Рынок дата-центров в России: частные ЦОДы и сервис

Логотип компании
Рынок дата-центров в России: частные ЦОДы и сервис
Чтобы полноценно конкурировать на таком сложном с технической точки зрения рынке, как дата-центры, необходимо предоставлять высокоуровневое сервисное обслуживание стоек или отдельных категорий оборудования для них. Соответствующие специалисты должны разбираться в линейках аппаратуры разных вендоров.

(Окончание. Начало в IT News №01/2023)

Системы охлаждения

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о том, какие бренды и технологии используются в области систем охлаждения ЦОДов. Как рассказывает директор направления дата-центров Selectel Роман ВЕНЕДИКТОВ, в их дата-центрах применяются разные схемы: фреоновое охлаждение, чиллерные системы, схемы прямого фрикулинга. Все зависит от даты введения ЦОДа в эксплуатацию, его площади и внутреннего расположения стоек: чем старше дата-центр, тем больше нюансов следует учитывать при создании системы.

«Самой энергоэффективной системой охлаждения ЦОД для нашего региона на данный момент является фрикулинг. Этот метод значительно дешевле в капитальных затратах и эксплуатации, чем классические системы. Кроме того, фрикулинг с использованием абсорбционной холодильной машины (АБХМ) на природном газе еще и одна из наиболее экологичных систем, так как в качестве холодильного агента используется вода, а не фреон», – рассказывает г-н Венедиктов.

Как утверждает директор по инфраструктуре IXcellerate Ростом МАРГИЕВ, в дата-центрах компании используется комбинированная система охлаждения с применением фреонового решения и жидкостного хладоносителя на базе чиллеров с фрикулингом и адиабатическим предохлаждением.

Если же говорить о конкретных производителях оборудования, с которыми сотрудничают отечественные коммерческие ЦОДы, то, например, Selectrel с 2020 года работает с компанией «Рефкул»: в дата-центре «Берзарина» в Москве используются чиллеры и прецизионные шкафы этого производителя.

Сервисное обслуживание

Чтобы полноценно конкурировать на таком сложном с технической точки зрения рынке, как дата-центры, необходимо предоставлять высокоуровневое сервисное обслуживание стоек или отдельных категорий оборудования для них. Соответствующие специалисты должны разбираться в линейках аппаратуры разных вендоров.

Сотрудники Selectel занимаются полным обслуживанием стоек, находящихся на территории дата-центров компании и используемых для предоставления услуг ее заказчикам. Обладая богатой экспертизой, они работают с оборудованием обширного пула вендоров. Как рассказывает Роман ВЕНЕДИКТОВ (Selectel), в случае если клиент использует услугу аренды юнитов (colocation), технические эксперты компании по умолчанию занимаются монтажом оборудования, а также обеспечением температурного режима, защиты стоек и электроснабжения, в то время как представители заказчика следят за их работоспособностью. Тем не менее у клиента есть возможность воспользоваться услугой “Remote & Smart Hands” – это расширенное удаленное обслуживание, например замена комплектующих или кабелей питания.

Как подтверждает Ростом МАРГИЕВ (IXcellerate), аналогичная услуга “Remote Hands” есть и в портфолио IXcellerate. В общем и целом, специалисты департамента клиентского сервиса IXcellerate готовы помочь решить любые задачи заказчика в режиме 24×7.

Александр БЕСПАЛОВ, руководитель отдела управления продукцией компании ENERGON подчеркивает исключительную важность сервиса для клиентов, особенно работающих в сегменте ЦОДов. Именно поэтому ENERGON обеспечивает как внутренние дополнительные сервисы – входной и выходной контроль качества продукции, так и внешние – пусконаладка и настройка, ремонт оборудования. За время своей работы компания значительно расширила техническую компетенцию и имеет обширный отдел технической поддержки, сервиса и НИОКР.

Частные ЦОДы

Что касается помощи клиенту в построении собственного ЦОДа и формировании архитектуры проектного решения, то подходы у компаний отличаются незначительно. Ростом МАРГИЕВ (IXcellerate) коротко отметил, что такие проекты уже были неоднократно реализованы его компанией. В рамках их формирования инженеры IXcellerate могут использовать аппаратуру любых вендоров, которые будут гарантировать соблюдение требований SLA для заказчиков и, главное, эта аппаратура будет доступна для закупки и дальнейшей сервисной поддержки со стороны производителей.

В свою очередь, Роман ВЕНЕДИКТОВ (Selectel) подчеркнул, что его компания специализируется на предоставлении IaaS- и PaaS-сервисов клиентам на базе собственных дата-центров в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Помимо этого, Selectel предоставляет услуги на базе партнерских площадок в Новосибирске и Ташкенте, обеспечивая все необходимые мощности для размещения инфраструктуры клиентов, а специалисты компании готовы оказать помощь в настройке оборудования.

Как утверждает Александр БЕСПАЛОВ (ENERGON), его компания обладает достаточным штатом технических специалистов и обеспечивает полноценную поддержку в расчетах и реализации любых проектов по поставке свинцово-кислотных и литий-ионных аккумуляторных батарей.

Динамика цен и б/у техника

Как говорит Роман ВЕНЕДИКТОВ (Selectel), после вынужденного повышения цен на ключевые сервисы в марте 2022 года, которое произошло практически у всех игроков рынка, тарифы на услуги Selectel в течение прошлого года больше не увеличивались.

Безусловно, все компании ведут постоянный поиск возможностей для снижения цен. Так, осенью Selectel на 30% снизила стоимость услуги DBaaS – развертывания, настройки и администрирования кластеров баз данных, был также запущен аукцион выделенных серверов. Помимо этого, недавно Selectel представила прерываемые виртуальные машины, позволяющие компаниям экономить до 75% стоимости инфраструктуры в зависимости от выбранной конфигурации сервера.

Остальные спикеры комментировать данный вопрос не пожелали, однако прояснили ситуацию с использованием б/у аппаратуры для ЦОДов, что также напрямую связано с ценовой динамикой продуктов и услуг в этой сфере. В последнее время в России это становится все более актуальным трендом.

Ростом МАРГИЕВ (IXcellerate) пояснил, что ряд заказчиков сегодня рассматривают возможность работы на б/у серверах и коммутаторах, а также готовы использовать серверные шкафы и внутришкафные PDU, оставшиеся от других проектов. Главным условием при этом является чистота и исправность оборудования, поэтому служба эксплуатации дата-центра совместно с заказчиками осуществляет его проверку и предоставляет условия для чистки и подготовки к повторному использованию. Кроме того, по согласованию с заказчиком специалисты IXcellerate проводят испытания отказоустойчивости смонтированного и подключенного оборудования непосредственно перед его вводом в эксплуатацию.

Выводы

Несмотря на все сложности, рынок ЦОДов продолжает жить и приспосабливаться к особенностям нынешней реальности. Однако пока у нас нет точных данных, в какой степени сбылся прогноз аналитических агентств относительно небольшого, но все же роста этого рынка в 2022 году. Сколько новых стойко-мест было введено, мы узнаем несколько позже, и тогда можно будет сделать более глубокие выводы, оценить степень замедления роста.

В то же время не стоит забывать, что рынок замедляется вопреки растущему спросу на соответствующие услуги из-за логистических, лицензионных и санкционных проблем, дефицита аппаратуры и, как следствие, повышенных цен на конечные услуги. Это останавливает многих потенциальных заказчиков от реализации новых проектов в надежде, что спустя какое-то время ситуация улучшится. По тем же причинам откладывается расширение уже существующих мощностей.

И все же, повторяю, рынок услуг коммерческих дата-центров в России в ближайшее время продолжит расти, вопрос только в том, на какой процент.

Опубликовано 08.02.2023

Похожие статьи