вне зависимости от внешних факторов.

Алексей Максимачев объясняет, что наличие брони в реестре Минцифры не всегда достаточно для бронирования специалиста от мобилизации, так как еще важно самому специалисту соответствовать определенным требованиям. Он отмечает, что базовое образование может оставаться не тем, которое требуется для ИТ-сферы, даже если человек уже много лет работает айтишником.

В группе «Латео» есть дочерняя ИТ-компания, зарегистрированная в реестре Минцифры. Однако, по словам Ивана Козлова, большинство сотрудников предпочитают работать в системообразующем предприятии, поскольку это считается более надежным вариантом. Иван также уверен, что интересность задач, а также отношение работодателей играют бóльшую роль в удержании сотрудников, нежели регистрация в Минцифре. Он добавляет, что сотрудникам предлагалось перейти в «дочку» ИТ, но очень немногие захотели это сделать. Те, кто уже был оформлен в ИТ-компании, продолжают работать там, а те, кто не был оформлен, остались в системообразующем предприятии.

В целом, участники встречи согласились, что безопасность является важным фактором при выборе места работы для ИТ-специалистов. Однако, как отметил Иван Козлов, каждый человек индивидуален и что может быть важным для одного, не обязательно имеет значение для другого.

Планы и прогнозы

Всегда непросто строить прогнозы в условиях турбулентности. К чему же готовится ИТ-профессионалам?

Сергей Бородин выражает опасения, что следующий год может быть еще более трудным, чем предыдущий. Он считает, что в борьбе за вычислительные ресурсы все станет более сложным, и потому необходимо оптимизировать имеющиеся решения.

Иван Козлов считает, что следующий год может стать годом привыкания и осознания новой реальности. При этом ИТ-инфраструктура будет перестраиваться на более гибкие и легко изменяемые системы, например, на микросервисную архитектуру.

Важность сервисной архитектуры отмечает и Сергей. По его словам это спасет компании от необходимости одномоментно менять всю инфраструктуру, что может быть очень сложно и дорого.

Алексей Максимачев уверен, что скорость изменений в ИТ-сфере не уменьшится, а только увеличится. Потому что люди уже привыкли бежать, и даже если вдруг не будет необходимости в быстрых изменениях, они все равно будут продолжать бежать. Он думает, что следующий год окажется еще более быстрым и динамичным.

По мнению всех экспертов, независимо от того, что нас ждет в будущем, нужно продолжать работу над повышением качества разработки и внедрения ИТ-решений, а также обеспечивать интересные и надежные условия для своих сотрудников.

Опубликовано 25.05.2023

Похожие статьи