УправлениеГоссектор

ИТ-диалог власти и жителей Санкт-Петербурга

Алексей Комов | 18.06.2015

ИТ-диалог власти и жителей Санкт-Петербурга

О ключевых достижениях Северной столицы в области автоматизации органов городской власти и информатизации жизни горожан рассказывает председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС) Иван Громов.

О ключевых достижениях Северной столицы в области автоматизации органов городской власти и информатизации жизни горожан в интервью редакции IT-MANAGER рассказывает председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС) Иван Громов.

Как вы оцениваете итоги реализации ключевых проектов в сфере информатизации Санкт-Петербурга за прошедший год – какие из намеченных планов удалось воплотить в жизнь?

За прошедший год мы довели до ума дата-центр «Таврический», расположенный на одноименной улице: наконец-то привели его полностью в состояние стопроцентной готовности, реализовав всё в соответствии со стандартами и лучшими практиками современных коммерческих ЦОДов. Кроме того, перевели в этот дата-центр более 63% информационных ресурсов органов власти города. Колоссальным рывком вперед стал переход на сервисную модель видеонаблюдения в Санкт-Петербурге: мы перестали строить каналы связи до отдельных точек сбора видеосигнала и устанавливать там соответствующее оборудование, а вместо этого получаем «картинку» в одной точке – в нашем дата-центре, c использованием отечественного ПО, которое оценивает качество входящего трафика, проверяет его на аутентичность и отсеивает дубликаты. После этого приобретаем видеосигнал по определенной фиксированной ставке, в зависимости от уровня: подъездные камеры, дворовые камеры и камеры в местах массового скопления людей. Они радикально отличаются по техническим характеристикам и, соответственно, сильно отличаются по стоимости: от тысячи до 11 тысяч и более рублей в месяц за «картинку» с одной камеры. Такой подход позволил нам в разы экономить на развитии городской системы видеонаблюдения. Кроме того, мы обеспечили возможность доступа к этой системе по защищенному каналу с любого рабочего места администрации города, в том числе и через Интернет. В настоящий момент в системе насчитывается более 3600 видеокамер – их число постоянно меняется. К концу года рассчитываем довести до 15 тысяч. Это серьезное достижение, поскольку в течение последних семи лет, до того как мы взялись за этот проект, в Санкт-Петербурге было не более полутора тысяч камер видеонаблюдения. Сейчас осуществляем раздачу прав доступа к этой системе различным исполнительным органам власти, а также правоохранительному блоку и другим заинтересованным структурам – все они получают доступ по паролю к данным с того набора камер, который необходим в соответствии с их должностными обязанностями.

Есть ли у вас статистика по снижению количества чрезвычайных ситуаций в связи с развитием системы видеонаблюдения?

Зависимость самая что ни на есть прямая: каждая установленная камера снижает количество совершаемых в зоне ее действия преступлений минимум на 30%, а в ряде случаев до 60-70%. Поэтому все, начиная от губернатора города и заканчивая главами районной администрации, прямо заинтересованы в максимальном ускорении развертывания этой системы.

Как обеспечивается информационная безопасность в этой системе?

В нашем решении этому аспекту уделяется наибольшее внимание: в дата-центре есть как демилитаризованная зона, открытая для доступа по внешним каналам связи, так и полностью закрытый сегмент с совершенно иным набором прав доступа. Такое четкое разграничение прав исключает возможность несанкционированного доступа к закрытой информации. Мы изучили опыт Москвы по предоставлению доступа к системе видеонаблюдения самим горожанам и считаем это пока преждевременным для Санкт-Петербурга. Но если будет сформировано общественное мнение о том, что это необходимо, вернемся к проработке этого вопроса.

Каково состояние и планы развития инфраструктуры электронных госуслуг в Санкт-Петербурге?

В предыдущие годы мы стремительно наращивали количество госуслуг, переведенных в электронный вид, и на текущий момент находимся в шаге от завершения этой работы – осталось обработать не более 15% сервисов от общего объема. При этом у каждой госуслуги существует пять стадий оказания в электронном виде: от возможности узнать о ней до получения требуемого результата по итогам оказания сервиса. Поэтому теперь наша основная задача заключается в том, чтобы довести все электронные госуслуги до пятой стадии и обеспечить возможность жителям города получать любые госуслуги не выходя из дома. Мы четко следуем утвержденному постановлением правительства плану, постоянно корректируя его в части ускорения сроков реализации.

Как обстоят дела с повышением ИТ-грамотности населения в городе?

Уже много лет по инициативе Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга организуются курсы для обучения жителей города компьютерной грамотности на базе СПб ИАЦ. Они ориентированы на пенсионеров: люди, имеющие пенсионные удостоверения, могут обратиться в СПб ИАЦ и пройти обучение совершенно бесплатно. Мы считаем, что это очень важный социальный сервис. Также с 1 сентября нынешнего года стартует проект, направленный на популяризацию электронных госуслуг в кругу школьников, их преподавателей, родителей и друзей. Он продлится примерно два-три месяца и будет реализован на базе КАИС КРО – комплексной автоматизированной информационной системы каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга, к которой подключены все школы нашего города. Этой системой мы занимались последние три года, и она уже год, как запущена в эксплуатацию. В данной системе все учителя, школьники и их родители могут посредством интернет-доступа создать личный кабинет, через который осуществляется доступ к детализированной информации о текущей деятельности образовательных учреждений, вплоть до оценок за обучение, которые уже выставляются там, а не в обычные журналы. Среди пользователей этой системы мы проведем конкурс, в рамках которого необходимо пользоваться различными электронными госуслугами города и набирать за это конкурсные баллы. По итогам конкурса лучшие директора школ и преподаватели получат заграничные путевки, а набравшие больше всего баллов школьники – ряд ценных призов, включая новейшие ноутбуки MacBook, планшеты iPad и «умные» часы iWatch. При этом все призы предоставляют спонсоры проекта, то есть мы не тратим на это ни копейки бюджетных средств. Школьникам, участвующим в конкурсе, будут начисляться баллы не только за их действия, но и за действия их родителей и друзей, принявших участие в проекте. Этот проект реализуется нами по образу и подобию аналогичного проекта в Татарстане, но с нашими доработками. В системе КАИС КРО зарегистрировано более 300 тысяч школьников Санкт-Петербурга. По нашим предварительным оценкам, каждый из них привлечет к участию в проекте в среднем пять человек, то есть всего в нем будет задействовано не менее полутора миллионов граждан.

Помимо регионального портала электронных госуслуг, гражданам города доступно мобильное приложение «Госуслуги Санкт-Петербурга» для iOS и Android. Сколько времени и ресурсов ушло на этот проект, кто принимал участие в разработке приложения и каковы планы по его развитию?

Проект был запущен в конце прошлого года. Для начала работы над мобильным приложением мы выбрали самые востребованные у граждан госуслуги: запись к врачу, получение льготных лекарств, получение паспорта, поиск информации о начислении в ГИС ГМП (Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах), очередь в детский сад, сервис «узнай свой ИНН», поиск свободного времени в ЗАГСе и запись на прием, штрафы ГИБДД, а также показания счетчиков коммунальных услуг. Конечно, к наиболее популярным сервисам относятся также услуги Росреестра, но мы сознательно не реализовывали их в мобильном приложении, поскольку считаем, что доступ к информации о недвижимости в нем не нужен.

Готовы ли Комитет и подведомственные ему организации откликнуться на призыв государства об импортозамещении в сфере ИКТ и насколько это усложнит стоящие перед Комитетом задачи?

Страна взяла очень правильный и выверенный курс на импортозамещение во всех секторах экономики. По нашей оценке, ИТ-отрасль наиболее зависима от зарубежных разработок. Например, более 90% программного обеспечения, внедренного в органах исполнительной власти Санкт-Петербурга, имеет иностранные корни. Однако последние три года развития Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра (СПб ИАЦ) не прошли даром: мы научились создавать необходимые нам решения самостоятельно. Большинство программных продуктов создают для нас проверенные временем петербургские подрядчики под нашим руководством. Также мы работаем над заменой уже используемого ИКТ-оборудования на отечественные аналоги. При этом мы фокусируемся не просто на российских, а именно на петербургских разработках. К сожалению, пока выбор невелик: продукты российских производителей представлены далеко не во всех сегментах и существенно уступают импортным решениям. Тем не менее мы отдаем предпочтение устройствам отечественной сборки: персональным компьютерам, камерам видеонаблюдения, а также всевозможным датчикам, используемым в комплексной системе безопасности и охраны жизнедеятельности. Кроме того, начали работу по замене систем управления базами данных. Пока что основная масса используемых нами СУБД это решения Oracle. Но мы с нетерпением ждем, когда появятся схожие по возможностям российские разработки. В целом уже более 60% программного обеспечения, используемого органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, составляют отечественные продукты. Из оставшегося примерно 20-30% приходится как раз на различные СУБД от Oracle, Microsoft и IBM. По моим прогнозам, в течение ближайших трех лет мы сможем увеличить долю используемого отечественного ПО до 80%. Помимо перечисленного, мы по поручению губернатора разрабатываем информационный ресурс, который появится в течение ближайших двух-трех месяцев и будет содержать информацию обо всех закупках города, связанных с импортозамещением. Каждый руководитель будет обязан представлять в личном кабинете на данном ресурсе новые закупки, которые он планирует сделать в следующем году, а также регулярно производимые закупки с горизонтом минимум в два года. Это делается для того, чтобы открыть доступ всем предприятиям Санкт-Петербурга к перечню планируемых городскими властями закупок с подробными техническими требованиями. Кроме того, они будут видеть объемы и стоимость уже совершенных закупок. Все это повысит прозрачность и позволит предприятиям, выстраивая свою рыночную стратегию, ориентироваться на конкретные потребности нас как заказчиков. А перед нами стоит задача не только разработать и визуализировать этот ресурс, но и популяризировать его.

Насколько мне известно, параллельно с решением задач по импортозамещению региональные власти все чаще используют в процессе информатизации свободное программное обеспечение (СПО) и Open Source. Как с этим обстоят дела в Санкт-Петербурге?

Больше половины используемых нами решений созданы на базе СПО, и при написании технических заданий на разработки нашим подрядчикам мы строго придерживаемся курса на СПО и открытый код. Но при этом существуют некоторые специализированные отраслевые задачи, для решения которых использование СПО по разным причинам невозможно или неэффективно. Тем не менее год от года доля СПО и Open Source в общем объеме потребляемого нами ПО растет в среднем на 10%, что позволяет нам существенно экономить расходы на лицензионные отчисления.

Как Вы оцениваете результаты работы электронной записи детей в школы Санкт-Петербурга в этом году? Чем на Ваш взгляд обусловлен произошедший сбой? Какие организационные и технические меры можно и нужно было, по Вашему мнению, принять для того, чтобы избежать этой ситуации?

В первую очередь необходимо понимать, что прием заявлений в первые классы обеспечивался 1 февраля 2015 года и обеспечивается по настоящее время единой системой – «Межведомственной автоматизированной информационной системой предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде», МАИС ЭГУ. Это значит, что все заявления, которые подаются как через портал государственных услуг Санкт-Петербурга, так и через МФЦ, автоматически попадают в базу данных МАИС ЭГУ и в последующем передаются в информационную систему Комитета по образованию. Перед началом открытия приема заявлений нашим Комитетом и «Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром были проведены все необходимые мероприятия по подготовке МАИС ЭГУ к бесперебойной работе. В частности, в соответствии с нагрузочными испытаниями, неоднократно проводимыми в декабре 2014 и январе 2015 года, МАИС ЭГУ была подготовлена к приему до 360 тыс. обращений в минуту, что в несколько раз превышало ожидаемый единовременный наплыв пользователей портала – родителей детей соответствующего возраста.

Как мы все помним, 1 февраля 2015 года были зафиксированы факты замедления работоспособности портала. В ходе технических экспертиз было выявлено, что к системе было сформировано около 10 млн. нерелевантных запросов, которые системы пыталась обработать. Таким образом, реальная нагрузка превысила максимально ожидаемую более чем в 220 раз. Несмотря на серьезность атаки, система защиты МАИС ЭГУ не позволила нарушить функционирование системы в целом. Все городские МФЦ продолжали прием заявлений в штатном режиме. А служба технической поддержки портала своевременно приняла меры, не допустившие остановку приема заявлений через портал. В течение 1 февраля всего через МАИС ЭГУ было принято 41,3 тыс. заявлений, из них 15 тыс. заявлений – через портал и 26,3 тыс. заявлений – на базе всех МФЦ города.

В настоящее время в целях снижения рисков повторения ситуации, сложившейся 1 февраля 2015 года, Комитет по информатизации и связи согласует с Комитетом по образованию новый регламент предоставления услуги по записи детей в первые классы и техническую реализацию приема электронных заявлений на услугу в 2016 году.

Какие возможности открывает портал «Наш Санкт-Петербург» жителям города? Какова роль в этом проекте Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга?

Наш является создателем портала «Наш Санкт-Петербург». Каждый житель может сообщить о городских проблемах и проконтролировать проводимые работы. Так, на портале «Наш Санкт-Петербург» граждане могут отправить сообщения по вопросам благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, по проблемам незаконных объектов торговли, нарушению земельного законодательства и т.д. Отправленное сообщение попадет к конкретному чиновнику, отвечающему за решение конкретного вопроса.

Необходимо отметить, что портал «Наш Санкт-Петербург», это абсолютно новая форма взаимодействия между гражданином и чиновником, и что немаловажно – публичная, написать в ответе отписку практически невозможно. Администрация города, а также районные администрации и управляющие компании имеют возможность получать достоверные и своевременные сведения о проблемах в городе, так как о них напрямую сообщают жители, подтверждая свои сообщения фотоматериалами.

Процесс по рассмотрению, поступивших на модерацию сообщений от граждан, занимает один рабочий день, то есть проблема, с которой обратился гражданин, рассматривается модератором и при условии соблюдения правил работы сообщение направляется конкретному исполнителю. Как известно, в соответствии с 59-фз «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок на рассмотрение и предоставления ответа составляет 30 дней. Однако, на портале «Наш Санкт-Петербург» удалось добиться более сжатых сроков.

На портале разработан раздел «Карта событий», в котором на карте Санкт-Петербурга отображаются маркерами все поступившие сообщения жителей города с ответами на них. Также на портале можно ознакомиться с утвержденными городскими адресными программами и планируемыми работами, узнать сведения об управляющих организациях и муниципальных образованиях.

Электронные госуслуги Безопасность Мобильные приложения Импортозамещение

Темы:

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00