УправлениеИТ в бизнесе

ИТ и бизнес. Созависимые отношения

Ольга Попова | 24.10.2020

ИТ и бизнес. Созависимые отношения

  1. Расставим точки над i
  2. Reset, или Смена парадигмы от технаря к управленцу
  3. Экзамен на профпригодность
  4. Не пичкайте голову файлами, не проапргейдив процессор
  5. Гранит науки
  6. KPI: «измерить нельзя управлять»
  7. Excel вместо ERP
  8. Треугольник Карпмана, или В какие игры играют айтишники

О том, что хочет бизнес от ИТ говорят последние лет двадцать. Спорят о роли ИТ в бизнес-структуре организации, о взаимоотношениях с другими подразделениями, о подчиненности CIO, о том, как новейшие технологии могут легко вознести на Олимп или похоронить успешную компанию и т.д. Среди наиболее известных экспертов – Терри Уайт, Джеффри Мур, Николас Карр, Клейтон Кристенсен и многие другие.

Их заслуги на ниве ИТ-просвещения бизнеса бесспорны. Это то, что называется must read. Но для отечественного ИТ-директора не меньше пользы могут принести статьи, основанные на личном опыте российских CIO. Например цикл статей Сергея Горшенина «IT vs Business», опубликованный в журнале IT Manager в 2015-2019 годах.

Почему ИТ и бизнес зачастую говорят на разных языках? По какой причине, несмотря на все плюсы, которые дают информационные технологии, положение большинства ИТ-подразделений, являющихся драйвером внутри компаний, находится далеко не в первых рядах этих самых компаний?

В своих статьях автор рассматривает как объективные, так и субъективные факторы, анализирует их и дает оценку, насколько тот или иной из них влияет на положение ИТ-подразделения в компании.

Расставим точки над i

Первая часть раскрывает точки зрения ИТ и бизнеса друг на друга. При этом точка зрения бизнеса достаточно проста и понятна, он хочет знать, куда идут деньги и когда он получит финансовую отдачу от вложений: «Ситуация на рынке требует постоянных изменений, и мы не можем ждать, пока вы все это сделаете и оттестируете в вашей системе. Расходы на ИТ непрозрачны, и мы не понимаем, на что вы тратите деньги, которые мы зарабатываем для компании…». Другая сторона утверждает, что руководство отводит ей роль обслуживающего подразделения, не допуская к решениям стратегических задач.

У бизнес-пользователей своя правда - им кажется, что сотрудники ИТ-подразделения ничего не делают. Подпитываясь таким мнением, руководство считает, что бесполезно нести дополнительные затраты на то, что и так работает. И начинаются сокращения персонала и уменьшение бюджетов на ИТ. Нетрудно догадаться, что в итоге это приводит к отказам оборудования, потере данных, сбоям в работе. При этом претензии всегда, по мнению руководства, опять-таки к ИТ-подразделению. Можно ли разорвать этот порочный круг претензий? Автор считает, что точно можно попробовать. Поэтому вторая часть называется…

Смена парадигмы

Фактически — это перезагрузка ИТ. Перезагрузка, которая, позволит ИТ максимально соответствовать тому бизнесу, чьим неотъемлемым элементом она является. И не просто соответствовать, а способствовать эффективному достижению бизнесом своих целей. По мнению автора, ИТ-директора должны почувствовать себя управленцами. Что может им помочь? Например, тест «Практическое задание кандидату на позицию ИТ-директора». Такое практическое задание обычно предлагают на собеседовании, поэтому можно потренироваться заранее.

Экзамен на профпригодность

В третьей части разбираются ошибки тех, кто прошел предыдущий этап. Например, указывая цели компании, многие соискатели должности ИТ-директора забывали о специфике предприятия, упуская из виду то, что у мебельного производства и ретейла подцели и задачи будут разными, а значит, очень сильно будут отличаться ключевые цели ИТ-подразделения. Эти и другие ошибки понимания бизнеса зачастую приводят к тому, о чем говорилось в первой части.

Не пичкайте голову файлами, не проапргейдив процессор

В четвертой части речь идет об ожидании прибыльного ИТ. По словам автора, формирование из ИТ центра прибыли — вещь неплохая, однако все должно быть в меру. Чтобы не получилось так, что, гонясь за формированием прибыли, ИТ перестанет обращать внимание на сам бизнес. К тому же говорить об ИТ как о центре прибыли внутри материнской компании, пока не отлажена функция поддержки основного бизнеса, вообще противопоказано. Иначе еще немного и ИТ заместит основной бизнес собой.

Гранит науки

Управленцами в ИТ не рождаются. И поэтому пятая часть посвящена образованию. Как выбирать школу, курсы, учителя. В процессе обучения единственный качественный управленческий опыт, который ты получаешь, — это работа в командах. Все остальное можно смело в той или иной степени отнести к категории «Узнаете, как получать дорогие подарки». К тому же очень многое зависит от тьюторов. Если у них богатый практический опыт, то слушатель имеет возможность не просто получить сухую теорию, но и узнать, каковы особенности ее применения на практике в различных ситуациях. В противном случае это будет набор неких шаблонов, не всегда применимых в конкретной компании. И самое главное — никто не предупреждает, что модель A работает только на большой выборке, а модель B — просто маркетинговая фантазия на тему рынка, которая позволяет чуть расширить кругозор.

KPI: «измерить нельзя управлять»

Почему KPI неразрывно связано с понятием «мотивация персонала», но на самом деле к мотивации персонала система KPI не имеет никакого отношения, вы узнаете из шестой части цикла статей.

При этом KPI - вещь чрезвычайно полезная при грамотном использовании. Главное – правильно построить систему метрик. Ключевой аспект, на который следует ориентироваться — люди-деньги-время. Как, став ИТ-руководителем в новой компании, оценить наличие и зрелость управленческого учета в ИТ-подразделении через KPI? Познакомьтесь с дельными советами этой статьи.

Excel вместо ERP

Седьмая часть – о разумном балансе нового и старого. Новой цифры и классических ИТ. Резонный вопрос: Появление новых направлений в ИТ и смежных областях – это необходимое условие дальнейшего развития компаний и бизнеса или же попытка ИТ-отрасли на волне хайпа увести фокус внимания бизнеса, открыто выражающего недовольство современными ИТ-подразделениями, на новомодные концепции и технологи? Кстати, ИТ-директора, по уверению автора до сих пор лучшей системой управленческого учета считают Excel. Не верите? Спросите в бизнес-сообществах. Только сделаем уточнение: речь не о том, какое ПО «внедрено», а о том, какой инструмент в конечном счете используется.

Треугольник Карпмана, или В какие игры играют айтишники

В восьмой части рассматривается как известные жертва-спасатель-агрессор проявляют себя в ИТ. Как спасатель-айтишник постепенно становится сначала агрессором, а потом жертвой. По субъективной оценке автора, до 80% всех сотрудников, занятых в ИТ-деятельности компаний, «бегают» по треугольнику Карпмана годами. К тому же чем более интеллектуальная и творческая составляющие, тем более сильно бьет маятник. Что же делать, дабы не получилась ситуация, описанная Эриком Берном на примере сказки про Красную Шапочку, в которой волк был Агрессором, но сказка закончилась вспоротым брюхом волка? Ответ очень простой: постарайтесь следовать набору определенных правил. Каких? Читаем статью.

***

Редакция надеется, что восьмая часть не станет заключительной, так как в истории «IT vs Бизнес» рано ставить точку. Ждем продолжения…

CIO

Горячие темы: Бизнес в цифре


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

К намекам Gartner о том, что пора бы AI перестать тратить и начать зарабатывать, добавляются требования суровой действительности о необходимости быстрой адаптации к изменениям и скорости принятия решений в условиях растущей конкуренции.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям?
Несколько человек из пришедших на курс оказались ярыми противниками любых стандартов, методик и лучших практик. Причем подавали своё неприятие под соусом «я – практик с более чем десятилетним опытом».

Компании сообщают

Мероприятия