Рынок ЦОДов в России: динамика положительная

Логотип компании
Рынок ЦОДов в России: динамика положительная
По данным iKS-consulting и «ТМТ Консалтинг», рынок коммерческих data-центров в России последние два года (2016-2017) уверенно растет. Особенно заметна эта тенденция на фоне серьезной просадки, дно которой пришлось на 2015 год...

По данным iKS-consulting и «ТМТ Консалтинг», рынок коммерческих data-центров в России последние два года (2016-2017) уверенно растет. Особенно заметна эта тенденция на фоне серьезной просадки, дно которой пришлось на 2015 год. В частности, по данным «ТМТ Консалтинг», рынок коммерческих data-центров в России по итогам 2017 года оценен в 23,6 млрд рублей, что на 10,6% больше по отношению к 2016 году. Общее количество введенных в эксплуатацию коммерческих стойкомест на конец 2017 года выросло на 11,9% и составило 36,3 тыс..

Динамика роста

Для более наглядной оценки темпов роста рынка напомним: как сообщало агентство iKS-consulting, в начале 2016 года численность стоек, используемых для коммерческой деятельности, составляла 28,7 тыс., а в конце того же года – уже 30,5 тыс. Ожидается, что тенденция прироста как количества стойкомест, так и доходов коммерческого сегмента ЦОДов в России сохранится в текущем году. Согласно прогнозу «ТМТ Консалтинг», эти показатели увеличатся на 9 и 13% соответственно. Опрошенные нами участники рынка в целом согласились с подобными оценками аналитических агентств.

Рынок ЦОДов в России: динамика положительная. Рис. 1
Дмитрий ГАЧКО

Дмитрий ГАЧКО, генеральный директор ГК «ИТ-ГРАД» 

Генеральный директор ГК «ИТ-ГРАД» Дмитрий Гачко подтверждает стабильный рост рынка, особенно в столичном регионе и на Северо-Западе России: новые data-центры как появлялись, так и продолжают появляться. Особый акцент г-н Гачко делает на равномерном заполнении новых мощностей, что указывает на уравновешенность спроса и предложения. «И хотя рост идет не взрывными темпами, тем не менее он не прекращается», – резюмирует он.

Рынок ЦОДов в России: динамика положительная. Рис. 2
Евгений ГОРОХОВ

Евгений ГОРОХОВ, исполнительный директор Stack Group (M1Cloud)

Исполнительный директор Stack Group (M1Cloud) Евгений Горохов отмечает, что темпы роста рынка коммерческих ЦОДов составляют 15-20%, при этом лишь 7-8% приходится на сегмент colocation-услуг (когда заказчик размещает собственное оборудование на площадке ЦОДа), а остальное – на cloud-сервисы. Сегодня именно за счет облачных услуг растут портфели крупнейших data-центров.

Рынок ЦОДов в России: динамика положительная. Рис. 3
Ольга СОКОЛОВА

Ольга СОКОЛОВА, генеральный директор Linxdatacenter в России

Генеральный директор Linxdatacenter в России Ольга Соколова считает, что рынок растет в связи с тем, что потребности бизнеса и государства в data-центрах по-прежнему превышают предложение. По итогам 2017 года, на ее взгляд, российский рынок ЦОДов вырос на 10%, в то время как рост выручки Linxdatacenter в прошлом году составил 8%. По оценкам «ТМТ Конслатинг», по итогам прошлого года компания заняла третье место в списке крупнейших российских коммерческих ЦОДов (доля на рынке 5,6%). «Тренды, определившие такую динамику, включают в себя рост спроса на облачные сервисы, рост доверия к аутсорсингу IT-инфраструктуры и бизнес-процессов, а также повышение роли высокой доступности IT-ресурсов компаний (базы данных, корпоративные приложения и т. д.)», – отмечает г-жа Соколова. В Linxdatacenter также отмечают снижение популярности colocation-услуг. По мнению г-жи Соколовой, можно смело заявить о стагнации спроса по этому направлению. С учетом того, что прогноз развития рынка на 2018 год благоприятный, компания намерена продолжить наращивание числа стоек на своих площадках в Москве и Санкт-Петербурге, а также открыть второй ЦОД в Москве на 1000 стоек. Кроме того, как утверждает Ольга Соколова, компания планирует выйти на рынки Китая и Скандинавии, а также начать самостоятельную разработку новых облачных сервисов.

Рынок ЦОДов в России: динамика положительная. Рис. 4
Роман ГОЦ

Роман ГОЦ, глава департамента больших данных и безопасности компании Atos

Глава департамента больших данных и безопасности компании Atos Роман Гоц также согласен с оценкой динамики на рынке ЦОДов в России в положительном ключе. Г-н Гоц делает акцент на особенном пути развития рынка ЦОДов в России. «С одной стороны, российские компании частично используют облака, причем в основном переносят туда некритичные для бизнеса системы. С другой стороны, для решения важных задач широко применяются локальные относительно дешевые вычислительные системы, которыми, прямо скажем, рынок СНГ уже наелся. В итоге российские предприятия зачастую стремятся построить собственный ЦОД для бизнес-критичной IT-инфраструктуры», – объясняет он.

Рынок ЦОДов в России: динамика положительная. Рис. 5

Валентин ФОСС, директор по маркетингу и сбыту компании «Утилекс»

Директор по маркетингу и сбыту компании «Утилекс» Валентин Фосс говорит, что, несмотря на помехи, связанные с инвестиционным климатом и экономическими проблемами, рынок ЦОДов в 2017 году рос более чем уверенно. Это подтверждают статистические данные по вводу новых коммерческих и корпоративных ЦОДов, а также расширению возможностей существующих площадок. Кроме того, г-н Фосс отметил специфическое, хотя и не слишком существенное влияние криптовалют на рынок data-центров: «Дополнительный интерес к центрам обработки данных придал рост котировок криптовалют, но это, конечно, был временный спекулятивный спрос, быстро спавший вместе со снижением курса биткоина». Среди наиболее существенных тенденций развития рынка г-н Фосс отметил рост популярности модульных решений, которые постепенно отнимают долю у традиционных ЦОДов в капитальных зданиях, и всплеск интереса к решениям класса микроЦОДов (от 1 до 5 стоек), связанный с популярностью гибридной облачной модели.


Дмитрий Фокин, управляющий директор IXcellerate

Управляющий директор IXcellerate Дмитрий Фокин, отмечая динамику развития его компании за 2017 год, говорит, что они более, чем в два раза увеличили собственные мощности и удвоили выручку.

Импортозамещение: да или нет?

Несмотря на то, что тема импортозамещения, интерес к которой искусственно подогревался последние несколько лет, уже сошла с первых полос изданий, она до сих пор остается актуальной. Очевидно, что масштабных изменений на рынке коммерческих ЦОДов не произошло, тем не менее какое-то влияние программа, курс на выполнение которой взят на государственном уровне, должна была оказать на столь насыщенную ИТ отрасль. Именно об этом мы и решили спросить непосредственных представителей рынка.

Ольга Соколова (Linxdatacenter) справедливо замечает, что ЦОДы – это чрезвычайно высокотехнологичная и ресурсоемкая область IT-рынка, поэтому создать аналоги решений мировых вендоров за два-три года просто невозможно. Г-жа Соколова отметила появление на рынке единичных российских решений в сегменте СХД и серверных стоек, локализованного производства SSD-дисков в Калининграде, программных продуктов для ЦОДов российской разработки, однако добавила, что назвать это единой стратегией импортозамещения никак нельзя. «Пока на рынке ЦОДостроения доминируют решения мировых вендоров – таких, как Schneider Electric, Vertiv, Stulz, FG Wilson», – добавляет она. Кроме того, особый акцент в Linxdatacenter делают на том, что коммерческие data-центры – это частные структуры и политика импортозамещения касается их в значительно меньшей степени, чем компаний с госучастием.

Евгений Горохов (Stack Group) убежден, что существенных изменений на рынке в связи с политикой импортозамещения не произошло, так как основные компонентные базы по-прежнему являются импортными. По его мнению, крупные компании стараются учитывать тренд на привлечение российского производства и использование частично российских компонентов, однако доминируют на этом рынке именно иностранные компании.

Валентин Фосс («Утилекс») согласен с коллегами и говорит о том, что стратегия импортозамещения большей частью остается на трибунах и в презентациях, тогда как на деле существенных изменений доли российских решений в общих объемах поставок не произошло. Говоря о причинах сложившейся ситуации, г-н Фосс полагает, что проблема заключается в отсутствии эффективных инструментов по поддержке отечественных производителей. В качестве примера он напоминает, что попадание в реестры российских производителей и продуктов – задача не только трудная, долгая и подчас финансово затратная, но к тому же не дающая никаких гарантий по облегчению работы компании на внутреннем рынке. Тем не менее у компании «Утилекс» был реализован ряд проектов, в которых важную роль в выборе решений играло их российское происхождение. «Это пока исключение из правил. Тем не менее пусть не очень большое, но движение есть», – добавляет он. Однако в целом рынок отечественных серверных решений выглядит не очень привлекательно. «С точки зрения российского предложения рынок вырос кратно. Количество компаний, предлагающих отечественные решения для создания data-центров растет как на дрожжах. Правда, и потребителям, и кураторам из власти стоит понимать, что большинство решений – квазироссийские, так как из отечественного в них максимум ограждающая конструкция или блочная сборка компонентов, а все ключевые инженерные системы импортные», – заключает г-н Фосс.

Роман Гоц (Atos) считает, что политика импортозамещения подтолкнула российских заказчиков к более ответственному выбору сервисов и продуктов. Говорить об отечественных аналогах зарубежных решений в области ЦОДов, по его мнению, пока не приходится, так как их все еще не существует. В то же время определенные движения происходят: в 2017 году было подписано соглашение Atos с НПП «Маяк» о локализованном производстве серверов Bull в России.

Дмитрий Фокин (IXcellerate) отмечает, что при строительстве ЦОДов целый ряд материалов - стойки, заграждения, система безопасности, электроснабжение, которые ранее закупались заграницей, теперь стали поставляться из России, что значительно упрощает логистику и повышает конкурентоспособность.

Сказ о зеленых технологиях

Глобальное потепление, парниковые газы, повсеместное ухудшение экологии – эти и многие другие проблемы стоят сегодня на повестке дня. В самых разных странах начинают задумываться над тем, что можно сделать для минимизации антропогенного влияния на окружающую среду. Очевидно, что зеленые технологии в значительной степени касаются IT-отрасли, которая также оказывает не самое благоприятное влияние на природу как минимум за счет высокого потребления электроэнергии. Есть мнение, что в России еще не осознали важности и необходимости внедрения зеленых технологий. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле и как в действительности обстоят дела с зелеными технологиями на рынке data-центров в России.

Большинство спикеров, с которыми нам удалось пообщаться, сходятся во мнении, что зеленые технологии на российском рынке пока не востребованы. Евгений Горохов (Stack Group) говорит о том, что серьезного тренда на использование зеленых технологий не наблюдается. В то же время он отмечает, что Stack Group все же старается повысить экологичность используемых технологий за счет ежегодной модернизации оборудования и внедрения энергосберегающих решений.

Соглашается с коллегой и Валентин Фосс («Утилекс»), который отмечает, что зеленые технологии у нас пока неактуальны, даже несмотря на то, что стоимость электричества для промышленных потребителей в России уже выше, чем в США. Он замечает, что интерес к зеленому существует, однако капитальные затраты по этому направлению таковы, что ни о каком реальном спросе на них говорить не приходится. Одной из причин подобного положения вещей г-н Фосс называет экологические требования, которые у нас существенно менее жесткие, чем в западных странах.

Более подробно осветил вопрос Дмитрий Гачко («ИТ-ГРАД»), заметив, что существует два довольно разноплановых подхода к развитию зеленых технологий. «Первое – когда тепловая свободная энергия, генерируемая data-центром, дополнительно утилизируется. К таким примерам относится, например, проект IBM, когда в Швейцарии data-центр компании использовался для обогрева общественного бассейна, вода в котором подогревалась через систему теплообменников или, когда отработанное тепло шло на обогрев домов. Если говорить об этом, для российского рынка такой подход неактуален ввиду дороговизны и неурегулированности таких решений, в большей степени это имиджевые проекты», – рассказывает он.

Второе направление – повышение эффективности ЦОДов. Как напоминает г-н Гачко, существует термин PUE, который отражает энергоэффективность data-центра с точки зрения затрат на охлаждение и бесперебойное электропитание. И сегодня многие ЦОДы стремятся к наилучшему значению этого показателя (идеально, если он равен 1). В частности, data-центр Xelent добился среднегодового PUE на уровне 1,29. Как утверждает г-н Гачко, это лучший показатель в стране, если анализировать публично доступные данные по состоянию на 1 января 2018 года. «Следовательно, подход, при котором эффективность ЦОДов повышается, довольно востребован, так как более 50% операционных затрат для data-центра – это электроэнергия», – заключает он.

Ольга Соколова (Linxdatacenter) считает, что соблюдение экологических стандартов в работе data-центров – довольно актуальная сегодня тенденция, особенно на Западе. Она отмечает, что крупные корпорации, для которых ЦОДы являются ключевым элементов бизнеса, стараются решать задачи энергообеспечения наиболее зелеными способами. «Например, реализуются проекты собственных ветряных станций, а вырабатываемая ЦОДами энергия идет на обогрев жилых объектов», – поясняет г-жа Соколова. Среди причин, по которым вопрос зеленых технологий для ЦОДов в России является не особо актуальным, г-жа Соколова называет значительно более медленное становление альтернативной энергетики в России в сравнении с Европой и Америкой. «Также механизмы распределения избыточного тепла тормозятся необходимостью получать лицензию на этот вид деятельности. Но при создании условий для отраслевого внедрения зеленых решений они, безусловно, будут востребованы и у нас в стране», – добавляет она.

Роман Гоц (Atos) говорит, что практика компании наглядно показала неактуальность этого вопроса в России. Он отметил, что Atos обладает значительным числом патентов в сфере зеленых технологий, в том числе и таких, которые демонстрируют хорошие результаты по показателю PUE, однако российские заказчики интересуются этими продуктами не очень часто. «Передовые зеленые технологии внедряются у многих наших заказчиков. Но не в России. Стоимость киловатта электроэнергии в нашей стране – одна из самых низких в мире. Возможно, поэтому российские клиенты не очень обеспокоены аспектами применения энергосберегающих технологий в своей инфраструктуре. Но мы надеемся, что ЦОДов будет все больше, а вопрос энергоэффективности для российского IT-рынка станет намного актуальнее», – рассказывает г-н Гоц.

Дмитрий Фокин (IXcellerate): «В России зелёные технологии обычно стоят слишком дорого с точки зрения капитальных затрат (СAPEX). Внедрение приносит экономию в основном только электроэнергии. Однако электричество в РФ по сравнению с другими странами и без того достаточно недорогое, а капзатраты – намного дороже из-за высокой процентной ставки. Поэтому, на сегодняшний день, зелёные технологии в России менее актуальны, чем в западных странах».

(Продолжение следует)

Опубликовано 29.03.2018

Похожие статьи